Журнал «Агроинвестор»
Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор» о том, как меняются предпочтения людей и как будут меняться в дальнейшем
Обыкновенно одетая женщина — по виду мать семейства со средним доходом — взяла в молочном отделе супермаркета молока и ряженки, полулитровую пэт-бутылочку сладкого йогурта за 50 с чем-то рублей и, миновав сырный отдел, перешла в секцию овощной консервации. Там она выбрала по банке кукурузы и горошка мозговых сортов, продававшихся под sale-лейблом как собственная торговая марка сети. Не удостоив вниманием отдел рыбы и морепродуктов (если не считать подцепленной на ходу упаковки замороженных крабовых палочек), женщина повертела в руках баночки с икрой: щучьей, лососевой, тресковой и минтаевой. Прочие были отставлены, а в тележку перекочевали сразу две икорных банки. Не рассмотрел как следует, но, по-моему, минтай. В бакалее были взяты сразу несколько упаковок круп — развесных, no name, дорогой геркулес быстрого приготовления и, после некоторого раздумья, почему-то еще и упаковка тростникового сахара.
К женщине подошел мужчина (судя по всему, муж) и перегрузил в тележку банку маринованных огурцов и несколько бутылок пива. После чего оба удалились в овощной отдел, где провели минут десять, и вышли оттуда на кассу. Результат выбора — несколько килограммов насыпной картошки и, кроме нее, полный борщевой набор: морковь, свекла, капуста, лук. Кроме всех этих продуктов, пара купила два десятка яиц, бутылку подсолнечного масла, какие-то сосиски, немного яблок и киви.
Примерно так можно описать модель покупательского поведения, которую в последний год с небольшим я все чаще наблюдаю в продуктовых магазинах Москвы, Подмосковья и крупных городов (от полумиллиона жителей). В моем понимании, это нарастающая тенденция. При сохранении объема потребления продовольствия — поиск более дешевых аналогов белка (яйцо, птица) и «лакомств» (икра, фрукты) плюс тенденция к росту потребления углеводов и отчасти растительных жиров.
В разноформатные маркеты я хожу часто — не только за едой, но и с профессиональным интересом. Переписываю ценники, фотографирую витрины, замечаю, что и как покупают. По моим субъективным наблюдениям, в последний год стало больше покупателей в отделах бакалеи, молочных и овощных (за минусом салатов). Охотно берут сахар и базовые крупы. Причем в бакалее и молоке люди проводят больше времени, чем раньше. Рыбные и сырные витрины нередко полупусты. Меньше народу интересуется майонезами и соусами. Примерно столько же, как раньше, посещений в колбасно-сосисочных секциях и где продают консервацию. Там, как и в «докризисном» 2013 году, достаточно плотно. Живо интересуются бройлером в любом виде — от тушки до более дорогих отрубов. Немного меньше популярна свинина. У полок с говядиной более-менее свободно. К витринам со стейками подходят редко: видно, что продукт не столько дорог, сколько еще непонятен.
Чтобы лучше понимать агробизнес, важно не только анализировать товарные рынки, цены, балансы, следить за ключевыми сделками, решениями регуляторов, но и наблюдать, как ведет себя потребитель. Это важно вдвойне, когда и экономика падает, и рынок переживает структурные перемены. Реальность такова, что денег в экономике вообще и у потребителя в частности все меньше. Рынок же продовольствия растет, пока неплохо зарабатывает и начинает ориентироваться на экспорт. Как меняются предпочтения людей и как будут меняться в дальнейшем? Как это повлияет на бизнес — на спрос, производство, доходность? Такие вопросы мы считаем достаточно важными для нашего читателя, поэтому написали об этом подробный обзор, а его анонс вынесли на обложку. Считайте это предварительным подведением первых итогов года. Следующий, декабрьский номер мы полностью посвятим именно им.