Журнал «Агротехника и технологии»
Пока отечественные вузы и игроки рынка ищут решение проблемы недостатка специалистов в АПК путём изменения структуры образовательного процесса и усиления взаимодействия круга заинтересованных лиц, мировые события последних месяцев ощутимо влияют на рынок кадров. Насколько успешно решаются кадровые вопросы в аграрной отрасли, и какое влияние на рынок труда может оказать выход части зарубежных компаний с российского рынка, журналу «Агротехника и технологии» рассказали специалисты отрасли
Разговор о нехватке квалифицированных кадров в АПК стоит начинать не только с оценки качества знаний и опыта, которые в аграрных alma mater получают будущие специалисты отрасли, но и с анализа степени мотивации студентов остаться в профессии. А она всё ещё остаётся на довольно низком уровне. Не секрет, что наиболее популярными среди абитуриентов направлениями до сих пор являются экономика, менеджмент и юриспруденция, а из аграрных специальностей высокий интерес проявляется разве что только к ветеринарии, что во многих случаях связано с желанием трудоустройства в ветклинику для домашних животных, отмечают эксперты.
Участники рынка полагают, что в ВУЗах следует менять процессы, направленные на подготовку кадров. Результатом этих изменений, по их мнению, должно стать появление образовательной системы, ориентированной на формирование мотивированных и нацеленных на долгосрочную и плодотворную работу в аграрном секторе сотрудников. Очень важно, чтобы в аграрные вузы попадали абитуриенты, нацеленные в дальнейшем на работу в отрасли, говорит Айдар Галяутдинов, генеральный директор «Управляющая компания «Август-Агро». «Зачастую, не пройдя в желаемый вуз по результатам ЕГЭ, городская молодёжь приходит за «корочкой» и тем самым занимает места потенциальных аграриев. В результате агрофирмы вынуждены идти на подписание контрактов по целевому обучению студентов, чтобы заполучить «своих»», — констатирует специалист.
Эту проблему необходимо системно решать, считает Галяутдинов. Безусловно, ВУЗы нужны, рассуждает он. Ведь как бы то ни было, именно здесь будущие специалисты получают базовые знания, азы, элементарное понимание основ профессии. Однако главная проблема подготовки кадров заключается в том, что в учебных заведениях зачастую преподают то, что не применимо в практике конкретных хозяйств. Хорошим вариантом, по мнению Айдара Галяутдинова, было бы привлечение к обучению специалистов, которые работают на современном производстве.
«Отдельные ВУЗы уже идут по этому пути, что правильно, — замечает генеральный директор «Управляющая компания «Август-Агро». — Практик лучше понимает процессы и технологии, а преподаватель умеет донести материал и проверить его усвоение. А вот отсутствие такого подхода вряд ли прибавит знаний студентам, ведь одно лишь техническое оснащение аудиторий не решает проблему разрыва теории и практики. К тому же студенты, понимая, что их нагружают невостребованными в работе знаниями, теряют мотивацию. Даже модное сегодня дистанционное обучение не способно исправить ситуацию. Технологий дистанционного обучения много, но мы наблюдаем, что именно прохождение практики в хозяйствах, работа бок о бок со специалистами дают кардинальный сдвиг в осмыслении студентами своей будущей профессии, а также в достижении требуемого уровня компетенций».
Виктория Шарапова, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию агрохолдинга «ЭКО-культура», соглашается с коллегой, однако отмечает, что значительная часть абитуриентов всё же выбирает ВУЗ либо по призванию, либо основываясь на уже имеющемся опыте работы. «Да, есть мнение, что в отраслевые ВУЗы идут те, кто не смог набрать проходной балл в престижные университеты, — говорит она. — Отчасти это так, но такие студенты есть везде. Всё-таки большая часть абитуриентов выбирает учебное заведение по призванию. И ещё очень важно, что в аграрные вузы часто идут люди с опытом, то есть персонал, который уже имеет опыт работы в сельском хозяйстве. Вот такие студенты всегда имеют особую ценность — у них есть осознанная потребность в получении фундаментальных знаний для карьерного роста, проведения преобразований в той отрасли и на том предприятии, специфику которых они уже освоили».
При этом все участники рынка единодушны в том, что в процессе обучения будущих специалистов всё большую роль играют компании, что, по их мнению, связано с недостаточностью знаний и навыков, получаемых студентами в аграрных ВУЗах. Вовлечение представителей компаний позволяет отчасти исправить ситуацию, полагают они.
Так, в Группе «ПРОДО» отмечают, что благодаря участию в образовательном процессе сторонних специалистов система образования в аграрной сфере за последние годы существенно изменилась. По словам сотрудников компании, большую роль в этом сыграли участники рынка, заинтересованные в привлечении квалифицированных кадров. Они ведут работу с молодежью по профориентации чуть ли не со школьной скамьи, а их сотрудничество с ВУЗами позволяет не только заметно повысить уровень образования, привить студентам практические навыки, но и выявить наиболее способных и перспективных молодых специалистов.
Такого подхода придерживаются и в самом холдинге «ПРОДО». Предприятия компании уже много лет сотрудничают с крупнейшими профильными средними и высшими учебными заведениями в своих регионах. Специалисты предприятий читают студентам лекции, организуют для них практику на своих производствах, устраивают ярмарки вакансий. При этом участие компании в образовательном процессе не заканчивается теоретической частью, речь идёт и о создании комфортной среды для получения практических навыков. В частности, мясоперерабатывающие предприятия «Омский бекон» и «ПРОДО Птицефабрика Сибирская» в начале этого года открыли в Омском государственном аграрном университете две специализированные лаборатории и оснастили их современным оборудованием, чтобы студенты получали наиболее актуальные практические навыки.
Подобный подход практикует и агропромышленный холдинг «ЭКО-культура», системно работающий с аграрными вузами: в регионах присутствия у холдинга есть партнёры и заключённые соглашения о сотрудничестве. Виктория Шарапова отмечает, что в компании готовы обсуждать различные форматы взаимодействия с ВУЗами. «Университетам, которые готовят специалистов для АПК, как и любому другому ВУЗу в нашей стране, нужна цифровизация, доступ к современным способам и методам обучения, — отмечает топ-менеджер. — Для решения этих задач необходим более тесный контакт с бизнесом. Мы готовы передавать практические знания и навыки. Отрасль очень мощно развивается, и нам есть чем поделиться».
Ловись рыбка
Следует отметить, что дефицит кадров в аграрном секторе касается самых различных позиций: начиная от рабочих специальностей, где высшее образование зачастую не требуется, и закачивая средним и высшим звеном. При этом от «текучки» больше страдают предприятия, имеющие большой штат сотрудников, от которых требуется максимальная концентрация в работе.
«В мясной и мясоперерабатывающей отраслях работа на производстве до сих пор довольно тяжёлая, а ответственность высока, так как любые нарушения влекут опасность для здоровья потребителей. Поэтому люди легко переходят в другие компании, меняя при этом специализацию, даже если разница в заработной плате невелика», — комментируют в Группе «ПРОДО». По словам представителей компании, вопрос дефицита специалистов, в том числе, со средним и высшим образованием решается путём сотрудничества с учебными учреждениями, созданием конкурентоспособных условий труда, повышением уровня заработной платы. Однако даже такие меры далеко не всегда удерживают молодых специалистов в регионах — они зачастую стремятся переехать в мегаполисы с целью получения более высоких доходов, где довольно часто начинают работать не по своей специальности, констатируют в Группе «ПРОДО».
Часть вакансий некоторым компаниям удаётся закрыть опять же за счёт взаимодействия с ВУЗами. В том числе, благодаря сотрудничеству с институтами решается проблема поиска сезонных работников. «У вузов есть задача обеспечить студентов производственной практикой, а у нас — серьёзная потребность в сотрудниках на весенне-летний период, так что мы находим варианты эффективного взаимодействия. Но здесь есть не очевидные, но важные ограничения, и этот момент необходимо подчеркнуть. Согласно нормам трудового законодательства, мы имеем возможность привлекать на работы в наши теплицы только студентов, достигших 18-летнего возраста, — делится Виктория Шарапова.
«ЭКО-культура» использует и те возможности, которые даёт сотрудничество с центрами занятости населения (ЦЗН), отмечая, что государство оперативно принимает меры для стабилизации ситуации на рынке труда. В частности, с 28 марта 2022 года вступило в силу постановление правительства от
«Помимо этого, в рамках государственных программ переобучения безработных есть возможность переориентировать людей на работу в овощеводстве закрытого грунта. Это отличная мера, тем более что мы активно растём и развиваемся, у нас открыт найм, востребованность в людях разных специальностей была, есть и будет», — отмечает Шарапова. То, что потребность в тех или иных кадрах зависит от специфики и направления работы предприятия, подтверждают и в «Август-Агро».
По словам Айдара Галяутдинова, в компании «Август-Агро» особенно востребованы узкопрофильные базовые специалисты. Это ветврачи и зоотехники, а также агрономы. Без таких ключевых работников перестают иметь значение рядовые линейные сотрудники. Учитывая эту особенность, в кадровой политике ГК «Август» активно используется целевое обучение студентов, действуют программы мотивации молодых специалистов с привлекательными условиями. Одно из таких — релокация. «Благодаря программе релокации, около 30% наших специалистов приехали работать в наше хозяйство из соседних районов и регионов России. Кроме того, в период производственной студенческой практики мы курируем ребят. Наиболее заинтересованных сопровождаем дальше, стараемся трудоустроить их к себе уже на этапе обучения, продолжая при этом тесно взаимодействовать с вузами», — рассказывает Айдар Галяутдинов.
Заглядывая в будущее
Всем известные события последних месяцев изменили привычных ход вещей во многих отраслях, в том числе, и в аграрном секторе. К каким изменениям может привести уход с российского рынка ряда компаний, и как это скажется на рынке труда в аграрной отрасли?
По словам Виктории Шараповой, в меняющихся условиях работодатели находятся в предвкушении широкого кадрового выбора. Однако она отмечает, что на рынке труда аграрной отрасли много нюансов. «Прежде всего, нам требуются специалисты особой квалификации, знающие нашу специфику, а таких специалистов на рынке всегда не хватает. К тому же, рассмотреть в качестве потенциальных сотрудников тех, кто уйдёт из компаний с иностранным участием, вряд ли получится: они, как правило, не имеют опыта работы в российской действительности и не желают работать на предприятиях с российским капиталом. Кроме того, в первую волну высвобождение, скорее всего, затронет тех сотрудников, которые имеют низкую эффективность, поэтому вряд ли их выход на рынок труда значительно улучшит кадровую ситуацию в АПК», — рассуждает Виктория Шарапова.
В других же компаниях и вовсе не ожидают активных миграций кадров в АПК в связи с уходом части зарубежных компаний с российского рынка. По словам Айдара Галяутдинова, в первую очередь, высвободятся кадры, не связанные с аграрным профилем. «Это коснётся таких сфер, как торговля, машиностроение
«Инсталляция любого оборудования сопровождается вводом его в эксплуатацию с участием специалистов компании-производителя, и за несколько последних лет активного развития наших тепличных комплексов и общения с иностранными партнёрами мы много чему успели научиться и многое переняли из их опыта. У нас есть собственные специалисты, обладающие необходимыми техническими компетенциями и опытом и умеющие решать вопросы, связанные как с эксплуатацией оборудования, так и с его настройками и обслуживанием», — делится Виктория Шарапова. По её словам, выручает то, что тепличные комбинаты работают по определённым технологиям и стандартам, то есть мультиплицирование при расширении площадей в определённой степени защищает от проблем. «Некоторые сложности, конечно, возникают, — не отрицает топ-менеджер, — и мы ищем альтернативные решения. Наши иностранные партнёры понимают, что речь идёт о непрерывном производстве, и они хотели бы сохранить уже сложившиеся отношения, поэтому мы надеемся, что со временем мы сможем вернуться к взаимодействию в новом дистанционном формате. А пока мы будем тщательно прорабатывать варианты, которые могут быть реализованы внутри нашей страны без привлечения зарубежных партнеров».
В «ПРОДО» также считают, что сложившаяся ситуация вовсе не тупиковая и имеет свои пути развития. Как отмечают представители компании, в России хотя и не быстро, но развивается производство отечественного оборудования конкурентного уровня. «Безусловно, при сохранении положения вещей, в будущем может возникнуть дефицит запасных деталей для импортного оборудования. Вероятно, эта проблема будет решаться посредством непрямых поставок. Что же касается обслуживания, то при установке оборудования сотрудники предприятия обычно проходят обучение по обслуживанию новой техники. И это наиболее эффективный вариант, по сравнению, например, с ситуацией, когда внедряемое оборудование находится полностью на обслуживании специалистов компании-производителя», — комментируют в «ПРОДО».
В целом эксперты сходятся во мнении, что долгосрочные прогнозы пока строить рано. Для определения вектора развития событий в вопросах, касающихся кадров в АПК, требуется как минимум несколько месяцев. В связи с чем игроки рынка, как правило, занимают выжидательную позицию, следуя установленным и работающим алгоритмам и намеченным планам.
«Сейчас нет ни массовых увольнений и сокращений, ни массовой безработицы. Люди по-прежнему получают выплаты, и у них на данный момент нет необходимости искать новую работу. В случае вынужденного простоя по нормам Трудового кодекса сотрудникам обязаны выплачивать 2/3 среднемесячного заработка, что и делается иностранными корпорациями. Многие из них, хотя и объявили об уходе с рынка, но по факту пока этого не сделали и занимаются тем, что решают организационные вопросы. Сейчас, скорее, период неопределённости и осознания новых условий как для работодателей, так и для работников. Рынок труда не отличается от других рынков и секторов экономики, на него влияет много факторов, и не все они проявляются сразу. Реструктурирование рынка труда будет, но проявится оно спустя достаточно продолжительное время», — заключает Виктория Шарапова.