Журнал «Агротехника и технологии»
В последние годы на рынке наблюдается настоящий бум стартапов. Желающих продать и, главное, купить, новые прорывные идеи в аграрном бизнесе становится всё больше. О том, почему агрохолдинги интересуются стартапами, откуда молодые и неопытные в бизнесе генераторы идей берут финансирование и могут ли такие проекты стать альтернативой сложившейся научной отрасли журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и отраслевые специалисты
Сегодня подавляющее большинство стартапов представляет прорывные IT-разработки, что в век цифровизации вполне закономерно. «Те, кто не обращает внимания на цифровые решения, проиграют уже даже не в долгосрочной, а в среднесрочной перспективе, — уверен Михаил Мизин, официальный представитель Ассоциации VDMA Agricultural Machinery в России. — Поэтому и производители техники, и дилеры, и сельхозпроизводители думают, каким образом можно повысить эффективность бизнеса. И здесь решение однозначно лежит в области применения современных технологий, в первую очередь, цифровых».
Уйти в цифру
В период пандемии всплеск активности стартапов заметно увеличился, рассказывает руководитель проекта «Цифровая экосистема для агросектора», «Центр технологического трансфера» Высшей школы экономики Сергей Косогор. Если раньше большинство сельхозпроизводителей только думали о внедрении инновационных разработок, то сейчас все поголовно стараются внедрить зарекомендовавшие себя или появившиеся на рынке новые решения, а те, кто уже начал этот процесс, усовершенствовать имеющиеся на предприятии технологии. При этом аграрии обращают внимание не только на зарубежные ноу-хау, но и на наших отечественных разработчиков, которые могут предложить альтернативные решения по более доступной цене. В том числе, с учётом того, что многие идут «в цифру» возрастает роль тех специалистов, которые занимаются защитой информации. В этом направлении тоже наблюдается определённый всплеск востребованности технологий и специалистов.
«Пандемия, как брошенный в воду камень, запустила движение одновременно в разных направлениях, — рассуждает Косогор, — кто-то принялся цифровизировать производственные процессы, кто-то — защищать информацию, другие занялись выстраиванием цифровых логистических цепочек поставок своей продукции и открыли сайты продаж и предоставления услуг. А кто-то формирует системы прослеживаемости продукции для защиты от воровства и для уверенности, что продукт, который получает конечный потребитель, действительно безопасен, а стало быть, будет меньше вопросов от ретейла о соблюдении условий доставки и качестве продукции. Ведь в пандемию покупатель отдаёт предпочтение магазинам и платформам, которые доставляют продукцию на дом, а значит, контроль за соблюдением условий хранения и доставки серьёзно возрастает».
По мнению эксперта, в целях ускорения формирования цифровой экономики в АПК необходимо усиливать меры господдержки, направленные на стимулирование внедрения цифровых технологий, а также создавать условия для развития научной мысли в области умного сельского хозяйства. Такой подход позволит косвенно поддержать стартапы и поможет молодому российскому рынку агротехнологий. Кроме того, поддержка отечественных разработчиков напрямую связана с защитой данных агропредприятий, подчёркивает он. «Иностранные решения, как правило, являются комплексными и представлены крупными известными компаниями, которые продают технологии «пакетом», — поясняет Сергей Косогор. — К тому же, всегда нужно брать в расчёт, что информация о твоём предприятии может уйти за пределы РФ. Поэтому лучше отдавать предпочтение российским решениям, которые изначально создаются и работают в российском правовом поле и являются ступенчатыми и интегрируемыми, то есть когда сегодня можно приобрести один набор функциональных возможностей, исходя из бюджета предприятия, а завтра — дополнить и интегрировать».
В поисках новых решений
Акселераторов стартапов сегодня много, и все они хотят найти молодых ребят с горящими глазами, способных совершить прорыв. Однако, по мнению Алексея Брумина, проректора по развитию Самарского ГАУ и руководителя развития рынка «Фуднет», такое ожидание в обществе несколько завышено. «Считается, что если появляется большое количество стартапов, то оно скоро перейдёт в качество, — рассказывает Брумин. — Я начал с этим знакомиться и понял, что это совсем не так просто». Главный фокус для Алексея Брумина в регионах России, — Национальная технологическая инициатива (НТИ). В 2020 году в рамках Университета НТИ 20.35 состоялся осенний запуск проектнообразовательного интенсива, и возникла идея сделать в ней тематический трек, цель которого — вовлечь студентов в работу над проектами и стартапами.
«Мы объяснили им наши проектные задачи, детально обрисовали направления и не препятствовали тому, чтобы они сами выбирали себе тематику», — говорит Брумин. По его словам, в работе приняли участие 29 ВУЗов (23 аграрных и 6 федеральных). Два дня проходила так называемая «труба экспертов»: проекты, которые не «сдулись», сегментировали по направлениям, подбирали для каждого пул экспертов, и студенты имели возможность провести короткое собеседование по своему проекту с каждым из экспертов индивидуально. В свою очередь, эксперты изучали проекты, давали учащимся советы. «Безусловно, отнести работы студентов к 100%-м стартапам нельзя, да и не все проекты могут стать стартапами, — комментирует эксперт. — Впрочем, это не является самоцелью».
В рамках форума Агентства стратегических инициатив (АСИ), прошедшего в ноябре 2020 года, состоялась проектная инициатива, в которой также принимала участие команда «Фуднет». «Туда вместе с рабочей группой вошёл и наш проект — региональный сетевой акселератор, — рассказывает Брумин. — Мы считаем, что стране нужна система создания стартапов и это должен быть вечный двигатель — необходимо всё время «крутить педали».
По мнению эксперта, эта система должна быть связана не только с «Фуднет», но и со всеми другими рынками НТИ, чтобы именно повестка НТИ и технологического предпринимательства задавала тон. «В рамках дорожных карт рынков НТИ ребята работали над стартапами, мы их отбирали, смотрели, поддерживали. Я уверен, что многие из этих стартапов имеют шансы стать серьёзными компаниями и развиться в лидеров глобального рынка. Но для этого необходима система, которая производила бы эти компании. Ведь сами по себе стартапы из ниоткуда не возьмутся. Да и работу над переходом количества стартапов в качество никто не отменял. Российским компаниям ставят задачу к 2035 году занять определённые ниши на мировых рынках, причём, именно на новых рынках. То, что уже придумано, мы не переиграем никогда, здесь мы уже навсегда отстали. Но и не нужно, нам следует искать новые рынки. А это, безусловно, очень непростая история».
Взлетная полоса для стартапа
Параллельно с представителями науки поиском high-tech-талантов занимается и бизнес-сообщество. В том же ноябре 2020 года состоялась международная онлайн-конференция платформы AgTechInventum, созданной Ассоциацией дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» и Отраслевым союзом производителей сельскохозяйственной техники VDMA Agricultural Machinery с целью поиска и внедрения перспективных инновационных технологических решений в аграрно-промышленном комплексе.
В мероприятии помимо самих стартапов приняли участие более 200 представителей производителей и дилеров сельхозтехники, финансовых организаций, агрохолдингов, научных организаций, региональных минсельхозов и МИС. «Мы, как Ассоциация производителей сельхозтехники, видим свою роль в создании некого «технологического радара», чтобы предоставить нашим компаниям-членам информацию о новых идеях и решениях на рынке, которые могут быть внедрены уже на этапе производства, — поясняет официальный представитель ассоциации VDMA Agricultural Machinery в России Михаил Мизин. — В свою очередь, Ассоциация сельхозтехники «АСХОД» является в этой цепочке «последней милей» процесса внедрения технологий. Ведь как бы компания ни развивалась, какие бы инвестиции ни привлекались, в конечном итоге всё равно не обойтись без тех, кто внедряет эти инновации на полях — а это дилерские компании, которые тоже осознали свою системную роль в этом процессе».
Понимая важность объединения усилий для достижения хорошего результата, организаторы онлайнконференции создали в рамках платформы AgTechInventum экспертный совет, который объединил профессионалов из разных областей сельского хозяйства. Их задача дать экспертную оценку предлагаемым технологиям. В состав экспертного совета вошли представители производителей сельхозтехники и дилерских сетей, финансовых организаций и ВУЗов, агрохолдингов и состоявшихся технологических компаний. В будущем под конкретные мероприятия со специализированной тематикой планируется привлекать профильных экспертов.
Уже первая онлайн-конференция AgTechInventum показала востребованность такой объединяющей платформы, где могут встретиться представители разных сегментов сельского хозяйства, отмечает Михаил Мизин. По его словам, задача площадки — наладить системный поиск стартапов, прорывных идей и технологических решений, дать им разностороннюю экспертную оценку и стать «точкой входа» для внедрения наиболее перспективных технологий. «При этом работа не ограничивается только питч-сессией, — замечает эксперт. — Если стартап или компания реализуют перспективную технологию и получили хорошие отзывы от экспертов в ходе мероприятия, мы готовы продолжить работу с ними, предложив доступ к широкому пулу экспертов, потенциальных партнеров и клиентов».
Первое мероприятие
AgTechInventum в ноябре получило хороший отклик среди сельхозпроизводителей, которым интересны перспективные технологии, доволен Михаил Мизин. После питч-сессии организаторы получили немало запросов на сотрудничество с представленными проектами. В частности, презентация проекта «Летай и Смотри Агро» (комплексная биологическая защита растений путём внесения энтомофагов) вызвала интерес Сбербанка, а несколько других проектов получили приглашение пройти тестирование в хозяйствах сельхозпроизводителей. Студенческий проект по отслеживанию показателей здоровья коров с помощью искусственного интеллекта выиграл грант от Ассоциации дилеров сельхозтехники «АСХОД». На эти деньги разработчики закупят необходимое оборудование, после чего получат возможность протестировать свою технологию в одном из хозяйств агрохолдинга «ЭкоНива». «Мы планируем сопровождать этот проект и следить за его успехами», — добавляет эксперт.
По словам организаторов, особенность платформы AgTechInventum заключается в качественной отраслевой экспертизе и максимальной близости к рынку. Её задача — стать отраслевым фильтром для новых идей, разработок и технологий в области сельского хозяйства и производства продуктов питания. Если проект получает высокую оценку от членов экспертного совета AgTechInventum — это знак качества, указывающий на перспективность предлагаемого решения или технологии, говорит Михаил Мизин.
Активно интересуется судьбой стартапов, в том числе, и в агросекторе, команда Сбера. «Наш банк предлагает стартапам полный спектр возможностей, которые варьируются в зависимости от зрелости стартапа, — рассказывает Татьяна Крейтор, управляющий директор, департамент развития корпоративного бизнеса “Сбербанк”. — Для начинающих команд проводится ежегодный акселератор “Sber500”, где участники прокачивают свои проекты вместе с экспертами из Кремниевой Долины. Отбор в акселератор проводится на уже сформированные и верифицированные потребности экосистемы, поэтому к финалу программы участники готовы к синергии с компаниями “Сбера”. Для зрелых же стартапов мы реализуем так называемый Fast Track — “быстрый” доступ к заказчику внутри экосистемы без прохождения акселератора. В банке реализована отдельная функция интеграции стартапов, благодаря чему у команды есть сопровождение на всех этапах взаимодействия с бизнес-юнитами».
Стартапы или НИИ?
В Израиле выстроена и уже много лет работает продуманная система взаимодействия НИИ, стартапов и государства, которая заставляет исследовательские центры вникать в различные проблемы отрасли и заниматься разработками в необходимых рынку областях. При этом работа стартап-акселераторов организована на государственном уровне и поставлена на поток. В Европе тоже существует практика создания инновационных кластеров, основная задача которых — поддержка и развитие инноваций. В таких проектах обязательно должно участвовать хотя бы два предприятия и, как минимум, один НИИ, без этого проект не может быть реализован. А вот в России столь активного взаимодействия аграриев и науки, к сожалению, не наблюдается.
НИИ и стартапы существуют параллельно, а институты развития не всегда могут оценить разработку без прототипа, считает Сергей Косогор. К тому же, на этом пути разработчиков могут ожидать «сюрпризы», предупреждает он. К примеру, на выставке подошёл разработчик стартапа к кому-то из чиновников и заинтересовал своей идеей. Далее на уровне государства всегда идёт процесс проверки состоятельности проекта — он обязательно направляется в НИИ, в котором проходит испытание. Однако на этом этапе ноу-хау, если оно не защищено, могут украсть. Поэтому нужно развивать механизмы взаимодействия государства и стартапов, создавать сети лабораторий, в том числе, при технопарках под эгидой Национальной технологической инициативы (НТИ), где можно апробировать свои идеи, говорит эксперт. «В бизнесе тоже не всё так просто, — продолжает Косогор. — Изобретателя, который достучался до инвестора, ждёт та же история: апробация, которую проведёт IT-подразделение самой компании или же привлечённые со стороны научные эксперты. Хорошо, если бизнес желает модернизировать какой-то устаревший элемент технологии или программу. К примеру, когда начались взаимные санкции, и программное обеспечение, закупленное у иностранных организаций, перестало обновляться, некоторые сельхозпредприятия напрямую обращались к стартапам, которые работают в этом направлении, и делали заказы на конкретные разработки, способные спасти ситуацию».
НИИ, безусловно, тоже вносят существенный вклад в науку, однако сталкиваются со сложностями при коммерциализации своих разработок, ведь отношение к их трудам зачастую потребительское. «Многие уверены, что раз инновация разработана на государственные деньги, значит, должна быть бесплатной», — недоумевает Сергей Косогор. — И когда НИИ выходит на рынок с желанием продвинуть определённые разработки, предлагая их купить, потребители часто удивляются и рассчитывают на минимальные затраты».
Однако даже в случае договорённости проблемы не заканчиваются. Прежде всего, покупателей волнует вопрос: кто станет обладателем инновации, которую разработали в институте? Холдинг всегда заинтересован, чтобы инновация стала его собственностью. А институт, как разработчик инновации, хочет продавать её и другим клиентам, то есть, прямым конкурентам агрохолдинга. А на такое никто не согласится.
Алексей Брумин, считает, что сравнивать НИИ и стартапы неправомерно, поскольку это два совершенно разных направления. «У стартаперов должна быть очень сильная предпринимательская жилка, — поясняет Брумин. — А наука — это совсем другое. Учёными руководят, самостоятельности у них вообще никакой, поверьте мне. У них глубокий взгляд и увлечённость наукой, такой человек должен иметь учёную степень и быть уважаемым. Стартаперу же не важно, уважают его или нет, он должен пробиться, завоёвывать гранты, чтобы потом выйти на хороший уровень продаж и «подвинуть» всех на рынке».
Иного мнения придерживается Сергей Косогор. «Я предполагаю, что стартапы вскоре могут замахнуться на ту роль, которую должна играть креативная научная среда, — уверен эксперт, — а именно на разработку прорывных технологий в науке (если это не оборона или национальная безопасность). — В том числе, это происходит на фоне создания таких организаций как ФАНО. Когда учреждалась эта структура, в планах, вероятно, был алгоритм по созданию западного подхода к науке (с администраторами, создающими условия, и учёными, выдвигающими идеи). Однако в результате наведение порядка привело к тому, что чиновники больше сосредоточились на управлении имуществом, нежели на создании условий для учёных, а реорганизация в большей степени коснулась институтов развития. На этом фоне многие НИИ замерли в ожидании. И даже несмотря на то, что имеется большая советская школа подготовки и внедрения технологий, вовлечение молодежи и обновление кадров идёт медленно».
Меры поддержки идей
Сергей Косогор, руководитель проекта «Цифровая экосистема для агросектора», «Центр технологического трансфера» Высшей школы экономики
«Для поддержки стартапов создаются институты развития (к примеру, Фонд развития интернет инициатив, ФРИИ), а также проводятся профильные мероприятия. Так, на совещании по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи, состоявшегося в июне 2020 года с участием президента РФ, был дан ряд поручений, в числе которых — обеспечить создание условий для ускоренной разработки и внедрения отечественных технологий в сфере связи и IT, которые послужат базой для создания качественных, востребованных продуктов и сервисов. Вероятно, таких институтов и мер поддержки станет ещё больше.
В частности, важный инструмент поддержки предложил Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), который сейчас предоставляет финансовые меры господдержки (через гранты) на цифровую трансформацию компаний, внедряющих IT-технологии. Если раньше мы об этом лишь рассуждали, и меры господдержки «цифры» были «зашиты» в различные программы, направленные на модернизацию, то сейчас активно создаются механизмы, позволяющие напрямую получить средства на внедрение цифровых технологий.
При этом существуют и другие направления поддержки, к примеру, мероприятия Российской венчурной компании (РВК) и ряда других институтов развития. В этой же цепочке находится и «Роснано», которое поддерживает развитие технологий, где, как мне известно, совместно с компанией «Данафлекс» планировали создать аналог импортной высокобарьерной плёнки и поставлять её отечественным производителям, что могло стать прорывом на российском рынке гибкой упаковки, поскольку это актуально для АПК.
Можно также отметить созданный в Казани при поддержке правительства РФ город высоких технологий «Иннополис» - организацию, формирующую вокруг себя комьюнити, в котором сосредоточены, в том числе, стартапы в области сельского хозяйства. В институте существуют свои меры поддержки талантливых разработчиков и продвижения разработок на новые рынки. Нельзя не подчеркнуть то, что на нужды сельского хозяйства работают организации, занимающиеся фундаментальными исследованиями, результаты которых внедряются в современном сельском хозяйстве и производстве. К примеру, это Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», занимающийся фундаментальными научными исследованиями и прикладными разработками в области молекулярной генетики, молекулярной биологии, биотехнологии и медициныи т. д. Вокруг многих институтов создаются центры мирового уровня, которые сосредотачивают усилия на развитии агротехнологий, и это позволяет говорить о том, что на сельское хозяйство многие смотрят как на достаточно перспективную отрасль».
Защита авторских прав
«Я всегда подчёркиваю необходимость модернизации законодательства о защите авторских прав, — делится Косогор. — Оно у нас никакое. Необходимо менять идеологию патентующих организаций, потому что сегодняшняя система организована так, что мы дарим свои идеи».
По словам эксперта, необходимо переформатировать российские патентные организации и, самое главное, изменить образ мышления работающих в этих организациях чиновников. Прежде всего, надо убрать большое количество ненужных посредников и дать возможность стартапам доводить свою идею до коммерциализации напрямую (к примеру, через губернаторов или руководителей крупных предприятий в рамках общения на питчсессиях или благодаря форматам продвижения разработок). Иными словами, важно развивать структуры, где можно организовать взаимодействие с инвесторами. Изобретатель не должен терять время, оббивая пороги патентных бюро. Ведь столкнувшись с бюрократией, он может вовсе отказаться от реализации своего проекта или начать работать на наших «партнеров», развивая экономику других стран, подчёркивает Сергей Косогор.
Ещё одно сомнительное требование к учёным — это индекс международной признательности. «Мы требуем от учёных международного признания, печатных работ в международных сборниках через повышение индекса Хирша. То есть они должны, чтобы этот индекс повысить, рассказать о своей разработке. Получается, что учёный ещё не воплотил идею в жизнь, но индекс Хирша, который, к слову, сказывается на оплате труда, мы у него уже требуем. А завтра, узнав о его идеях, к нему приедут из-за границы и будут предлагать купить его разработки. Или же сразу воплотят его идеи в жизнь в других странах. Нам же останется сокрушаться, что такие идеи у нас тоже есть, но за рубежом их придумали как коммерциализировать, а мы только по требованию Миннауки индекс Хирша повышаем», — негодует эксперт.
Помимо прочего, есть ещё серьёзная проблема дистанции между стартапами и сельхозпроизводителями, такими как «Эфко», «Уралхим», «Фосагро» и другими крупными холдингами, дополняет Алексей Брумин. У них собственные центры, занимающиеся разработкой инноваций («Эфко инновации», Инновационный центр «Бирюч» и другие), а стало быть, они по сути являются поглотителями стартапов. «Стартапами интересуются не сельхозпроизводители, а эти корпорации. Именно они проводят мониторинг, ищут ребят с идеями. И здесь есть выбор: либо «отжать» у них эту идею, либо взять на работу. На рынке происходит и то, и другое. Но чаще — второе, ведь если ты берёшься развивать идею, нужен тот, кто сможет это сделать, а свободных сотрудников у компаний, как правило, нет. Да и кто реализует свой проект лучше, чем тот, кто этот проект разработал? Такого человека можно привести, дать возможность всё это воплотить, да ещё и права на идею потихоньку забрать, потому что он неопытен», — раскрывает тонкости бизнес-стратегий эксперт.
В контакте с бизнесом
«Наша компания внимательно следит за портфелями венчурных фондов и институтов развития, — рассказывает Иван Соколов, заместитель генерального директора ГК «Дамате» по инновационному развитию. — Сейчас наибольший интерес у нас вызывают проекты, разрабатывающие решения на основе искусственного интеллекта (AI) и компьютерного зрения (CV). Работа со стартапами выстраивается всегда по-разному. Да и вообще шаблоны не очень к ним подходят. Конечно, удобнее всего, когда стартап уже прошёл через воронку проектов какого-то фонда или акселератора. Тогда и команда, и сама идея уже достаточно чётко сформирована».
Среди наиболее известных проектов, в которые инвестировали владельцы «Дамате», сколковские компании «Connectome.ai» и «Энтопротэк». Стартап Connectome. ai, занимается разработкой, внедрением и поддержкой решений в области компьютерного зрения (Computer Vision) и машинного обучения (Machine Learning). Благодаря сотрудничеству с Connectome.ai «Дамате» стала первой компанией в российском молочном животноводстве, внедрившей на своём комплексе в Тюменской области систему искусственного интеллекта. Что же касается компании «Энтопротэк», то она была создана в 2015 году и за несколько лет из небольшой экспериментальной площадки выросла в крупное производство, предложившее рынку оптимальное решение проблемы утилизации органических отходов в промышленных объёмах путём переработки биомассы насекомых с получением на выходе высокобелковой кормовой добавки и органического удобрения. Сегодня это международная биотехнологическая компания со штаб-квартирой в Израиле, реализующая проекты в области переработки органических отходов.
«Мы непрерывно работаем над совершенствованием технологий, улучшением производственных и экономических показателей, — продолжает Соколов. — Если идея стартапа кажется нам интересной, то мы, конечно, готовы оперативно проверить её на практике. В качестве примеров такого сотрудничества могу привести проект по разработке системы подсчёта микрообъектов с помощью CV. Льюис Кэрролл в своём произведении «Алиса в Зазеркалье» сформулировал очень интересную мысль: приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Это созвучно и философии нашей компании».