Роспотребнадзор выступил с инициативой об ужесточении наказания за нарушение требований к маркировке генетически модифицированной пищевой продукции. В размещенном на сайте ведомства законопроекте предлагается штрафовать за недостоверную информацию о наличии в продуктах компонентов, полученных из генно-инженерно модифицированных организмов или с их использованием. Согласно документу, для индивидуальных предпринимателей административный штраф составит от 20 до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 до 150 тыс. рублей. По мнению исполнительного директора компании «Совэкон» Андрея Сизова, предложение Роспотребнадзора возможно во многом связано со звучавшими ранее заявлениями президента Владимира Путина о том, что Россия должна защитить своих граждан от употребления продуктов питания, полученных из ГМО. Сходную точку зрения озвучил и премьер-министр Дмитрий Медведев, отмечавший, что наша страна не намерена ввозить к себе подобные продукты. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, столь негативное отношение к ГМО объясняется тем, что ученым до сих пор не удалось доказать абсолютную безопасность применения ГМО, а это значит, что нельзя исключать их негативного влияния на здоровье человека в долгосрочной перспективе.
Что же касается предложенных мер, то их нельзя назвать запретительными: производителей просто хотят обязать честно информировать покупателей о наличии ГМО в их продукции. Однако, по мнению Сизова, здесь речь, в первую очередь, идет не о наличии или отсутствии генно-модифицированных компонентов в пище, а о степени их содержания. «К примеру, в Европе, где этот вопрос жестко контролируется, для продуктов с содержанием ГМО до 0,9%, специальной маркировки не требуется, если же содержание этих компонентов выше, то на упаковке должна присутствовать соответствующая отметка», — пояснил эксперт. Если предложенный законопроект вступит в силу, то производителей ожидают дополнительные расходы на сертификацию и выпуск обновленных версий упаковок. Разумеется, понесенные издержки, скорее всего, будут включены в стоимость товара, так что платить за потенциальные нововведения придется покупателям.