Журнал «Агротехника и технологии»
С началом пандемии сельхозпредприятия, в отличие от компаний из других отраслей, не стали массово переводить сотрудников на удалённую работу, оцифровывать производство и создавать десятки совещаний в день в Zoom. Такой возможности просто не было, ведь в силу специфики агробизнеса вся основная работа проходит в полях. Тем не менее, цифровизация и автоматизация помогают АПК во время этого кризиса. просто использование в сельском хозяйстве IT-технологий и зависимость от них отличаются от других сфер экономики. Каким образом российскому аграрному сектору удаётся обходиться без повсеместной оцифровки бизнес-процессов, разбирался корреспондент журнала «Агротехника и технологии»
По информации компании Digital Agro (цифровые решения для АПК), различные датчики есть уже у более чем 70% российских хозяйств. А по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) системы автоматизации в российском АПК использует треть всех организаций отрасли.
В это верится с трудом, но именно так описывают ситуацию многие, кто работает в сфере IT для АПК. В любом случае, это только примерные оценки. Так, во ФРИИ «Агротехнике и технологиям» рассказали, что их данные были получены в ходе собственного экспертного анализа дорожной карты развития индустрии АПК.
При этом опрос аграриев и специальное исследование рынка не проводились. И хотя карта не была утверждена правительством, базовые выводы дорожной карты легли в основу программы цифровизации сельского хозяйства Минсельхоза.
Уже не консерваторы
Так или иначе все эксперты сходятся во мнении, что аграрии ничем не отличаются от специалистов других отраслей, разнит их только то, что далеко не у всех есть быстрый интернет. Именно отсутствие быстрого интернета и финансовых средств (а не пожилые сотрудники или нежелание меняться и учиться) обычно сдерживает развитие автоматизации и цифровизации в АПК.
«Аграрии живо интересуются темой цифровизации и готовы пробовать новые сервисы. Во время наших опросов на тему цифровизации, респонденты давали развернутые ответы и готовы были долго обсуждать эту тему, хотя обычно пытаются как можно быстрее закончить разговор», — отмечает Елена АЛЕКПЕРОВА, генеральный директор компании «Агростат», проводящей маркетинговые исследования АПК.
На этот же интерес аграриев к цифровизации обращает внимание основатель Агро.Клуб (мобильная платформа, объединяющая аграриев, их поставщиков и экспортёров/переработчиков) Егор КИРИН. «Мы наблюдаем активный сдвиг в привычках людей в сторону более прозрачных и автоматизированных решений, что, в целом, положительно. Пришла пора учиться взаимодействовать в цифровом пространстве даже для такой консервативной сферы бизнеса, как сельское хозяйство. Главное, чтобы решения были простыми и действительно ценными», — считает он.
И всё же многие специалисты сходятся во мнении, что пандемия не повлияет на развитие цифровизации в сельском хозяйстве ни в лучшую, ни в худшую сторону. Судя по всему, распространение цифровых платформ и автоматизации будет проходить в спокойном режиме и авральных, срочных подключений не произойдёт.
«В сфере сельского хозяйства в ближайшем будущем мы в первую очередь ожидаем появления и развития цифровых решений, связанных с продвижением продукции на рынках, а в последующем — решения вопросов подбора индивидуальных кормов, семян, средств защиты растений и квалифицированных кадров», — говорит руководитель проектов практики «Стратегическое консультирование» компании «НЭО Центр» Игорь КИЧАЙКИН.
По мнению экспертов, распространение цифровых решений неминуемо повысит компьютерную грамотность аграриев. «Конечно, сотрудников хозяйств, которым сложно подключиться даже к мессенджерам, до сих пор немало. Однако таких становится всё меньше. Мне самому уже 70 лет, и я считаю, что проблема не в возрасте, а желании обучаться чему-то новому. Нам встречались молодые сотрудники, которые не могли правильно заполнить элементарную форму без посторонней помощи. При этом некоторые пожилые сотрудники буквально за день осваивали все модули наших программ», — делится руководитель компании «Матрица» (автоматизация операционной деятельности в животноводстве) Михаил КОРОЛЁВ.
«Часто уровень технической грамотности людей, работающих в агросфере, незаслуженно оценивается как низкий. Но это заблуждение, и всё давно не так. Люди легко осваивают технологии, которые приносят пользу и эффективность которых понятна. Это касается и личных приложений, и технологий для общения, и профессиональных программ», — поддерживает мнение коллеги генеральный директор Digital Agro Николай БОБРОВ.
Оцифровали
Вопрос, помогли ли цифровые решения тем, кто их внедрил, обычно вводит аграриев в ступор. Оценить, как уже работающая система помогает сэкономить во время карантина, невозможно (к тому же быстро внедрить digital-решения не получится), да и смысл цифровизации часто не в этом. Обычно она позволяет увеличить продуктивность производственных процессов за счёт контроля за выполнением операций. Особенно нравится отслеживать процессы в режиме онлайн руководству компаний — так сразу видны все узкие места технологических процессов.
Например, в пресс-службе «Дамате» «Агротехнике и технологиям» сообщили, что на производственных площадках компании установлена система с использованием искусственного интеллекта Direktiva-санпропускник, которая проверяет качество санитарной обработки рук сотрудников перед входом на производство. Однако забота о чистоте производственных цехов важна не только во время пандемии, поэтому насколько внедрение этой системы помогает именно сейчас, оценить трудно. Тем не менее, в компании отмечают её эффективность, указывая на то, что внедрение разработки позволило снизить влияние человеческого фактора и сыграло положительную роль в обеспечении безопасности продукции компании.
В АПХ «ЭКО-культура» начали проводить цифровизацию ещё в прошлом году. Именно благодаря этому компания смогла перевести всех офисных сотрудников на время самоизоляции на удалёнку всего за 2 дня.
«Цифровизация рабочих процессов была необходима для нашего холдинга, чтобы сделать систему принятия решений прозрачной и ускорить внутренний документооборот. Но кроме того, она дала возможность сотрудникам работать из любой точки мира, оставаясь результативными и сохраняя командный дух, что особенно важно во время пандемии», — говорит директор Департамента информационных технологий АПХ «ЭКО-культура» Игорь ГУЛЬ. По его словам, экономическую выгоду от внедрения такой системы на данный момент просчитать невозможно. Её главная цель — экономия времени, что она и дала агрохолдингу, повлияв на увеличение скорости принятия управленческих решений.
Что импортозаместили в России
Пандемия коронавируса озолотила сервисы доставки, IT и игровую индустрию, но в то же время отправила в нокаут тысячи кафе и отелей, разорила турагентства и заморозила всю мировую киноиндустрию. Благодаря пандемии богатые стали намного богаче, а бедные — еще беднее. По данным Forbes, за месяцы карантина состояние 25 самых богатых людей мира увеличилось на четверть триллиона долларов, при этом безработица в большинстве стран достигла 10-30% процентов (а порой и больше), потому что малый бизнес в своей массе не пережил и месяца простоя.
Сельское хозяйство не относится ни к пострадавшим, ни к выигравшим от пандемии отраслям экономики. Потребность в продуктах питания будет всегда, так что аграрии зарабатывают примерно так же, как и до пандемии.
В том же ключе высказались в агрохолдинге «Мое Лето». «Компания «Мое Лето» также частично использует цифровую платформу. Такая платформа необходима для мониторинга и отслеживания качества и вкуса нашей продукции. Цифровые технологии помогают нам автоматизировать рабочие процессы, минимизируя человеческий труд как в технических процессах, так и в процессе выращивания. На данном этапе цифровая платформа пока не окупилась, так как её установили только 1,5 года назад, однако она уже оказывает положительное влияние на внутренние процессы», — рассказал главный агроном тепличного комплекса «Мое Лето» Игорь ГУРСКИЙ.
Всё это позволило безболезненно пережить самоизоляцию офисным сотрудникам, а производство бы и так не остановилось — для сельского хозяйства карантина не было предусмотрено.
Но если на сельхозпредприятиях роль цифровизации, в основном, сводится к контролю различных процессов, то другим сферам АПК цифровые решения во время карантина могут пригодиться в гораздо большей степени. Например, логистика в сельском хозяйстве только выиграет от цифровизации, уверен член научно-технического совета ассоциации «Афанасий Никитин», заместитель директора центра высокоскоростных и цифровых систем Российского университета транспорта Василий КУПРИЯНОВСКИЙ. Так, интернет вещей позволит подключиться к открытой глобальной системе логистики, основанной на физической, цифровой и операционной взаимосвязанности посредством инкапсуляции интерфейсов и протоколов. «Он заменит существующие логистические модели, и практика ЕС тому подтверждение. Физический интернет (PI) направлен на решение вопросов экономической, экологической и социальной устойчивости в традиционной логистике, что позволяет улучшить неустойчивые грузовые перевозки», — поясняет специалист.
По его словам, PI предлагает единую операционную среду для разных компаний, в которой физические продукты могут беспрепятственно транспортироваться в стандартных модульных π-контейнерах. «В условиях вынужденного уменьшения прямого взаимодействия между людьми структура PI, основанная на стандартных или интеллектуальных модульных контейнерах, которые могут транспортироваться любым способом (самолётами, грузовым автотранспортом, баржами, дронами и др.), становится особо актуальна. Примечательно, что срок внедрения физического интернета в ЕС перенесён с 2050 на 2030 год», — замечает Василий Куприяновский.
Однако беспрепятственное перемещение требуется не только товарам, но и людям, а это в условиях карантина затруднительно. Единственным выходом на данный момент может быть виртуальное общение, которое цифровизация помогает наладить подключённым к соответствующим программам хозяйствам для общения с партнёрами и внештатными консультантами компаний. В сегодняшней ситуации это особенно пригодилось производителям средств защиты и удобрений, специалисты которых находятся на самоизоляции в городах, и консультации которых нужны в полях.
«В условиях карантина нет возможности послать ведущих специалистов для диагностики на месте, поэтому удалённый агроконсалтинг стал частью нашей ежедневной работы. Полевая команда «Сингенты», как и полагается, работает в полях, подробно документируя ситуацию в системе Cropio. А вот анализ собранных данных происходит дистанционно. Таким образом появляется карта проблемных мест в хозяйстве с привязкой к координатам GPS на местности и картой каждого поля с подробными фотографиями найденных проблем и их детальным описанием», — приводит пример директор по развитию цифровых сервисов в России компании «Сингента» Роман Мартынов.
Следующим этапом является дистанционный анализ ситуации, основанный на данных, внесенных в Cropio: информация с полевых объездов, детальный анализ спутниковых снимков в различных диапазонах и с применением различных фильтров, зон плодородия почвы, погодных данных и тому подобного.
К такому анализу компания подключает ведущих зарубежных экспертов для того, чтобы было найдено оптимальное в каждой ситуации решение проблемы. «Например, при обнаружении какого-либо заболевания растений мы привлекаем для работы в России нашего лучшего специалиста, специализирующегося именно на этом заболевании и культуре. Таким образом мы собираем в одной «комнате» лучших специалистов, которых не так много в стране, и с помощью Cropio доносим их экспертизу удалённо до наших клиентов в любой точке страны. С помощью такого удаленного агроконсалтинга мы также осуществляем удалённые рекомендации по оптимальному применению наших продуктов, например, выбираем поля, наиболее подходящие для применения определённых фунгицидов, чтобы сельхозпроизводители могли получить максимальную отдачу от их применения», — описывает процесс Роман Мартынов.
О необходимости продолжать работу в сезон даже во время карантина говорит и генеральный директор Digital Agro Николай Бобров. «Цифровые технологии позволяют минимизировать контакты, например, при постановке задач или составлении отчётов о выполненных работах, а также при проведении анализа почв. Тем самым цифровые технологии обеспечивают непрерывность процесса, когда есть риск срыва поставок и необходимо исключить угрозу продовольственной безопасности, которая уже произошла в Нигерии из-за срыва цепочки производства в связи с изоляцией людей», — рассказывает он.
Слишком сложно для уберизации
Большинство цифровых платформ предполагают активное участие специалистов для консультирования и предоставления различных сервисов. На этом построена значительная часть IT в сельском хозяйстве. Однако полной автоматизации, как например, в супермаркетах с кассами самообслуживания и роботизированными складами (пример — Amazon в США), сейчас в АПК нет.
Если рост подключений к цифровым платформам и наблюдается, то он пока не заметен настолько, чтобы связать его с карантином. «Объём подключений не уменьшается, в сельском хозяйстве как такового карантина нет. Но есть некоторые сложности и задержки с монтажом оборудования, если для него требуется перемещение между областями. Такие вопросы решаются партнерами-интеграторами (дилерами) на местах. В целом мы фиксируем ощутимый рост подключений новых компаний в этом году, если сравнивать с предыдущим. Но сказать однозначно, что он связан с карантином, сложно», — признает представитель бренда «Агросигнал» Юлия НИКИФОРОВА (IT платформа компании «Инфобис», разрабатывает решения для цифровизации сельского хозяйства).
Дилеры сельскохозяйственной техники тоже не проводят параллель между количеством заявок и карантином. Они объясняют это тем, что цифровизация в хозяйствах не может произойти быстро и уж точно не стоит её внедрять только из-за коронавируса. Это комплексные решения, эффект от которых заметен только через пару лет. К тому же от необходимости работать в полях цифровые решения всё равно не избавляют и вообще они несколько отличаются от IT-решений в других отраслях экономики.
«В сельском хозяйстве не может быть так называемой уберизации в чистом виде, хотя многие и любят использовать этот термин (так обычно называют автоматизацию вроде вызова такси или доставки еды) — все процессы гораздо сложнее. Поэтому я считаю, что дальнейшая цифровизация АПК будет проходить в симбиозе между онлайном (технологическими решениями) и оффлайном (работой специалистов на местах “в полях”)», — полагает основатель Агро. Клуб Егор Кирин. Так что будет продолжаться карантин или нет, но в поля придётся выходить в любом случае.
Как продать слона
В то время, как все автодилеры ушли в онлайн и раскрыли всю информацию о ценах и наличии товара, дилеры сельхозтехники продолжают принимать заказы по телефону и ездить по хозяйствам. Как рассказали «Агротехнике и технологиям» в ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД», иного выхода пока нет: сельскохозяйственная техника, в отличие от автомобилей, не массовая, производится индивидуально для каждого региона, при этом потенциальных покупателей всего несколько тысяч. «Это связано с тем, что автомобильные дилеры торгуют, в основном, ходовым потребительским товаром, а мы предлагаем средства производства. Автомобильные дилеры продают десятки тысяч машин одной модели и тысячи автомобилей другой модели в приблизительно одинаковых комплектациях для десятков миллионов потребителей. Тогда как дилеры сельскохозяйственной техники на всю страну продают сотню-другую машин в примерно одинаковой комплектации», — объясняет генеральный директор компании «УРОЖАЙ» и президент ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Павел РЕПНИКОВ.
По его словам, выбрать или правильно укомплектовать технику, а также подобрать некоторые запасные части без квалифицированной помощи специалиста пока представляется весьма проблематичным. Даже для профессионалов (дилеров сельскохозяйственной техники) работа с конфигураторами комплектации сельскохозяйственной техники и каталогами иногда вызывает затруднения. Поэтому специализированные онлайнагрегаторы оказались нежизнеспособны (хотя и были попытки наладить продажи с их помощью), а на торговых площадках общего профиля, типа «Авито» можно найти только складские остатки техники и запчастей, а также трейд-ин.
Однако на этот счёт есть и альтернативное мнение. «Дилеры сельскохозяйственной техники во всём мире отличаются своим консерватизмом», — говорит представитель ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр АЛТЫНОВ, имеющий большой опыт работы в российских дилерских компаниях. «В своё время я обсуждал инициативу активнее идти в интернетпродажи, но не находил поддержки в сообществе, — вспоминает он. Впрочем, на то у дилерских компаний есть веские причины. «Дилеры сельскохозяйственной техники часто вынуждены работать с низкой маржой, поэтому они боятся публично раскрывать цены, ведь тогда конкуренты, изучив ценовую политику своих коллег, предложат клиентам более выгодный вариант при личной встрече или телефонном разговоре», — заключает Александр Алтынов.