Цифровые заложники. Децифровизации АПК не будет. А стагнация вполне прогнозируема

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Вследствие введения санкций и ухода с нашего рынка крупных разработчиков программного обеспечения российский АПК может натолкнуться на существенные препятствия, которые в лучшем случае затормозят дальнейшую цифровизацию отрасли, а в худшем и вовсе сведут возможность обслуживания интеллектуальных решений на нет. О том, есть ли в нашей стране альтернатива внедрённым на сельхозпредприятиях цифровым решениям, от которых зависит бесперебойная работа производств, журнал «Агротехника и технологии» выяснял у экспертов и участников рынка

По данным Высшей школы экономики, опубликованным в докладе «Индикаторы цифровой экономики: 2021», несмотря на рост совокупных по всем рынкам вложений в «цифру» - с 1,7% в 2016 году до 2,5% в 2020-м — позиция России в мировых рейтингах цифрового развития в зависимости от категории колеблется от 36 до 48 места. При этом оснащённость широкополосным интернетом и облачными технологиями в сельском хозяйстве в 2019 году составляла 74,3% и 20,9% соответственно. Для понимания, в социальной сфере эти показатели намного выше — 85,3% и 27%, а в финансовом секторе и вовсе достигают 93,8% и 38,5%.

Как рассказывает директор по развитию бизнеса в АПК ИТ-компании «КРОК» Александр Эдер, ссылаясь на данные исследования Digital Leader, в нашей стране насчитывается не более 30% предприятий, которые построили цифровой фундамент. И это, как правило, крупные холдинги. Как раз на их долю приходится растущий спрос на умные роботизированные системы, технологии больших данных, интернет вещей, блокчейн и кросс-платформенные решения. Без внедрения ERP, APS, MES, WМS, SCM, ТОиР управлять масштабными процессами на этих предприятиях просто невозможно. 

На это же указывает и заведующая отделом экономики инноваций Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Надежда Орлова. «Два года назад мы проводили опрос среди 22 крупнейших агрохолдингов на предмет внедрения ими цифровых технологий, и абсолютно все ответили, что это направление они считают приоритетным», — замечает эксперт. Сегодня в таких компаниях оцифрованы буквально все агрономические действия, а решения на основе стекающихся с полей данных принимаются почти исключительно в головном офисе, добавляет она.

Для остальных же участников рынка цифровизация в большинстве случаев является ситуационным и часто далеко не полностью интегрированным в структуру компании направлением, считает руководитель отдела «Умное земледелие» компании «ЭкоНиваТехника-Холдинг» и член экспертного совета платформы AgTechInventum Артём Новиков. 

«Чаще сельхозпроизводители внедряют наиболее эффективные и понятные системы, — рассказывает Новиков. — К примеру, система параллельного вождения может уменьшить потребление топлива на 10-15%, то же самое по посевному материалу». 

Даже при столь выборочном внедрении цифровых решений польза от них вполне ощутима, полагают специалисты. Другое дело, смогут ли все эти интеллектуальные инструменты ведения бизнеса быть эффективными сегодня, когда зарубежные компании-разработчики ПО ушли с российского рынка или приостановили обслуживание своих продуктов? И как теперь отечественные компании, подключившие иностранные решения, будут устранять проблемы, связанные с обслуживанием внедрённых систем?

Снимок экрана 2022-06-19 в 18.10.04.png

Цифровые заложники

То, что с введением санкций и уходом с российского рынка иностранных поставщиков IT-решений дальнейшая цифровизация отрасли может значительно осложниться, признают многие эксперты. Однако в публичном пространстве это предпочитают не озвучивать. Так, в целом ряде крупных агрохолдингов и перерабатывающих предприятий данную тему комментировать отказались. И только некоторые участники рынка в приватных беседах подтвердили наличие сложностей. 

Компании такого масштаба непременно должны были ощутить проблемы, не сомневается Надежда Орлова. 

Того же мнения придерживается и генеральный директор ») Артём Белов. Он отмечает, что в переработке, действительно, существуют определённые вопросы, правда, только в отношении ушедших с российского рынка системных интеграторов, которые поставляли ERP-решения. «Что же касается сырьевого сегмента, то ни о каких сложностях я не слышал. Программные продукты поддерживаются, работают и каких-то системных сбоев в молочном животноводстве мы не наблюдаем», — делится эксперт.

В большинстве своём участники рынка независимо от масштаба своих предприятий и направления деятельности стараются не афишировать проблемы, хотя бы даже они были всем очевидны.

«Есть, к примеру, крайне распространённый для мониторинга и управления автопарками сервис Wialon, являющийся белорусской разработкой, но сейчас, по некоторым данным, переехавший в Польшу. После известных событий компания заявила, что прекращает продажи в России и будет постепенно сворачивать деятельность. А между тем, продуктом пользуются достаточно большое количество и конечных пользователей, и разного рода отечественных интеграторов», — рассказывает Артём Новиков.

Проблему обслуживания интеллектуальных решений, которая возникла в связи с уходом с российского рынка западных игроков, подтверждает и генеральный директор предприятия «АГРОштурман» Александр Сорокин. Так, по его словам, российскому аграрию стало в последнее время затруднительно пользоваться системами точного земледелия, работающим на основе навигации GPS и платных высокоточных сигналов коррекции.

«Корректирующий сигнал со спутника идёт, но в закодированном виде.  Чтобы его использовать, необходимо заплатить, а американские партнёры перестали оформлять подписки. Теперь точность навигации техники при движении по полю ухудшилась и составляет не несколько сантиметров, как было ранее, а почти метр», — констатирует эксперт, добавляя, что в такой ситуации по его оценкам оказались десятки тысяч тракторов. 

О том, что прямые оплаты за использование иностранного программного обеспечения (ПО) стали для российских аграриев невозможны, говорит и генеральный директор компании «Инфобис» Владимир Коршунов.

«Некоторое время назад невозможно было оплатить лицензию повышающей точность подруливающей системы Trimble (системы определения местоположения по сигналам спутниковых систем глобальной навигации). Сейчас, правда, проблему решили, стали проводить оплату через Грузию и Казахстан», — отмечает он.

Непонятна и ситуация с дальнейшей работой самого программного обеспечения. Как известно, компания Microsoft приостановила предоставление услуг в России, а аналогичных по уровню отечественных разработок почти нет. Между тем с помощью зарубежного «софта» обеспечивалась не только жизнедеятельность любого предприятия (документооборот и т. д.), но также разработка и поддержка важных IT-решений, таких, как, например, GitHub, GitLab и сервисов от Atlassian. 

Без этих web-инструментов создание новых интеллектуальных продуктов для АПК, равно как и обслуживание старых будет сильно затруднено, уверены эксперты. Ведь продление лицензий этих продуктов с территории России теперь невозможно. То же самое касается и любых других сервисов, используемых при разработке и поддержке программного обеспечения, таких как Microsoft Visual Studio или средств разработки от JetBrains.

Всё это не может не сказаться на жизнедеятельности сельхозпредприятий, уверены аналитики. Сложности, с которыми по причине пробуксовки или полного отключения «софта» могут столкнуться агрокомпании, довольно обширны, предостерегают они. Это и утечка данных, и ухудшение работы производств (по причине выхода из строя датчиков контроля определённых процессов), и сбои в работе сельхозтехники (после обновления ПО машины могут встать во время посевной или уборочной), и отключение GPS (что повлечёт невозможность точного позиционирования). В худшем случае предприятиям может грозить полная остановка производства.

Тем не менее, несмотря на очевидные риски, цельного понимания, что происходит на рынке, у многих сельхозпроизводителей и переработчиков нет. Во многом это объясняется тем, что цифровизацией, в зависимости от уровня и специфики компании, могли быть выборочно охвачены совершенно разные направления деятельности, начиная от животноводства и растениеводства и заканчивая переработкой. 

Однако даже работа отдельных направлений, «подвергшихся цифровизации», но не интегрированных в общую структуру предприятия, крайне пагубно отразится на деятельности компании в целом из-за отсутствия поддержки цифровых решений, не сомневаются эксперты. К тому же, перейти на «ручное» управление будет сложно.

«Заменить выпавшие цифровые решения ручным трудом не получится уже по той причине, что так невозможно будет соблюдать технологии, к примеру, рецептуру и стабильность кормораздачи», — объясняет Артём Новиков.

История одного импортозамещения

«Если перестали работать какие-то западные продукты, наверное, надо искать альтернативу, даже если она несколько непривычна. Мы с командой пытаемся заместить иностранный софт с 2015 года», — делится Александр Сорокин.
По словам специалиста, его аграрная навигация, хотя и собранная из китайских комплектующих, продолжала работать, даже когда европейское оборудование переставало ловить спутниковый сигнал. Ведь оборудование компании «АГРОштурман» работает на отечественном программном обеспечении. Другое дело, что для создания этого ПО потребовалось пройти долгий путь.
«Для меня, как для собственника и руководителя, давно стало очевидно, что на одной дистрибуции далеко не уедешь, — рассказывает он историю своей разработки. — Мы первыми начинали продавать американскую с/х навигацию. Но поставщики постоянно создавали вокруг нас новых дилеров, не занимаясь регулированием цен, не учитывая специфики рынка, так что в конце концов стало ясно, что помимо дистрибуции необходимо создавать что-то своё».


От частного к общему 

Получается, в текущей ситуации нашей стране не остаётся ничего иного, как разрабатывать собственное ПО? Всё не так просто, предупреждают эксперты. Поскольку все отечественные разработки программного обеспечения завязаны на зарубежных программах, мы рискуем сильно просесть в качестве разрабатываемого в дальнейшем программного обеспечения, а также в обслуживании и модернизации уже имеющегося. Причина в том, что своих средств разработки у нас либо нет, либо они сильно уступают зарубежным аналогам. Понадобится огромное количество времени и денег, чтобы разработать свои решения.

Но, возможно, есть и другие варианты решения этой проблемы.

«В современном мире давно ничего не строят с нуля. Берут компоненты, объединяют, интегрируют, ставят туда какие-то свои программы и получается рабочий комплекс», — делится рецептом Владимир Коршунов.

По его мнению, заместить иностранное программное обеспечение отечественным более чем вероятно, тем более что огромное количество российского софта давно и успешно используется по всему миру. Александр Эдер также считает, что среди российских разработок в ряде случаев есть вполне надёжные и конкурентные решения. 

«Есть разработки, которые заместить проще, например, MES-системы — там выбор локальных вендоров достаточно велик. Также распространены ERP-системы, их, хотя и не так просто, но можно заменить на 1С. А вот с АСУ ТП могут возникнуть проблемы, так как это технически сложные решения. Так что процесс импортозамещения в сфере IT не будет молниеносным», — замечает он. 

Впрочем, работать эти переформатированные IT-решения будут далеко не везде. «Чем, к примеру, заменить софт, поставляемый с молочной каруселью?», -  задаётся вопросом Надежда Орлова. 

Кроме того, есть такие системы, которые работают для всего мира и создавались специализированными транснациональными компаниями. Их разработка в отдельном агрохолдинге и исключительно под его нужды невозможна ни с точки зрения финансов, ни с точки зрения сложности задачи. 

Такие задачи, если и решаемы, то только на уровне государства, уверена Надежда Орлова. Но даже если будет выбран такой сценарий, мгновенного решения проблемы ждать нельзя, так как у ПО есть определённый цикл разработки и внедрения, поясняет эксперт. 

Остаётся вопрос: кто всё это будет разрабатывать? Ситуация с IT-специалистами в сельском хозяйстве и раньше-то была непростой, а сейчас в связи с массовым оттоком программистов за рубеж, так и вовсе сложно прогнозируема. Впрочем, сегодня одновременно наблюдаются взаимоисключающие тенденции: покидающие Россию IT-компании увозят своих сотрудников, а те, кто остаётся, пополняют кадровый потенциал.

«Те компании, которые на аутсорсе что-то делали для Запада, в ряде случаев начали понемногу уезжать (кто-то в Армению, кто-то в Грузию, кто-то в Словению) и увозить сотрудников. Причём, они оплачивают им переезд и проживание на первое время. С другой стороны, я вижу, что та сложная ситуация в IT, которая наблюдалась ещё год назад, когда квалифицированного сотрудника было найти крайне сложно, исправляется. К примеру, к нам только в последний месяц на собеседование начали приходить крайне грамотные кадры. И это именно те, кто не захотел покидать Россию», — рассказывает Владимир Коршунов.

Восток нам поможет

Но если в отношении софта российские разработчики или интеграторы могут предложить какие-то решения, то заменить иностранное «железо» на отечественные аналоги не получится. Просто потому что их нет. 

«Вся российская электроника — микропроцессоры, датчики и прочее собираются из иностранных, чаще всего, китайских, комплектующих. По-настоящему своего «железа» у нас нет», — говорит Владимир Коршунов.

При этом организовать производство качественной отечественной электроники довольно непросто, отмечает директор агрохолдинга «» Роман Петров, добавляя, что решение таких вопросов без государственной поддержки невозможно.

Впрочем, возможно, в создании в России индустрии электроники нет надобности?

«Во всём мире давно произошло разделение труда и появилась специализация, когда, к примеру, один завод делает чипы для всех машин. Благодаря оптовым закупкам себестоимость этой продукции оказывается дешевле. Кроме того, на таких заводах — а их в мире два-три — строго следят за качеством. Поэтому никто не пытается производить весь комплект деталей для себя. Да и не хватит для этого никаких цепочек производства и никакой экономики», — считает Надежда Орлова.

Действительно, в мировой экономике нет такого примера, чтобы одна страна производила всё сама, всегда присутствует определённая кооперация с другими государствами, соглашается Артём Новиков. По его мнению, для российских компаний было бы вполне логично искать партнёров по кооперации на Востоке. 

Так, с уходом из России европейских и американских компаний оказалось, что очень неплохие решения может предложить Китай. При этом в Поднебесной готовы учитывать пожелания россиян и работать над улучшением и адаптацией продукции для нашего рынка. 

«На примере только одного из продуктов — системы автоматического вождения от компании FJDynamics — мы увидели быстрое его улучшение всего за восемь месяцев. Китайцы просто берут и делают. Ничего подобного, когда мы работали с крупными европейскими транснациональными корпорациями, для которых весь российский рынок — это около 2% от оборота, не было», — рассказывает Артём Новиков. 

И всё же, обращает внимание Надежда Орлова, даже если произойдёт переориентация в сторону Юго-Восточной Азии и Китая, надо понимать, что держателями большинства «китайских» технологий часто являются США или ЕС.

Тем не менее, работа в этом направлении, пусть и с некоторыми сложностями, но идёт. Другое дело, что с учётом осложнившейся логистики и расчётов сроки поставки значительно увеличились, отмечает Александр Сорокин. 

Напротив, Владимир Коршунов считает, что пик сложностей для идущего через Китай оборудования уже пройден. «Сейчас всё везут, проблем с этим нет, хотя поначалу волновались за системы безопасности серверов. Процессоры тоже довольно свободно идут, не знаю, правда, какими путями. А вот сложности с оплатой есть, приходится искать обходные пути», — не отрицает он.

Решения на местах

Утекающие интеллектуальные решения, конечно же, отличный повод для государства простимулировать развитие IT-индустрии, но это задача на перспективу, в то время как аграриям разработки нужны здесь и сейчас. 

«Для агрария не существует разницы между вендерами, то есть разработчиками ПО, и компаниями-интеграторами, объединяющими решения в общую систему. Если первый по каким-то причинам уходит, интегратор должен сам предложить решение», — подытоживает Александр Сорокин.

Так что вполне возможно, что решать проблемы придётся на местах, силами локальных разработчиков и интеграторов. По крайней мере, другого пути пока не видно.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»