Замещение импорта: игра в отчеты

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации — о том, почему невозможно быстро заместить импортное продовольствие

Складывается впечатление, что импортозамещение постепенно превращается в кампанейщину. О нем говорят по сто раз на дню, но, сколько ни повторяй «сахар», чай слаще не станет. Чтобы заложить фундамент для замещения импорта в ряде отраслей АПК, необходимо решать задачи по привлечению инвестиций и регулированию рынка, обеспечивать достаточный уровень господдержки, снижать финансовую и административную нагрузку на бизнес, менять отношение многих региональных чиновников к инвесторам. Также важно заниматься вопросом подготовки кадров для бизнеса и госуправления, модернизировать аграрную науку и сделать еще сотню нужных дел.

Но вместо этого начинается игра в отчеты. Снижение импорта, в том числе сельхозпродукции, многие чиновники из-за непонимания ситуации или намеренно рассматривают как признак успешного замещения. А на самом деле, к сожалению, в большинстве случаев это свидетельство падения реально располагаемых доходов населения и спроса, следствие девальвации рубля и ограничительных мер. Разве за год мы создали тысячи гектаров теплиц и садов? Разве они уже дали плоды? Или, может быть, коровы начали приносить по четыре-пять телят в год? При стагнации в производстве молока мы стали производить почти на 30% больше сыра, однако замалчивается, что на те же тридцать с лишним процентов вырос импорт пальмового масла. Вот откуда столько сыра.

Потребителю вместо импортного товара Х по цене Y предложили российский или незапрещенный импортный товар Z по цене Y+%. И, случается, более низкого качества. По-другому и быть не могло, ведь мы пока не стали производить в необходимых объемах новую продукцию с низкой себестоимостью и приемлемой ценой. Ждать быстрых результатов в замещении импорта сельхозпродукции просто наивно: никто не отменял биологические циклы, время на строительство объектов, введение в строй новых мощностей и внедрение технологий. Необходимо набраться терпения и спокойно, последовательно создавать условия для восстановления инвестиций, которые резко снизились. А без масштабных вложений говорить об импортозамещении смешно. Нужно строить современные аграрные предприятия, перерабатывающие заводы, развивать конкуренцию и высокоэффективное производство. Тогда товар станет первоклассным, а цены — доступными.

Государство считает необходимым снижать зависимость от импорта овощей, фруктов, говядины, свинины, молока и молочных продуктов, рыбы, племенных животных. Но наша себестоимость по разным причинам заметно выше, чем на севере Африки, в Азии, Южной Америке, в Европе или Китае. Поэтому нужно понять, а сможет ли — и если да, то при каких условиях — та или иная отрасль удержать позиции через 10-20 лет. Например, мясной сектор способен быть конкурентоспособным в долгосрочной перспективе. Он защищен тарифными квотами и высокими требованиями к безопасности продукции, есть условия для развития бизнеса. За 10 лет мы создали совершенно новую индустрию производства бройлера и свинины, есть существенный прогресс в выращивании мясного КРС.

Вопрос с мясом птицы в нашей стране, по сути, решен, и, думаю, окончательно. Импорт будет оставаться, но собственных ресурсов уже вполне достаточно, чтобы избежать дефицита. Через четыре-пять лет доля зарубежной свинины в потреблении не будет превышать 10%. В этих отраслях можно говорить о реальном импортозамещении. Но важно помнить, что его основы были заложены еще 10-12 лет назад, и это не результат девальвации и эмбарго, а итог последовательной госполитики по развитию сельского хозяйства, постепенной структурной и технологической модернизации, увеличения господдержки.

Нередко заявления чиновников относительно импортозамещения носят декларативный характер, но есть и реальная работа. С одной стороны, я вижу, что никто не проводил серьезного и глубокого анализа долгосрочных условий конкурентоспособности нашей продукции, никто не считал экономику и не сопоставлял нашу себестоимость и себестоимость зарубежных поставщиков. Есть много планов, не подтвержденных реальными инвестициями. Но, с другой стороны, абсолютно очевиден настрой Минсельхоза и правительства дать новый импульс сельскому хозяйству: принято много важных и полезных решений, которые повышают привлекательность АПК, идет постоянный диалог между федеральными ведомствами, отраслевыми союзами и инвесторами. Повышены ставки субсидирования кредитов, вводятся новые меры господдержки, идет работа с банками.

Меня беспокоит, что некоторые чиновники и бизнесмены хотят заместить все и везде, и неважно, какой ценой. Это не просто не рационально, но глупо и вредно. Нашей стране нужно, наконец, серьезно и глубоко проанализировать, где и в чем у нас есть преимущества, какие есть компетентности, кадры и условия, и встраиваться в международную систему распределения труда. Россия могла бы занять заметное место в поставках продовольствия, в том числе мяса.

Скажу парадоксальную вещь: без возможности продавать нашу сельхозпродукцию за рубеж мы не добьемся полноценного и сбалансированного замещения импорта. Грамотный подход — это не отказ от ввоза, а развитие внешней торговли в обе стороны, выход со своей продукцией на экспорт. Тогда и бизнес, и государство зарабатывают дважды, а рынок находится в равновесии.

Так что я верю, скорее, не в импортозамещение как таковое, а в постепенное развитие АПК, которое приведет к сокращению импорта и расширению внешней торговли продовольствием.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»