Журнал «Агротехника и технологии»
Несмотря на то, что в последние годы аграрному туризму в нашей стране уделяется повышенное внимание со стороны властей, утверждать, что это направление демонстрирует бурный рост и впечатляющие результаты, пожалуй, будет рановато. Причиной стагнации этого вида деятельности являются высокие цены на проживание на фермах в не самых комфортных условиях, а также весьма скромный набор развлечений для постояльцев. Такие недостатки эксперты приписывают большинству агротуристических комплексов. Однако сегодняшняя ситуация должна работать на руку владельцам ферм, занимающихся аграрным туризмом. Как пандемия сказалась на отечественном агротуризме и какие факторы влияют на развитие этого направления? Своими размышлениями об этом с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка
Сбежать от суеты мегаполисов, попробовать фермерские продукты, насладиться единением с природой — вот лишь некоторые причины, по которым городских жителей привлекает агротуризм. Однако, не каждый обитатель каменных джунглей готов мириться с неприхотливыми условиями, которые предлагает сельская глубинка. Безупречный сервис заграничных отелей, где каждый может выбрать условия проживания на свой вкус и кошелёк, сделали российских туристов гораздо более требовательными к отечественным вариантам размещения. Но какими бы ни были чаяния современного путешественника, задуматься о поездке по родным провинциям пришлось многим, а виной тому набивший всем оскомину COVID и появившиеся в связи с ним сложности при выезде за рубеж.
Выживает сильнейший
Однозначно ответить на вопрос, как у фермеров, занимающихся агротуризмом, идут дела в условиях запретительных мер, сложно. Кто-то почти не почувствовал изменений, а кому-то пришлось полностью свернуть агротуристическую деятельность. В числе тех, кто ощутил на себе негативные последствия пандемии, — агрокультурный туристический комплекс «Богдарня», расположенный в Петушинском районе Владимирской области.
«Сейчас мы начали, можно сказать, всё заново, — делится Лариса ПРОНЧАТОВА, директор по развитию АТК «Богдарня». — Расположение на Золотом кольце позволяло нам в прошлые годы сотрудничать со множест вом туроператоров и турагентов. В числе наших туристов были как иностранные гости, так и соотечественники. Но во время пандемии поток туристов резко уменьшился».
По словам Ларисы Прончатовой, ограничительные меры сказались только на туристической составляющей деятельности комплекса. Производство молока, сыра и мяса предприятиями «Рождество» и «Сэр (Сыр) Джон» не останавливалось, что помогло сохранить туристическое направление АТК «Богдарня». «Немаловажно также, что предприятие «Наш Колхоз» попало в Федеральную программу поддержки малого бизнеса в 2020 году, что помогло сохранению рабочих мест. Но, к сожалению, продажи сыров провалились, так как упал туристический поток, и до сих пор не восстановились», — сетует директор по развитию АТК «Богдарня».
Во время карантина туристическое направление агропредприятия «Рождество» занималось переходом на новую организацию бизнес- процессов, обучением персонала, созданием новых программ и туристических маршрутов. «В настоящее время «Наш колхоз» точно так же, как и другие туристические предприятия анализирует своё положение в сложившейся ситуации, использует рекомендации Ростуризма по формированию стратегии развития в новых условиях. Мы участвуем в конференциях, семинарах, вебинарах, проводимых Ростуризмом, совершенствуем свой турпродукт, расширяем спектр предложений. В частности, обновляем программы промышленного туризма, расширяем возможности профориентационного направления для школьников и студентов, принимаем нестандартные решения по привлечению гостей, улучшаем услуги отдыха и спорта. А также работаем над продвижением всех наших услуг с учётом своей целевой аудитории и современ ного портрета туриста, отзываемся на все мероприятия и запросы Владимирского Туристического Информационного Центра, участвуем в выставках и ярмарках», — рассказывает Лариса Прончатова.
По её словам, АТК «Богдарня» проводит на территории своего комплекса событийные мероприятия, ярмарки, фестивали агротуризма в сотрудничестве с Минсельхозом и администрацией Владимирской области. «Это давнее традиционное сотрудничество, — говорит Прончатова, — на наших площадках неоднократно проводились большие выставки племенного хозяйства Владимирской области, собиравшие до 5000 гостей. А 2 октября на нашей территории состоялся знаменательный праздник всероссийского масштаба — «75 лет Владимирском у тяжеловозу», на котором прошёл Чемпионат лучших представителей этой породы лошадей. Мы надеемся, что организация такого рода мероприятий поможет нам перенести пандемию с минимальными потерями».
Однако в Фонде содействия развитию сельского хозяйства (Фонд сотрудничает с региональными органами власти, предлагая электронную площадку «Росагротуризм.рф» для бесплатного размещения на ней информации об объектах размещения (проживания), турах и вариантах досуга на селе) придерживаются иного мнения насчёт влияния пандемии на агротуристический бизнес.
«В агротуристических комплексах нет большого количества народа, там безопасно. Поэтому количество бронирований растёт значительными темпами, и в условиях пандемии падения спроса не было», — утверждает Клим ГАЛИУЛЛИН, президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства.
Впрочем, рассуждают эксперты, высокая загруженность части агротуристических комплексов в последние два года, возможно, была обеспечена удалённостью от больших городов, а значит, и от проверяющих органов, чем не преминули воспользоваться отельеры. Однако их поведение продиктовано вовсе не халатным отношением к запретительным мерам, а скорее разумным использованием имеющихся ресурсов. Ведь расположенные вдали от цивилизации агротуристические стоянки, чаще всего, представляют собой обособленные и размещённые на большом расстоянии друг от друга домики, в каждый из которых, как правило, заезжают семьи, не ищущие общения с другими отдыхающими.
Немного цифр
Потенциальный финансовый эффект развития агротуризма в России составляет до 55 млрд руб. в год, количество путешественников в сельскую местность может достигнуть 8 млн человек в год. В создании инфраструктуры гостевых домов, ориентированных на размещение небольших групп туристов, скрывается потенциал развития многодневного сельского туризма в регионах России. Об этом рассказал заместитель Председателя Правления Россельхозбанка Денис КОНСТАНТИНОВ на круглом столе «Новые идеи для Нового времени: Сельский туризм» в рамках 23-й Российской агропромышленной выставки «Золотая Осень».
Аналитики РСХБ составили портрет среднестатического агротуриста и проанализировали его потребности. Обычно это житель крупного города в возрасте 28-45 лет. Он имеет высшее образование, находится в браке и имеет одного или двух детей, средний уровень дохода составляет 150-300 тыс. руб. на семью. Ездить в агротуры такой турист готов на 1-2 дня преимущественно в выходные дни.
Пандемия внесла существенные коррективы в туристическое поведение — вырос спрос на поездки по России, быстрое развитие получило направление сельского туризма, гостевые дома стали более востребованными, говорят эксперты. Ранее такая форма временного проживания наблюдалась в основном вокруг столичных городов и миллионников, а теперь «пошла в регионы». Преимущества этой формы заключаются в ценовой доступности для большинства граждан, близости к агротуристическим услугам, позволяющим туристам быть включёнными в сельский быт и ландшафт. При этом 83% отдохнувших в 2020 году размещались на базах отдыха и в кемпингах, а на туристических базах — 10%, и лишь 7% в традиционных домах отдыха. Наиболее пострадавшей от пандемии является категория туристических баз — в 2019 году на неё приходилось почти в полтора раза большая доля — 14%. В последние 5 лет число коек быстро росло на базах отдыха и в кемпингах — в 2 раза, а на более скудных по условиям комфорта туристических базах — в 1,5 раза. Данная тенденция свидетельствует о росте спроса на комфортабельные места размещения.
Именно в создании инфраструктуры гостевых домов, ориентированных на размещение небольших групп туристов, скрывается потенциал развития многодневного сельского туризма (в том числе маршрутного) в регионах России. Оказание услуг проживания и питания на базе небольших форматов жилья открывает для отдельно взятого фермера новые и потенциально высокие источники дохода. Для сельских поселений (в том числе отдалённых) появилась широкая возможность диверсификации аграрной занятости и структуры доходов, привлечения дополнительных средств на село с помощью оказания туристических услуг.
По мнению РСХБ, принятый федеральный закон о сельском туризме направлен в первую очередь на поддержку туристических кластеров с высоким потоком отдыхающих. Для поддержки фермеров и развития растущего в популярности формата гостевых домов необходимо нишевое продвижение. Именно для этой цели — для продвижения туристических предложений от фермеров и других жителей сельских территорий — и была создана платформа «Своё За городом». На площадке уже зарегистрировано 460 туров фермеров от Калининграда до Камчатки. К концу года агрегатор будет насчитывать более 1 000 предложений.
Достучаться до верхов
Подобная атмосфера уединённости и близости к природе привлекает туристов, но наслаждению отдыхом предшествует знакомство с местными дорогами. Даже расположенные недалеко от областных центров комплексы сталкиваются с проблемой транспортной инфраструктуры.
«В 2014 году усилиями бывшего губернатора Светланы Орловой от г. Петушки к нашему комплексу через всю деревню была проложена асфальтовая дорога. Раньше вместо неё был песчаный грунт, в котором вязли и не могли проехать машины. А ведь уже в то время к нам приезжало немало автобусов на различные мероприятия. Теперь благодаря помощи со стороны губернской администрации эта проблема решена», — довольна Лариса Прончатова.
Однако, подобной поддержкой государственных органов может похвастаться редкое сельхозпредприятие. «Не каждый глава муниципалитета понимает важность и преимущества развития того или иного бизнеса, в том числе и бизнеса, связанного с развитием туризма на территории муниципалитета», — отметил исполнительный директор Национальной ассоциации организаций по развитию сельского и экотуризма Вадим КАЛИНИЧЕВ, выступая на круглом столе «Агротуризм и здоровый образ жизни», прошедшем в рамках выставки Агрос 2021.
И действительно, получить финансовую помощь на развитие агротуризма сегодня довольно сложно.
«Мы постоянно подаём заявки на гранты и субсидии, но получить их ни разу не удалось. Тяжело бороться, когда в конкурсе участвуют дочерние предприятия крупных компаний. Единственное, что сделали для нас власти — включили нашу ферму в карту “Инновационных решений”. Ведь мы первая в России инклюзивная ферма, где работают инвалиды-ампутанты. Поскольку мы являемся благотворительным фондом, многие посетители нашей фермы уверены в том, что мы пользуемся рядом преимуществ перед компаниями других форм (ООО, ИП), так как имеем льготы по налогам и другие преференции. Но, к сожалению, это совсем не так. Мы несём даже большую нагрузку, чем коммерческие компании, ведь налоговая отчётность у нас ведётся по двум направлениям деятельности — коммерческая и благотворительная. И мы также страдаем от ошибок контролирующих органов, не застрахованы от проверок и блокировок счетов», — замечает Лев ЛАДИК, основатель фонда «Разбитые тела» и владелец фермы улиток Snail.Bio.
И всё же многие компании всеми силами стараются «достучаться до верхов». В частности, такие попытки предпринимает Истринская сыроварня Олега СИРОТЫ. «Господдержки агротуризма как таковой в нашей стране нет, но в настоящий момент на развитие этого направления можно получить грант от Минсельхоза. Мы сейчас прорабатываем вопрос о нашем участии в конкурсе на грант. Также есть Президентский фонд культурных инициатив, через который можно подать заявку и получить государственную поддержку на развитие различных культурных проектов. Наш проект посвящён истории русского сыроварения, будем ждать результатов конкурса», — сообщает Евгения СИРОТА, руководитель направления организации экскурсий и культурно-массовых мероприятий Истринской сыроварни Олега Сироты.
Однако любой предприниматель, хоть раз обращавшийся за получением грантов или субсидий, знает, что подача конкурсных документов — кропотливый и трудоёмкий процесс. Поэтому далеко не каждый участник агротуристического рынка может найти на это время, тем более что обслуживание агротуристических объектов обычно осуществляется малыми силами. Как подчеркнул Вадим Калиничев, выступая на круглом столе «Агротуризм и здоровый образ жизни», прошедшем в рамках выставки Агрос 2021, в городской гостинице работает большое количество людей, между которыми распределены обязанности, а в гостевом доме, расположенном в сельской местности, как правило, один и тот же человек выполняет множество функций.
Более того, владельцы агротуристического бизнеса вынуждены самостоятельно обучать экскурсоводов, работающих с туристическими группами.
«С самого начала туристической деятельности у нас работали специалисты со специальным образованием. Они разрабатывали программы для агротуристического направления, имеющие свои нюансы, составляли технологические карты ко всем нашим мероприятиям и экскурсиям. Вот совсем недавно были созданы две большие технологические карты — маршруты по нашей ферме “Рождество”. Но помимо “готовых” специалистов мы также работаем и с новичками. Они приходят как стажёры и проходят специальные курсы обучения. Когда принимаем на работу человека, учитываем образование, уровень культуры, опыт. Не менее важно, чтобы сотрудник был коммуникабельным, при этом мы особое внимание уделяем желанию обучаться. К сожалению, не все желают учиться, но мы постоянно над этим работаем», — делится Лариса Прончатова из АТК «Богдарня».
Для этого, по словам специалиста, на предприятии действует специальное отделение квалификации, которое разрабатывает программы обучения по различным направлениям, предоставляет персоналу все необходимые материалы, организует онлайн-курсы, выезды на тренинги и семинары отельеров и специалистов по туризму. «Кроме того, наш директор Нина Кузьмичёва уже второй год для всего персонала ведёт курс “Новой организационной схемы нашего предприятия и конкретного функционала каждого сотрудника”», — рассказывает Лариса Прончатова. Схожие проблемы отмечает и Евгения Сирота из Истринской сыроварни Олега Сироты.
«Экскурсии на нашем предприятии проводят специально обученные экскурсоводы. Обязательным требованием при приёме на работу является высшее образование, далее специалисты проходят профессиональную подготовку на предприятии. У них есть занятия по речи, ораторскому и актёрскому мастерству, составлению экскурсий, обучение по ведению мероприятий. В дальнейшем мы планируем отправлять экскурсоводов в специализированные центры для прохождения аттестации, этим занимается центр подготовки туристических кадров “ТУРЦЕНТР”. Один наш сотрудник уже получил сертификат экскурсовода», — сообщает Евгения Сирота.
Отпуск в немецкой деревне
Дмитрий Хомяков, заcлуженный профессор Московского государственного университета имени М.В Ломоносова
Вполне очевидно, что без диверсифицированного развития сельской экономики решить проблемы пространственного освоения территории России невозможно.
А что за рубежом? Опыт Германии говорит сам за себя. Давайте познакомимся с ним по материалам Германо-Российского аграрно-политического диалога, подготовленным по поручению Экспертного совета «Развитие сельских территорий». Сельские регионы Германии отличаются чрезвычайным разнообразием расселения и возрастной структуры населения, а также экономического потенциала, логистики, снабжения, специфики землепользования и природно-климатическими особенностями: от болотистых низменностей и озёр на севере до лесистых вершин Среднегорья и Альп. Словом, всё, как и в нашей стране.
Непосредственно в деревнях или в малых городах преобладают различные отрасли хозяйства — малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, промышленные предприятия, АПК или туризм. Именно эти территории выполняют системообразующие функции в качестве жизненного, экономического, рекреационного и природного пространства, будучи местом проживания и трудовой деятельности множества людей, площадкой для предприятий всех сфер экономики, местом сельско- и лесохозяйственного производства.
12 млн га леса дают древесину, необходимую для производства строительных и конструкционных материалов и для энергоснабжения (вот и «зелёный» переход?!). На 700 000 га выращиваются технические культуры для производства строительных, смазочных и синтетических материалов, красителей, лекарственных средств и множества других продуктов. Чуть меньше 1 млн человек, занятых на 266700 сельскохозяйственных предприятиях Германии, ежегодно производят продукты питания и сырьё общей стоимостью более 57 млрд евро.
В Германии органы представительной и исполнительной власти понимают, что сельские регионы — это не только АПК, это гораздо больше. Здесь формируется востребованная площадка для малого и среднего бизнеса, предприятий сферы услуг, индивидуальных предпринимателей, кооперативов для внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и для осуществления НИОКР. Так, в Германии доля ВИЭ в 2019 году составила 17,1% от общего конечного энергопотребления. И эта цифра в перспективе будет только расти.
Общей чертой является преобладание сельско- и лесохозяйственного землепользования. В ландшафте доминируют деревни, малые и средние города в окружении полей, лугов и лесов. То есть реализована та самая концепция рационального природопользования и оптимальная структура природно-территориальных комплексов, о которой говорили классики российского природоведения и экономической мысли ещё с середины 19 века.
Работа на малых и средних предприятиях накладывают отпечаток на менталитет и мироощущение сельских жителей, на формирование у них чувства идентичности и сплочённости. При этом они постоянно чувствуют государственное внимание, поддержку и заботу. Ещё несколько десятилетий тому назад жизнь в крупных городах коренным образом отличалась от жизни на селе. Однако за прошедшие годы условия и образ жизни значительно сблизились, не в последнюю очередь благодаря образованию, мобильности, СМИ, а также специальным государственным программам поддержки.
В сельских регионах отмечается исторически сложившиеся бережное отношение к традициям и обычаям, обострённое чувство общности, гордости за свой дом и окружающий ландшафт. В итоге высокое качество жизни, предложения активного отдыха, возможность насладиться природой обусловливают развитие туризма. На долю сельских регионов приходится 33% рынка внутренних туристических услуг. По статистике, ежегодно 3 млн человек отдыхают на крестьянских подворьях, либо в сельской местности как таковой.
Сформирована и успешно функционирует ассоциация предприятий «Отпуск в деревне». Согласно данным опроса, 40% её членов более 25% своей операционной прибыли получают именно от агротуризма. Конечно, в разных регионах ситуация существенно различается: в то время, как одни территории переживают подъём, другие страдают от отсутствия частных инвестиций и должной инфраструктуры, что ведёт к сокращению численности проживающего там населения. В одних регионах имеет место полное обеспечение широкополосным интернетом, а в других зоны покрытия с «белыми пятнами».
Руководство страны проводит постоянный комплексный мониторинг ситуации и ранжирует сельские территории по социально-экономическим показателями. Эта информация позволяет выделять приоритеты и осуществлять целенаправленную поддержку развития регионов.
Словом, всё как у нас. Или не всё?....
Экскурсионный маркетинг
То, что экскурсии на ферму служат отличным маркетинговым ходом для продвижения продукции и большей узнаваемости бренда, отмечают все аграрии, занимающиеся агротуристическим направлением.
«На данный момент экскурсии — часть продвижения нашего бренда. Но есть и социальная составляющая: мы проводим множество социальных экскурсий для пенсионеров, детей с ограниченными возможностями. А это повышение имиджа предприятия со всех сторон», — рассказывает Евгения Сирота.
Ещё одной причиной проведения экскурсий является увеличение прибыли хозяйства, которую самые инициативные игроки используют для расширения своего бизнеса. «Прибыль от экскурсий составляет у нас около 15% от общего дохода компании. Поэтому мы стараемся зарабатывать на этом направлении и, в том числе, благодаря ему расширяемся», — делится Лев Ладик. Однако для эффективного развития агротуристического бизнеса необходим стабильный поток туристов. Увеличение этого потока для всех агротуристических комплексов — несомненный плюс, а вот снижение числа экскурсантов и постояльцев сказывается на фермах не самым лучшим образом. К тому же, одно дело, когда экскурсии и мастер-классы проводятся исключительно на фермах, и совсем другой вопрос, тогда туристам предлагают расширенный комплекс услуг, подразумевающий проживание на ферме и участие в событийных мероприятиях. Именно такой спектр услуг оказался наиболее уязвим в условиях пандемии.
В АТК «Богдарня», предлагающем для размещения гостиницу в стиле классического дворянского особняка конца XIX — начала XX века, купеческий дом и постоялые дворы, столкнулись как раз именно с такой проблемой. «У нас шесть раз в год проходят сельские ярмарки, на которые приезжают сыровары со своей продукцией и размещаются в наших гостиницах. Естественно, учитывая последние события, агротуризм не перенес бы эти времена, но ферма помогла нам продолжить работу. Мы старались проводить мероприятия во все возможные периоды послабления ограничительных мер со всеми требованиями Роспотребнадзора. И нам это удавалось, так как мы располагаем большой территорией — 21 га, имеем несколько точек питания, открытые веранды, шатры, беседки, рекреационные зоны в природном пространстве», — рассказывает Лариса Прончатова. По её словам, в прошлом году во время карантина в «Богдарне» работала программа «В отель на самоизоляцию». Это позволило использовать все возможности бесконтактного проживания семей, что дало небольшой экономический эффект. А в этом году отель «Богдарня» и средства размещения типа хостел работали во время локдауна согласно требованиям Роспотребнадзора (ПЦР, справки о прививке) с малой загрузкой.
В сложившихся обстоятельствах «Богдарня», как и другие агротуристические комплексы, старается делать упор на экскурсии. В числе прочего это экскурсии на сыроварню, в музей крестьянского быта, расположенный на территории агротуристического комплекса, и на ферму «Рождество». Однако организация таких услуг требует наличия дополнительного квалифицированного персонала, напоминает Лариса Прончатова. «В последнее время были отменены многие массовые мероприятия. К тому же, пандемия сказалась на финансовом положении людей. А учитывая то, что основная масса наших туристов — люди с не самым высоким достатком, прибыли у нас сейчас нет, мы стараемся работать хотя бы в ноль», — объясняет директор по развитию АТК «Богдарня».
Гранты в помощь
По словам Светланы КОБЫЛКИНОЙ, начальника отдела развития предпринимательской деятельности в АПК Департамента развития сельских территорий, выступившей на семинаре «Агротуризм как источник дополнительного дохода фермеров» в рамках выставки Агрос 2022, сельский туризм продолжит своё развитие ещё большими темпами, поскольку теперь для этого имеется законодательная основа.
16 декабря 2021 года утверждено постановление правительства, которое регламентирует правила проведения конкурсного отбора на получение гранта «Агротуризм» сельхозпроизводителями. По словам чиновника, на получение господдержки могут претендовать сельхозтоваропроизводители — субъекты микро- или малого предпринимательства, зарегистрированные на сельской территории или сельской агломерации. Однако претенденты должны быть готовы к обязательствам, которые на них возлагает получение гранта. Это обязательство по увеличению реализации сельхозпродукции (за счёт привлечения туристов на объект), обязательство вести свою деятельность не менее пяти лет, а также увеличение туристического потока.
Направления расходования гранта, которые устанавливает Минсельхоз, включают в себя возможность организации мест размещения, объектов питания туристов, благоустройства территории, покупки оборудования и транспорта. Размеры гранта варьируются от 3 до 10 млн руб. При этом со стороны грантополучателя должны быть вложены собственные средства в реализацию проекта. Так, для получения помощи в размере 3 млн руб. заявитель должен вложить собственные средства в размере не менее 10% от стоимости проекта, до 5 млн руб. — 15%, до 8 млн руб. — 20%, до 10 млн руб. — не менее 25%.
Отбор проектов на получение гранта будет проводить Минсельхоз.
В 2022 году на предоставление грантов из федерального бюджета будет направлено 300 млн руб., в 2023 году — 500 млн руб., в 2024 году — 700 млн руб. Ожидается, что новая мера поддержки положительно скажется на занятости сельского населения, увеличит продажи сельхозпродукции и поможет развитию экономики регионов в целом.
Светлое будущее?
Тем не менее, большинство хозяйств, имеющих непосредственное отношение к агротуристическому рынк у, уверенно смотрит в будущее. И те, кто пережил период стагнации с минимальными потерями, и те, кому пришлось привлекать ресурсы основного направления деятельности для восстановления туристического сегмента. Ведь масштабы и направления развития этой области у всех разные.
«Мы планируем строительство сырного музея. На данный момент у нас есть небольшой музей истории сыроварения: несколько стендов с информацией об истории сыроварения, а также экспонаты, относящиеся к деятельности нашей сыроварни. В дальнейшем планируем развивать этот проект», — рассказывает Евгения Сирота из Истринской сыроварни Олега Сироты. «Сейчас мы применяем лояльные программы, чем повысили загрузку в выходные до 100% и в будни до 40%. Ярмарки фермерской продукции «Сырмарки» проходят у нас согласно годовому календарю с соблюдением антиковидных правил безопасности. Кроме того, мы использовали время локдауна на организацию и открытие маленького ресторана “КОПИСКИ — мясной буфет” во Владимире», — сообщает Лариса Прончатова из «Богдарни».
«Мы открыли ещё одну ферму в Рязани, будем строить ферму в Туле. Я хочу открыть 14 ферм и замкнуть их в единый пул. На этих фермах можно будет отведать около 50 блюд из улитки», — делится планами Лев Ладик, основатель фонда «Разбитые тела» и владелец фермы улиток Snail.Bio.
В свою очередь, Фонд содействия развитию сельского хозяйства предлагает региональным отельерам не оставаться в тени и бесплатно разместить о себе информацию на ресурсе «Росагротуризм.рф». Также планируется разработка предложений по подключению объектов сельского туризма к сети Интернет по привлекательным тарифам. «Поскольку интернет в глубинке доступен не везде, мы с ведущими операторами связи разрабатываем специальные предложения по подключению объектов сельского туризма к Интернету через спутниковую связь. Любой сельский отельер, где бы он ни находился, сможет выйти в сеть и благодаря нашему ресурсу рассказать о себе и своих услугах, увеличивая количество бронирований и повышая доходность своего бизнеса», — сообщает Клим Галиуллин.
Как скоро планы фермеров воплотятся в жизнь и насколько выгодным будет развитие агротуристического направления, покажет время. Пока лишь остаётся надеяться, что с открытием границ интерес российских туристов к отечественной глубинке сохранится.
Денежный вопрос
Известно, что отечественный туристический бизнес не славится низкими ценами. Не стоит особняком и агротуристическое направление — цены на услуги агро-отельеров никак нельзя назвать благотворительными. И всё же, тарифы сложно назвать завышенными, считают эксперты.
Как отмечает Тамара РЕШЕТНИКОВА, генеральный директор исследовательской компании «Технологии роста», на данный момент говорить о тарифной политике в секторе агротуристических объектов довольно сложно. Во-первых, это направление начало развиваться совсем недавно. Во-вторых, спектр предлагаемых услуг имеет значительные различия: кто-то предлагает экскурсии одного дня, а кто-то готов предоставить проживание с продуманной программой на весь период отдыха. Что же касается повышения цен в этой области, то стоит отметить, что оно имеет основания, полагает эксперт. «Нельзя сказать, что рост стоимости услуг и проживания в агротуристическом секторе мотивирован исключительно желанием отельеров возместить убытки, возникшие во время локдауна, — рассуждает Тамара Решетникова. — На сегодняшний день наблюдается весьма ощутимая разница между официально регистрируемым уровнем инфляции и ценой на отдельные товары и услуги. В данном случае уместно обратить внимание на коммунальные услуги, стоимость удобрений, средств защиты растений, кормов. Не стоит также забывать о логистических услугах и заработной плате персоналу, которую владельцы бизнеса вынуждены индексировать в соответствии с уровнем инфляции».