Журнал «Агротехника и технологии»
Мировой и российский рынок продукции из растительного белка демонстрирует рост, подогреваемый всё увеличивающейся армией потребителей, считают представители данного сегмента продуктов питания. Мнение отраслевых союзов, объединяющих производителей традиционной продукции, совершенно противоположно — данная динамика не более чем дань моде, полагают они, а, стало быть, продукции из растительного белка суждено занять лишь узкую нишу. Своим мнением о будущем нового тренда с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка
По данным союза производителей «Растительные продукты», потребление продуктов питания на растительной основе демонстрирует рост: за последние несколько лет в производство альтернативной еды вложился целый ряд российских компаний крупного и малого бизнеса. Так, Tashir Food запустила производство растительного мяса, инвестировав в это направление 270 млн руб., Velle — растительного молока, потратив 1,9 млрд руб. А «ЭФКО» делает ставку на оба направления. Группа компаний вложила 4 млрд руб. в развитие собственной̆ линейки растительного мяса (в планах нарастить его производство в течение трёх лет до 40 тыс. тонн в год) и около 600 млн руб. в производство растительных альтернатив молоку.
«Мы верим, что на горизонте 10 лет гарантированно произойдёт замещение натурального мяса растительным, которое займет от 5 до 10% рынка», — рассказал исполнительный директор «ЭФКО» Сергей Иванов на прошедшем в декабре 2022 года форуме «Агрохолдинги России». Он также отметил, что как только стоимость растительного мяса окажется в ценовом диапазоне между курицей и свининой, его можно будет поставлять в страны Африки и Юго-Восточной Азии.
Вслед за мировым трендом
Набирающие популярность альтернативные продукты питания — влияние западного тренда, пришедшего в Россию с определённым запозданием, отмечают в союзе производителей продукции на растительной основе, приводя данные Nielsen IQ о том, что в 2021 году сегмент таких продуктов в России вырос в денежном выражении на 18% и на 19% — в натуральном. Также со ссылкой на исследования Nestlé в союзе отмечают, что 87% потребителей на зарубежном рынке, в частности, в США, уже так или иначе включают в свой рацион растительный белок.
«Подобная динамика говорит о том, что рынок продуктов из растительного белка перестал быть нишевым. Индустрия инновационных продуктов на растительной основе за последние несколько лет пережила революцию. Изменилось не только качество и разнообразие выпускаемой продукции, но и портрет потребителя, который вышел за рамки категории вегетарианцев», — считают в отраслевом объединении.
В целом по данным союза «Растительные продукты», в России доля растительного мяса на рынке растительных продуктов в 2022 году составила около 15%, а молочных — 55%. В мире же на сегодняшний день доля растительных белков на рынке составляет 2%, но по прогнозам к 2035 году уже достигнет 11%.
Также в союзе отмечают, что многие мировые производители традиционных продуктов питания и напитков в рамках диверсификации начали приобретать компании, производящие продукцию из растительного белка. Так, одной из первых подобных инициатив стала покупка бренда Alpro компанией Danone в 2016 году, а в 2018-м компания Unilever приобрела The Vegetarian Butcher.
Растущий тренд на производство продукции из растительного белка подтверждают и в консалтинговой компании «Технологии доверия», отмечая, что мировой рынок растительного молока уже сейчас составляет около $15 млрд и может удвоиться к 2030 году. Объём рынка растительного мяса несколько меньше — $6 млрд, но несмотря на это уже к 2030 году он также сможет сравняться с рынком растительного молока, полагают эксперты. В целом же ожидаемый темп роста мирового рынка альтернативных продуктов питания ожидается на уровне 10%, но в отдельных регионах может доходить до 15%.
«Лидирующие позиции в этом направлении занимает Северная Америка: на её долю приходится почти 40% мирового рынка продукции из растительного белка, причём наибольшая доля приходится на США и Канаду, где высокий уровень потребления растительного белка обусловлен, главным образом, увеличением числа вегетарианцев. Доля Европы на мировом рынке — около 35%, что объясняется спросом на здоровое питание и популяризацией преимуществ растительного белка, а также активным продвижением этих продуктов в супермаркетах и ресторанах. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также наблюдается значительный рост спроса на растительный белок. Наибольшую долю в этом регионе занимает Китай», — рассказывает директор практики по предоставлению услуг компаниям АПК консалтинговой компании «Технологии доверия» Антон Виноградов.
Новая еда для новых людей
Своими основными потребителями российские производители продукции из растительного белка видят преимущественно новые поколения.
«Наши покупатели — это поколения X, Y, Z, люди, следящие за своим здоровьем и активно занимающиеся спортом, креативные, верящие в прогресс и развитие цивилизации, — рассказывает директор находящегося в стадии проработки проекта по производству растительного мяса «Таврос Экопульс» Павел Авдонин.
Анна Литвинова, основатель компании Yogurt Shop, производящей растительную молочную продукцию, покупателями видит людей с лактозной недостаточностью и тех, кто придерживается определённой диеты или ограничений.
А вот генеральный директор компании-производителя растительного мяса Greenwise Артём Пономарёв считает, что если раньше основными потребителями их продукции были вегетарианцы, флекситарианцы («гибкие» вегетарианцы) и иные специализированные категории, то сегодня это и сторонники ЗОЖ, и зумеры (представители поколения Z — люди, родившиеся в конце 90-х — начале 2000-х), и обычные потребители, не относящие себя к какой-то отдельной категории.
При этом спрос на различные виды продукции неодинаков, добавляет директор бренда «НЕ МЯСО» компании Tashir Food Марина Ройлян. По её словам, растительное молоко продаётся значительно лучше, чем мясо. То же самое касается и спроса в зависимости от региона: в основном, он поддерживается за счёт Москвы и городов-миллионников.
То, что спрос на продукцию из растительного белка в России, в основном, формируют жители крупных городов, подтверждает и Антон Виноградов.
В регионах подобная продукция практически не представлена, что, безусловно, замедляет рост данного сегмента, отмечает он.
Среди других, сдерживающих рост отрасли факторов, Виноградов отмечает слабую популяризацию растительных заменителей животного белка как части здорового образа жизни и более высокую цену на такую продукцию.
«Дорогие инновационные заменители вряд ли найдут широкое распространение и вызовут большой интерес у российского потребителя в ближайшие 10-15 лет, пока не произойдёт удешевления технологий, а вкусовые характеристики максимально не приблизятся к вкусовым характеристикам традиционных продуктов», — считает Антон Виноградов.
В Союзмолоко также отмечают, что рост данного сегмента наблюдается, в основном, в крупных городах-миллионниках, поскольку к продукции на растительной основе, в основном, проявляют интерес покупатели с достатком выше среднего.
Трудности производства
«Как только мы найдём или разработаем технологии, позволяющие снизить себестоимость выпускаемой нами продукции на растительных белках, чтобы она стоила меньше натуральной, тогда перейдём к массовому выпуску», — делятся планами в «Таврос Эко Пульс», добавляя, что компаниями-производителями альтернативной еды ведутся разработки таких технологий, но в реализацию пока идут пилотные или мелкосерийные проекты.
Основатель компании Yogurt Shop Анна Литвинова рассказывает, что технология производства молочной продукции на растительном белке не сильно отличается от классической технологии производства. Единственное отличие состоит в необходимости добавлять натуральный загуститель агар-агар.
Для запуска производства в Москве и Сочи ей потребовалось 3 года и более 12 млн руб. инвестиций. В других городах — Петропавловске-Камчатском и Хабаровске — проект развивается по франшизе, потому что продукцию с небольшим сроком хранения везти на далёкие расстояния не получается. Сейчас совокупный объём производства продукции на её предприятии составляет около 50 тонн в год, из них примерно 35 — продукция на растительной основе, оставшиеся 15 тонн — безлактозная и натуральная.
По словам Анны Литвиновой, срок окупаемости проекта в разных городах отличается. Так, московский проект, в который было вложено 10 млн руб., в отличие от сочинского, куда было инвестировано 2,4 млн руб., так пока и не вышел на рентабельность.
В Tashir Food отмечают, что их первый раунд инвестиций в размере около $2 млн себя уже окупил. В Greenwise вышли на окупаемость в первый же год, а в «Таврос Экопульс» проект ещё находится в стадии проработки.
Несмотря на это представители ассоциаций смотрят на будущее продукции на основе растительного белка менее оптимистично.
«В целом мы оцениваем сектор растительной молочной продукции не более чем в 1-1,5% от всего рынка молока, хотя помещать растительные аналоги в одну группу с обычным молоком некорректно», — комментируют в ассоциации «Союзмолоко».
Как считают в «Союзмолоко», в среднесрочной перспективе шансы замены традиционных молочных продуктов растительными аналогами крайне низки, так как цена на альтернативные продукты питания остаётся довольно высокой. А это в свете инфляционных процессов последних лет и стагнирующих доходов населения является серьёзным барьером для интенсивного роста категории.
«Безусловно, новинки всегда пользуются популярностью, но затем волна интереса традиционно снижается. То же ожидает и продукцию на основе растительного белка, которая после спада интереса к ней начнёт входить, преимущественно, в рацион вегетарианцев. При этом спрос на обычную молочную продукцию как внутри страны, так и на мировом рынке имеет высокий потенциал к росту. По прогнозам ФАО ООН, потребление молока и молочных продуктов в мире в ближайшие годы будет расти динамичнее, чем спрос на другие категории», — говорят в «Союзмолоко».
Скептически относится к модному тренду и руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его мнению, растительное мясо останется сугубо нишевым продуктом, что, собственно, и показал опыт прошлых лет, когда на волне разговоров о будущем человечества, изменении климата и этическом отношении к животным мировые компании вкладывали огромные средства в продвижение продукции на основе растительного белка, а рестораны вводили её в своё меню. По причине низкой базы отрасль, конечно, демонстрировала высокие темпы, но интерес к этому направлению вскоре прекратился, а с ним и рост.
«Представление о том, что всё человечество только и думает, что об изменении климата и соблюдении прав животных, глубоко ошибочно: в реальности об этом говорят гораздо больше, чем думают, — уверен Сергей Юшин. — Сейчас, глядя на динамику снижения капитализации
ведущих мировых компаний-производителей мясной продукции на основе растительного белка, мы видим, что они находятся на грани банкротства, а многие сети общепита, разочаровавшись в скромных результатах продаж, перестали такую продукцию закупать».
В России, хотя и с запозданием, ситуация развивается аналогично, продолжает эксперт. Всё потому, полагает он, что данная продукция не дешёвая и ориентирована на довольно узкую прослойку имеющих определённые взгляды и менталитет потребителей, число которых практически не меняется. Впрочем, число тех же вегетарианцев в Европе тоже не растёт, добавляет Юшин.
«Перспективы у этого направления гораздо более скромные, чем об этом принято говорить. Подтверждение этому мы находим и на полках российских магазинов, где одно время растительные аналоги мяса действительно были представлены, но потом быстро исчезли, потому что кроме тех людей, которые по своим моральным и этическим воззрениям являются потребителями данной продукции, все остальные, попробовав её, не нашли у неё никаких преимуществ», — комментирует Сергей Юшин, напоминая, что для России растительная мясная продукция не является новинкой: ливерная растительная колбаса третьего сорта производилась по ГОСТу ещё в 1930-е годы.
То же самое касается экспорта и мировой продовольственной безопасности, продолжает эксперт. Есть большое сомнение, что люди в странах Африки и Азии, которые сейчас не могут себе позволить мясо, станут потреблять его растительные аналоги. Во всяком случае проблему голода и увеличивающегося населения планеты гораздо легче решить при помощи традиционного сельского хозяйства, не сомневается он.
«Развитие генетики и селекции идёт такими темпами, что мы, не сильно увеличивая поголовье, вполне можем получать гораздо больше мяса. Через 20-25 лет нам надо будет произвести на планете приблизительно ещё 100 млн тонн к сегодняшним 360 млн т», — заключает Сергей Юшин.
И всё же, многие крупные российские и зарубежные производители продуктов питания на растительной основе продолжают расширять свой ассортимент продукции. Цифры говорят сами за себя. Если в 2018 году на мировом рынке присутствовало менее 50 компаний, развивающих это направление, то к 2022 году общее число зарегистрированных больших и малых предприятий, которые специализируются на производстве растительного мяса, яиц, молочных и морепродуктов, достигло более 780 по всему миру.
Тем не менее, у экспертов единого мнения о формирующемся рынке нет. Поэтому пропадёт ли в будущем интерес к такой продукции или, напротив, возрастёт, покажет только время.