Журнал «Агроинвестор»
Кризис закончился?
Первый вице-премьер Игорь Шувалов в мае заявил, что фактически кризис завершен: худшие сценарии в российской экономике не реализовались, и хотя она «в сложном состоянии», уже в конце года может начаться рост.
Дарья Снитко
Замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка
Основной показатель экономического роста — ВВП — в этом году действительно вряд ли снизится больше вполне консервативной оценки в 3-4%. Однако говорить о том, что торможение российской экономики в среднесрочном периоде завершено, пока не стоит. В первом квартале этого года она пережила шок: резкое изменение курса валюты и повышение ставок ЦБ. Во втором-третьем кварталах 2015-го в реальном секторе будут ощущаться последствия этого шока.
Для сельского хозяйства ситуация развивается более позитивно, чем для многих других отраслей: цены в рублевом выражении растут, экспортные потоки (для зернового и масложирового комплекса) поддерживают финансовое состояние аграриев. Если продолжится девальвация, то она будет оказывать поддержку экспортерам. Рост рубля к основным валютам, напротив, станет ослаблять экономический интерес к развитию производства, но при этом не сильно скажется на его затратной части, поскольку импортные материалы для посевной уже были закуплены по высокому курсу. Благодаря специфике производственного цикла, на объем производства сельхозпродукции в 2015-м макроэкономические факторы уже почти не повлияют. Для АПК многое в этом году будет зависеть от погоды.
Тимур Нигматуллин
Аналитик инвестхолдинга «Финам»
Ряд показателей действительно говорит о том, что экономический кризис в России пока развивается по условно-оптимистичному сценарию. Например, доллар США с декабрьских максимумов ослаб почти на 38%, а евро — на 43%. Безработица, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в марте составляла 5,9%, что близко к историческому минимуму со времен распада СССР, достигнутому в конце 2014 года. Росстат предварительно отчитался о снижении реального ВВП в первом квартале на 1,9%. Для сравнения, Минэкономразвития ранее оценило падение на 2,2%. Порадовали и другие макропоказатели: реальные доходы сократились всего на 1,4%, а оборот розничной торговли — на 6%.
Впрочем, стоит отметить, что, несмотря на позитивные сигналы с точки зрения макростатистики, показатели пока еще продолжают ухудшаться. Однако это уже нельзя назвать свободным падением. Скорее всего, экономика в ближайшие несколько кварталов достигнет дна и затем начнется плавное восстановление.
Сельское хозяйство чувствует себя в несколько более выгодном положении по отношению к другим отраслям. Сказывается некоторая поддержка со стороны продовольственного эмбарго, производители смогли нарастить долю рынка и поднять цены. Также сельхозпредприятия, ориентированные на экспорт, получают выгоду от ослабления рубля, поскольку их продукция становится более конкурентоспособной по цене на мировом рынке. Наконец, нельзя забывать о программах господдержки, в том числе субсидировании кредитных ставок. Таким образом, агроотрасль, очевидно, начнет выходить из кризиса одной из первых. Возможно, это случится в период сбора урожая-2015.
Александр Чил-Акопов
Гендиректор компании «Агробизнес» (Липецкая обл.)
В целом сейчас ситуация лучше, чем в конце 2014-го, хотя и тогда она не была для нас критичной. Если говорить об агроотрасли, то мы видим, что снижаются процентные ставки по кредитам: по сравнению с концом прошлого года они уже опустились примерно на 10%. В последние месяцы банки стали звонить и предлагать деньги. То есть с точки зрения финансирования сельхозпроизводителей есть позитивные сдвиги.
Как мне кажется, в сельском хозяйстве кроме того, что выросли ставки и стало сложно обслуживать кредиты, других проявлений кризиса в общем-то не ощущалось. Рост курса доллара был только на пользу, поскольку наша продукция ориентирована на экспорт или замещение импорта. Цены на зарубежные средства производства сейчас стабилизировались, какие-то позиции, например семена, стали даже дешевле. Правда, остаются дорогими запчасти и удобрения, их стоимость выросла существеннее, чем подорожал доллар, и пока не снижается. Все остальное — примерно как в прошлом году.
Алексей Верхотуров
Гендиректор «Русгрейн Холдинга»
Говорить об окончании кризиса можно будет тогда, когда нормализуется ситуация на финансовых рынках: кредиты станут доступными, ставки по ним вернутся на уровень 12%, валютный рынок стабилизируется и станет возможно заключать контракты, не опасаясь за выполнение своих обязательств.
Последние два месяца мы видим, что ставки по кредитам не растут и даже постепенно снижаются, хотя существенно они еще не опустились — сейчас примерно 20%. На мой взгляд, банковской ликвидности пока не хватает, чтобы удовлетворить все потребности и отложенный спрос на финансирование. Поэтому говорить о выходе из кризиса рано, скорее, мы прошли дно, и теперь начинается движение вверх. Текущий курс примерно 50 руб. за доллар вполне устраивает производителей, дальнейшее укрепление рубля скорее негативно скажется на экономике агробизнеса.
В целом на продовольственный сектор кризис и санкции повлияли положительно: снизилась конкуренция с импортом, выросла рентабельность. Правда, у тех, кто в этот период вел строительство или реконструкцию предприятий, возникли определенные затруднения, если контракты были в иностранной валюте. Мы заканчиваем начатую в 2013 году реконструкцию «Башкирской птицефабрики», оборудование импортное, поэтому стоимость завершения проекта выросла примерно на 40%, но так как основные инвестиции были сделаны до повышения курса, общая стоимость возросла незначительно. Однако новые проекты по модернизации птицефабрик корректируются по срокам реализации и стоимости. Тем не менее, я думаю, что в общем для сельского хозяйства кризис оказался полезен.