Журнал «Агроинвестор»
В феврале президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил правительству создать защищенный бренд отечественной чистой «зеленой» продукции
Такой бренд должен подтверждать, что в производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии, а также «заслужить гарантии высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынках». «На внешнем пойдет все влет, уверяю вас, там ничего чистого вообще не осталось за границей», — уверен Путин.
Хотя из выступления главы государства не было понятно, о какой именно «зеленой» продукции идет речь, отраслевое и бизнес-сообщество решили, что подразумевается органическая и именно ее теперь активно нужно продвигать за рубежом. Правда, в России закон об органическом сельском хозяйстве вступает в силу только с 2020 года, и пока не до конца понятно, как он будет работать хотя бы внутри страны. Тем не менее Минсельхоз заверил, что отечественная органическая продукция обладает большим экспортным потенциалом. Ведомство оценивало объем российского рынка органики в €160 млн, а перспективы его роста к 2025 году — на уровне €5 млрд. В 2018 году премьер-министр Дмитрий Медведев оценивал, что Россия может занять до четверти мирового рынка органической продукции.
Однако после публикации поручений президента по реализации послания стало ясно, что Путин говорил не об «органике», а об экологически чистой сельхозпродукции. Их основное отличие в том, что при производстве последней разрешено использовать некоторые удобрения, агрохимикаты и стимуляторы роста. При этом пока потребители, по большому счету, не видят принципиальной разницы, например, между овощами «органик», «эко» или «био», да и для производителей фальсификата здесь большой простор для обмана покупателей.