Санкции как драйвер

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Вице-президент инвесткомпании «Атон» Иван Николаев о влиянии санкций Запада на АПК и контрмерах России.

Экономические санкции Запада фактически сделали невозможным фондирование для российских госбанков на срок более 90 дней. Такие ограничения позволяют предоставлять им торговое финансирование — это было сделано для того, чтобы не навредить международной торговле. Но занимать деньги на длительный срок и, соответственно, вкладывать их, они не смогут.

Поскольку финансирование подорожает, думаю, идея была в том, чтобы притормозить инвестиционную активность в России и таким образом оказать давление на нашу экономику. В контексте сельского хозяйства это означало бы отказ от реализации менее доходных проектов, например в молочном животноводстве. Конечно, есть госсубсидии, частный капитал, но удорожание фондирования все равно будет давить на отрасль, ибо любое действие требует фондирования.

Другой блок санкций, связанный с запретом на поставки в Россию технологий и оборудования для разработки сложных месторождений нефти, в среднесрочной перспективе тоже повлияет на агропром.

Данный пакет санкций явно не поспособствует удешевлению ГСМ, а энергоэффективность в нашем агросекторе еще можно улучшить. Однако ограничение импорта сельхозпродукции из стран, применивших к России экономические санкции, и присоединившихся к ним государств позволит нивелировать основное негативное воздействие на АПК. Указ президента серьезно повлияет на отечественный агросектор.

В краткосрочной перспективе Россия переключится на других поставщиков продовольствия: США и ЕС заменят государства Латинской Америки, Азии и другие развивающиеся страны. Также выиграет Белоруссия: еще несколько месяцев назад Александр Лукашенко ставил перед аграриями задачу — подготовиться к росту спроса на белорусское продовольствие со стороны России.

Поэтому они быстро смогут компенсировать возможный дефицит, в частности молочной продукции и овощей. Бразильские производители мяса птицы и свинины займут место поставщиков из США и Европы.

Турецкие аграрии будут ввозить овощи и фрукты вместо польских, испанских и голландских компаний. Конечно, импорт продовольствия станет несколько дороже, поэтому цены в рознице повысятся, но не думаю, что драматично: предварительные оценки ускорения роста инфляции — 1-1,5 процентных пункта. Причем госу­дарство наверняка применит опыт 2009 года и будет контролировать цены на социально значимые продукты.

Заместить весь импорт продукцией собственного производства за год не удастся — это воп­рос нескольких лет. Вероятно, быстрее других смогут отреагировать птице- и свиноводы, поскольку уровень производства в этих секторах близок к насыщению внутреннего рынка.

А чтобы обеспечить себя теми же яблоками, нужно несколько лет: от момента закладки сада до появления урожая в промышленных количествах проходит минимум четыре года. В последние годы новые сады появлялись, но массовых инвестиций в это направление не было.

С овощами проще: теплицы строятся быстро, буквально в течение восьми месяцев можно начать производство. С аквакультурой намного сложнее — это дорого и долго. Но проекты в этом секторе есть (например, у компании «»), и, думаю, у них неплохие шансы, чтобы развиваться дальше при должном уровне финансирования и квалифицированном управлении. 

В целом, на мой взгляд, можно ждать повышения инвестиционной активности в АПК. Но с точки зрения издержек экономика агросектора сильно не поменяется: финансирование проектов будет дорогим, поскольку запад не отменит свои санкции одним днем, и доступ российских банков к зарубежному фондированию будет если не закрыт, то ограничен. В этой ситуации отрасли нужно рассчитывать на гос­поддержку хотя бы в виде субсидирования ставки по кредитам. 

Резервы для этого есть. Санкции не запрещают государству занимать деньги на Западе и фондировать тот же . Конечно, это будет сравнительно дороже, но это возможный шаг. Другой момент: мы покупаем облигации иностранных государств, при этом наш бизнес часто кредитуется за рубежом. Не пора ли, наконец, что-то поменять?

К тому же в последнее время со стороны государства поступают идеи финансировать различные проекты из Фонда национального благосостояния — почему бы не сельское хозяйство? В моем понимании, государство должно как минимум не бояться инвестировать в отрасль и тем самым посылать сигналы частным и институциональным инвесторам.

Думаю, что сценарий, при котором Россия в перспективе снова станет нетто-экспортером, реалистичный. Это серьезная и интересная задача — нарастить производство на 50-60%, она вполне может стать стимулом для людей, однако ее решение невозможно исключительно за счет мотивации. Необходимо будет, в том числе, инвестировать и повышать эффективность труда, за счет чего Минэкономразвития рассчитывал ускорить рост экономики.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»