Журнал «Агротехника и технологии»
Сегодня в птицеводстве помимо роста производства наблюдается консолидация и расширение географии продаж. Внутренний рынок постепенно насыщается, конкуренция нарастает, и многие птицеводы, особенно крупные, начинают думать об экспорте всего ассортимента своей продукции. Те, кто выйдут на рынки арабских стран и Азии, столкнутся с сильнейшими мировыми птицеводческими державами — США и Бразилией.
Российские компании за последние шесть лет увеличили производство мяса птицы в 2,6 раза, достигнув показателя 3,5 млн т в убойной массе. Таких результатов они добились отчасти благодаря тем инвестициям, которые были направлены как на строительство новых, так на реконструкцию и модернизацию уже имеющихся мощностей.
Эти обстоятельства и еще тот факт, что в 2012 году Россия вступила в ВТО, обостряют конкуренцию и заставляют производителей задуматься не только об увеличении производства, но и о том, как сделать его более эффективным, способным конкурировать на мировом уровне. Опуская вопросы продвижения и сертификации на зарубежных рынках, государственной поддержки экспорта, заслуживающие отдельного внимания, можно предположить, что успех российского мяса птицы будет во многом зависеть от его цены. Возможно, не удастся избежать ценовой войны с американскими и бразильскими производителями. В этом случае лучшую маржу и позиции получит тот, у кого лучшая себестоимость и кто эффективнее ею управляет.Многие крупные отраслевые руководители и акционеры компаний уже не один год, видя недостаточную эффективность бизнес-процессов своих компаний (ограниченную прозрачность операций, контроля, отчетности, возможности планирования и оптимизации), приглядываются к специализированному программному обеспечению для управления мясной переработкой и выращиванием. Такие программы широко используются за рубежом. Например, в США то или иное профильное программное обеспечение установлено на всех без исключения птицеводческих и мясоперерабатывающих компаниях, причем практически на каждом технологическом этапе.
Некоторые российские агрохолдинги уже установили такие программы («БЭЗРК-Белгранкорм», «Приосколье», «Мираторг» - CSB для убоя; «Вэлком» внедрил SAP), но их пока единицы. Большинство же российских компаний сомневаются в необходимости тратить сотни тысяч долларов на приобретение, внедрение и эксплуатацию таких систем. И их можно понять. Менять подход к управлению бизнесом в ручном режиме, который использовался годами и, кстати говоря, работал, позволяя расти из года в год, трудно. И пусть при таком планировании возникали недочеты, но ведь до сих пор они не мешали быстро развиваться, контролировать инвестиции, планировать производство, стимулировать, поощрять и наказывать работников. Да и вообще неизвестно, будет ли эффект от иностранных программ у нас в России.
Производители мяса
В основном сейчас производители мясной продукции не используют какого-либо специализированного программного обеспечения, предпочитая проводить инвентаризацию вручную. В наши дни все еще популярно использование бумажных журналов и электронных таблиц. Также практикуется перенос информации с бумажных носителей в электронную таблицу, а оттуда — в бухгалтерскую систему. Безусловно, ввод данных в систему при таком подходе происходит от случая к случаю, ведь осуществляется он чаще всего вручную.
Происходит это следующим образом. В каждом подразделении компании работает сотрудник, отвечающий за ввод и передачу этих данных дальше по цепочке в систему. Ежедневно такие сотрудники записывают информацию в журнал, переносят данные с бумажек в электронные таблицы, объединяют и переделывают их, переносят информацию из таблиц в бухгалтерские системы. В некоторых компаниях эту работу выполняют специальные сотрудники, которые занимаются тем, что готовят отчеты для руководства и других подразделений.
Конечно, ввод данных при такой системе становится быстрым и обычным делом. Вместе с этим, каждый день компания подвергается риску, ведь при переносе данных огромным количеством людей может быть допущено немалое количество ошибок. И чем больше людей вовлечено в процесс, тем больше ошибок может быть допущено, причем зависимость эта не линейная, а, скорее экспоненциальная.
В конце концов, данные стекаются в плановые отделы, часто к высококлассным бизнес-аналитикам. Но, к сожалению, их возможности установить истинные причины тех или иных событий ограничены, поскольку в данных может содержаться много ошибок, допущенных при сборе и передаче.
Косвенными причинами, заставляющими владельцев задуматься о специализированном ПО, является их мнение о непрозрачности операций. Видя слишком высокие потери как на отдельных этапах, так и при переходе от этапа к этапу (например, в процессе переработки или сдачи поголовья), руководители делают вывод либо о существовании воровства на предприятии, либо о неэффективной организации рабочего процесса, полагая, что заказы собираются и производятся неоптимальным способом, в результате чего появляются большие остатки и пр.
Впрочем, бывает и так, что оборудование, не будучи объединенным в общую систему, используется не на полную мощность, и из-за этого происходят ошибки в маркировке. Или контрагенты предъявляют требования по ISO и HACCP, или имеется слишком много работников, или хочется снизить ФОТ, или расходы на внутреннюю и внешнюю логистику слишком высоки. Или просто хочется ускорить производственный процесс.Случается и так, что запасы управляются неаккуратно (скажем, на отгрузке допускается много ошибок). Или же запасы вовсе не управляются и не контролируются, приводя к низкой эффективности. При таком подходе, когда ни визуального контроля, ни систем оповещения нет, эффективность процессов, действительно, не впечатляет.
Вот почему менеджерам и акционерам нужна отчетность в реальном времени, а не запаздывающая. Чтобы уже сегодня было понятно, к каким результатам компания может прийти в следующем году.
Многообразие программ
Специализированное программное обеспечение для птицеводства отличается от аналогичных продуктов с более широкой сферой применения тем, что оно было изобретено специалистами этой отрасли и совершенствовалось с учетом ее потребности, «затачиваясь» под нужны именно птицеводства. В конце 80-х — начале 90-х годов крупные производители мяса птицы в США, такие как TysonFoods, силами своих штатных специалистов разрабатывали компьютерные приложения, которые позволили бы контролировать и планировать выращивание, убой и переработку птицы.
Впоследствии работники, которые были заняты в разработке, основали свои фирмы, доработали продукты и предложили их американским птицеводам. Клиентов у разработчиков становилось все больше, они предъявляли к программам новые требования, ставили более сложные задачи по отчетности, контролю и планированию. В результате на сегодняшний день программы достигли уровня, порой превосходящего изначальные потребности каждого отдельного клиента, поскольку не просто развивались десятилетиями, но и включали решение все новых и новых задач, встающих перед отраслью.
К примеру, если какой-то клиент хотел делать специальные отчеты, которых не было среди форм, устанавливаемых по умолчанию, то такая форма разрабатывалась и становилась доступной для всех. В результате, сегодня программа, устанавливаемая по умолчанию, может иметь несколько тысяч типовых отчетов. Таким образом, специализированные программы для птицеводства от западных разработчиков вмещают в себя многолетний опыт птицеводства и мясной переработки огромного количества стран по всему миру. Российские разработчики представлены скромнее, их опыт в этом сегменте меньше, чем у западных коллег, но все же, они тоже предлагают неплохие продукты рынку. Тем более что большинство отечественных разработчиков адаптируют модули под индивидуальные потребности клиентов.
На российском рынке специализированных программ для птицеводства, свиноводства и мясной переработки работают и отечественные, и иностранные разработчики. И у тех, и у других уже есть опыт успешных внедрений на российских предприятиях, хотя такие примеры все еще единичны.
Специализированных программ много, например: Agriness, Agrosys, Cyberagra, Adifo, Unitas, AgriSoft/Stats, PigChamp, PigKnows, MetaFarms, Katsuri, Flockman, CatSquared, Tulasi, PlanAhead, MTech-Systems, E-data, CSB, 1C: Предприятие 8: Птицефабрика, 1С предприятие 8: мясокомбинат. У всех этих программ разный функционал и свои преимущества, поэтому они не всегда конкурируют между собой.
Доступные на рынке программы позволяют управлять всеми процессами, начиная от производства инкубационного яйца и кончая отгрузкой мясной продукции. Более того, кроме базовых модулей, у них есть и дополнительные расширения, позволяющие более четко автоматизировать сбор и вывод данных, чтобы полностью исключить человеческий фактор.
Например, для производителей инкубационного яйца существуют программы, которые позволяют осуществлять сбор информации с ручных устройств работников. Происходит это следующим образом: при отгрузке яйца каждой партии присваивается штриховой код, в котором зашифровывается информация как о родительском стаде, так и об имени ответственного специалиста. При приемке в инкубатории осуществляется сканирование этого кода, и информация сразу попадает в систему. При заложении яйца в инкубатор, при овоскопии, при переводе в выводные шкафы информация также сканируется, кодируется и моментально попадает в систему, влияя на текущие показатели. Роль человека сводится к тому, чтобы поставить лишь несколько галочек и выбрать нужные пункты на ручном устройстве. Ведения журналов, заполнения электронных таблиц или ввода данных с клавиатуры не требуется.Кроме перечисленных, есть программы для управления бройлерным поголовьем, несушками, индюшачьим стадом, кормопроизводством, убоем, запасами и ингредиентами, отгрузкой, безопасностью и качеством продукции. Они предназначены для решения текущих задач (этикирование, сбор заказа), планирования (оптимизация, составление графика производства заказа) и контроля (отчетность, графики, он-лайн табло). Функционал таких программ от профессиональных разработчиков, их возможности и качество практически всегда превосходят аналогичные параметры системы, которую клиент создает самостоятельно, используя электронные таблицы, системы управления базами данных и журналы.
У некоторых производителей программа, отвечающая за отдельный передел, может состоять из двух частей. Первая предназначена для сбора информации и отчетности, вторая — для планирования. В этом случае не всегда можно установить блок планирования отдельно от блока сбора информации, поэтому ее внедрение потребует больших затрат времени и средств.
Программы, отвечающие за отдельные участки — инкубирование, выращивание, убой — можно установить как все вместе, так и по отдельности. Причем не обязательно покупать программы у одного разработчика. Можно взять у каждого только те модули, которые наиболее удовлетворяют вашим потребностям. Например, модули выращивания можно взять у одного, убоя — у второго, кормопроизводства — у третьего. Все они известным способом автоматически интегрируются друг с другом.
Клиент выбирает необходимые модули, причем необязательно для всего производственного процесса, а, например, только для управления инкубатором или убойным заводом. Затем он приобретает нужное количество лицензий. После согласовывает график внедрения программы на своем предприятии с разработчиком. В процессе последующей эксплуатации разработчик оказывает поддержку клиенту, исправляя ошибки, дорабатывая формы, устанавливая обновления и производя другие необходимые работы.
Как происходит внедрение
Внедрение обычно организуется таким образом, чтобы был вовлечен сотрудник, наделенный достаточными полномочиями менять процедуры, установленные в компании, давать поручения работникам, изменять их обязанности и в достаточной мере обеспечивать внедрение в соответствие с графиком. Роль этого члена команды — обеспечить принятие главных решений по проекту, осуществить решения, связанные с изменением структуры управления, ограничить влияние на проект сторонних интересов. Все члены проектной команды полностью отчитываются перед спонсором проекта.
Впрочем, такой сотрудник не всегда нужен для решения каких-то больших задач. Например, он может потребоваться, чтобы получить разрешение на установку пользователю Skype, ICQ или Messenger, запрещенных к использованию в компании. А такие программы могут потребоваться для оперативного взаимодействия со специалистами разработчика.
Кроме того, внедрение строится так, чтобы обучить одного-двух человек, которые будут являться носителями знаний по программе и подготавливать новых пользователей.
Во внедрении участвуют главные руководители направлений, включая не только производственников, но и IT-инженеров и финансистов.
Руководит процессом менеджер проекта. Он служит связкой между всеми членами команды. Обычно это кто-то из агрохозяйства с опытом работы на различных уровнях. Это очень организованный человек, имеющий доступ во все отделы компании на любом уровне. Успех проекта зависит целиком от этого члена команды. Поэтому он должен досконально разбираться в отраслевой терминологии. Хорошо, если у него помимо прочего есть опыт работы в приложениях.
Еще одна категория сотрудников, необходимых для внедрения и использования программы — это основные пользователи, то есть работники организации, ликвидирующие узкие места в проекте с точки зрения производства. В отличие от менеджера проекта они меньше работают с персоналом или графиками проекта, в основном, осуществляя переход к новым методам взаимодействия в соответствии с конфигурацией программного обеспечения. Они поддерживают связь с владельцами процессов (ответственными работниками на участках), чтобы принимать главные решения по вводу и выводу данных.
Основные пользователи — это связующее звено между конечными пользователями и проектной командой на время внедрения и впоследствии. Основные пользователи оказывают первую и неотложную поддержку внутренним пользователям, если могут это сделать самостоятельно. При необходимости, они могут запросить поддержку разработчика. Обычно это сотрудники с опытом работы на различных уровнях организации и имеющие опыт работы в индустрии. Они отвечают за непрерывность использования программного обеспечения, управляют внедрением, исходя из перспектив процесса, обеспечивают поддержку внутренним пользователям, сообщая им об изменениях, связанных с работой программного обеспечения.
Основные пользователи получают непосредственное обучение по всем модулям и являются носителями знаний и опыта по программному обеспечению. Обычно основных пользователей в компании не менее двух человек (это зависит от размера и структуры организации).
Программы на российском рынке
Иностранные производители по-разному подходят к работе в России.
С локализацией и переводом программ на русский язык многие не спешат, предпочитая сильно не тратиться, не рисковать и осуществлять перевод при первом внедрении. Конечно в этом случае, клиент получает солидную скидку, по сравнению со следующими покупателями. Вместе с этим, первый всегда выступает в роли подопытного кролика, на котором обкатывается процедура внедрения, работа программы и процесс заключения сделки.
Не тратясь на перевод программ и локализацию, такие разработчики предпочитают, в том числе, экономить на рекламном бюджете. В российских выставках они участвуют очень редко, и практически никогда не имеют отдельных стендов, рекламу в специализированных изданиях не дают, рекламные материалы не распространяют, на конференциях не выступают. Более того, не то, что представительство, официального представителя нанимают не всегда.
Так происходит чаще всего, но не всегда. А значит, найти переведенное программное обеспечение, например, по убою и мясной переработке на русском языке возможно.
Но, к сожалению, в обозримом будущем ситуация вряд ли сильно изменится. Американские и бразильские разработчики, предпочитают работать с теми клиентами, где уже установлено программное обеспечение на английском или испанском языке, а такие клиенты, кроме Северной и Южной Америки, есть в достаточном количестве в Азии, Африке, Австралии и Новой Зеландии. По понятным причинам внедрение в этих странах проходит быстрее, что сокращает сроки возврата инвестиций в рынок.
В России же, в силу сложившейся практики ведения дел, не всегда можно найти говорящих на английском языке специалистов, необходимых не просто для внедрения программы, но и для ее демонстрации руководству и акционерам компаний. Это серьезнейший барьер для использования инновационного программного обеспечения. Поэтому вполне естественно, что российский рынок воспринимается разработчиками как высоко-затратный и рискованный.
Сочетания по этапам производства
Те разработчики, которые изначально создавали свои продукты при поддержке мясоперерабатывающих или птицеводческих компаний, которые выросли из мясоперерабатывающих и сельскохозяйственных компаний, в большинстве случаев предложат более разумное решение с точки зрения цены/качества, нежели производители универсальных ERP систем, поскольку они изначально давно учли все важнейшие требования отрасли.
Некоторые из них заявляют, что предлагают обеспечение для любых направлений: выращивания бройлеров, убоя, переработки, кормопроизводства, и вообще чуть ли не на все случаи хозяйственной жизни птицеводов и переработчиков. Конечно, у клиента всегда есть соблазн приобрести комплексное решение. Однако делать это не во всех случаях разумно. Во-первых, комплексное решение дорого: даже для производителя бройлеров с инкубатором, кормозаводом, убойным цехом, который производит 30-40 тыс. т мясопродукции, стоимость приобретения может составить до 15 млн руб. Во-вторых, скорее всего, далеко не для всех участков программы окажутся нужными в силу особенностей их работы и специфики.
И, в-третьих, у каждого разработчика самый длительный опыт разработки и внедрения относится лишь к части того программного обеспечения, которое он предлагает. Например, может оказаться, что он 20 лет создавал и внедрял программы для выращивания бройлеров, или для бухгалтерского учета, и лишь два-три года назад купил конкурента, который недавно разрабатывает программы для убоя.
Поэтому лучше устанавливать на разные участки программы разных производителей. В этом случае данные могут передаваться из одной программы в другую с помощью специально написанных вспомогательных программ.
Кстати, у всех разработчиков, даже если они предлагают программы для одних и тех же участков, есть свои сильные стороны. Кто-то концентрируется на мясной переработке, производстве сложно-рецептурных продуктов, управлении производственной и складской логистикой, яичном производстве. У кого-то конек — управление производством в реальном времени, а чьи-то программы позволяют управлять качеством в соответствии с HACCP, HIMP…
В США, например, у каждого участка производства свой лидирующий разработчик программного обеспечения.
Свойства и преимущества программ
Как уже говорилось, основным преимуществом программ является то, что их разработчики специализируются на пищевой промышленности. К дополнительным преимуществам можно отнести следующие: хват всей цепочки поставок, упрощение процессов и устранение лишних трудовых затрат, повышение качества управления запасами, постоянные улучшения ПО для меняющейся бизнес-среды, облегчение расширения производства, автоматический производственный мониторинг и оповещение, надежную прослеживаемость производства продукции.
При интеграции с ERP системой или с другими модулями происхождение продукта прослеживается от родительского стада до конкретной подложки. Хороший пример такой прослеживаемости — работа турецкой компании Banvit. Она использует некоторые модули CAT2 и MTech-Systems. Введя штриховой код с упаковки на сайте Banvit, покупатель получит полный отчет о производстве конкретной подложки с продуктом, начиная с родительского стада.
Инвестиции, вложенные в приобретение и использование программ, возвращаются благодаря увеличению выхода и пропускной способности, определению и устранению потерь, издержек, устранению непродуктивного труда, оптимизации процессов, контролю, улучшению выполнения заказов, увеличению времени работы оборудования и предотвращению простоев.
Программы помогают контролировать производство по HACCP. Некоторые программы помогают получать отчетность в режиме реального времени.
Одна из главных особенностей использования программ состоит в том, что они позволяют менеджерам сконцентрироваться не на сборе информации и его контроле, а на ее анализе и планировании деятельности, на управлении.
Бумажный документооборот может после внедрения программ уменьшиться на 70%, аккуратность данных повышается, а контроль процессов усиливается. Причем, с помощью систем могут контролироваться не только предприятия, на которых непосредственно работает пользователь, но и удаленные филиалы.
Инструменты для быстрого составления точных планов, по моему мнению, — самая привлекательная часть программного обеспечения. Если при традиционном ведении подсчетов план строится неделю (по усредненным показателям), потом еще две недели его согласовывают внутри компании, а по прошествии времени работники объясняют, почему его не выполнили, то в случае установки программного обеспечения все эти вопросы решаются в течение 30 минут. Необходимо лишь вбить необходимые параметры и сделать два-три плана. Каждый из них основывается на точных показателях, привязан к деньгам и имеет потенциал отклонения всего 1-2% от фактических показателей. Планировать можно и от производства, и от заказа, или сочетая оба подхода.
Программы интегрируются с мобильными устройствами ввода и отображения данных: телефонами, планшетниками, наладонниками и сканерами.
Стоимость приобретения и внедрения исчисляется в десятках тысяч долларов, но даже для крупной российской компании, при условии, что будут автоматизированы все участки производства, стоимость вряд ли превысит два-три миллиона долларов.
Внедрение всегда сложно, если клиент покупает много модулей сразу. В результате приходится менять множество процессов на предприятии и одновременно обучать нескольких специалистов: ведь не все разработчики располагают достаточным количеством специалистов, которые могут осилить новые программы. Поэтому лучше четко определить свои потребности и начинать установку только на одном участке. Например, только в управлении инкубацией, только на убое или отгрузке.
Такой подход поможет до конца осознать выгоду от внедрения системы, не потратить сразу много денег и получить опыт для последующих внедрений. Некоторые разработчики в результате покупок конкурирующих фирм имеют возможность предложить программные решения для всех участков. Но это не означает, что каждый участок нужен, или что его программное обеспечение является лучшим. Задача клиента — получить все преимущества от использования такого типа систем, что вполне возможно при сочетании программ разных производителей на разных участках.
Кроме того, некоторые функции или модули в условиях России могут не пригодиться. К примеру, если производитель не свободен в выборе того, какой птичник когда забивать, и жестко привязан к графику работы убойного завода, то целый набор функций для оптимизации и управления бройлерным поголовьем остается невостребованным. Или, если кормозавод работает, скажем, только для птицеводства или только для одной площадки и не имеет сотен активных рецептур, то необходимость в планировании логистики доставки кормов и закупки ингредиентов становится не критичной. Таким образом, всегда есть риск купить дорогое программное обеспечение с излишним функционалом.
Словом, выбирать нужно ту программу, польза от внедрения которой очевидна. Например, если предприятие и производит инкубационное яйцо самостоятельно, и закупает его на стороне, то даже одна ошибка в планировании закупок или в графике производства может привести к гораздо большим потерям, чем стоимость программы для этих подсчетов, даже если она достигает нескольких миллионов рублей.
Или в случае, если руководитель понимает, что потери его убойного или перерабатывающего завода больше, причем измеримо, чем у конкурентов, при этом уровень оснащения аналогичный, то установка программ для управления таким заводом необходима для возврата инвестиций.
Программы по управлению убойным цехом или перерабатывающим производством помогают до двух раз сократить процесс формирования заказа, таким образом можно обслуживать в два раза больше покупателей.
При разумном выборе программ период возврата инвестиций составляет обычно 12-14 месяцев.
Кроме финансовой выгоды, пользователи обычно отмечают снижение количества ошибок, улучшение прозрачности, увеличение скорости принятия решений, расширение возможностей по мотивации персонала и повышению производительности. Некоторые программы позволяют осуществлять активный контроль производства, предотвращать аварии и простой оборудования.
Сложности внедрения
Внедрение только одного-двух модулей займет два-три месяца (с учетом предварительных работ, согласований, а также с возможными задержками в реализации). При большем количестве модулей внедрение растягивается до полутора лет. Отдача и возврат вложенных средств наступают через 6-14 месяцев после внедрения. Поэтому необходимо настраиваться на двух-трех летнюю работу.
Но это не главное. Основная трудность заключается в том, что рядовые пользователи не заинтересованы во внедрении. Во-первых, это связано с дополнительной работой, а во-вторых, приведет к усилению контроля работы и расходов, изменению трудовых функций, к сокращению или замене сотрудников. Поэтому во внедрении программы, как правило, заинтересованы генеральный директор и директор соответствующего структурного подразделения, обладающие бюджетами, полномочиями и возможностью распоряжаться ресурсами. Вот эти люди и должны сразу же начать использовать отчетность и планы из новой системы, даже если поначалу эти данные содержат ошибки.
И все же, рядовых сотрудников к внедрению привлекать нужно. Особенно тех, кто хочет и может учиться. Им необязательно уметь пользоваться компьютером или знать английский язык, необходимые навыки появятся со временем, когда персонал освоит систему и поймет выгоду от ее использования.
Важно помнить, что внедрение программы сразу на всех участках не сможет выполнить ни один из указанных разработчиков, чтобы он не говорил при заключении договора. У него просто не хватит ни людей, ни времени. Поэтому лучше ставить по одному-двум модулям, скажем, только мясную переработку, или только производство и планирование производства яйца. Затем, учитывая опыт и ошибки, осознав необходимость софта и узнав партнера в деле, внедрять следующие модули.
Сейчас больше всего установлено программ, управляющих мясной переработкой, а не выращиванием. Возможно, потому, что процесс переработки сложнее, изначально менее прозрачный, с более очевидными проблемами. Поэтому для их решения и потребовалось внедрение программы. Но всему свое время.
Слабые стороны
• Цена
• Отсутствие русскоговорящих инженеров
• Все расчеты осуществляются иностранной компанией
• Выполнение локализации в ходе внедрения
• Частая необходимость доработки для интеграции с ERP и 1С
КОГДА ПРОГРАММА НЕОБХОДИМА
Любую систему полезно устанавливать, если:
• Вы управляете издержками по переделам или испытываете такую необходимость
• Вам нужна быстрая и точная отчетность
• Вы внедряете систему менеджмента качества
• Для Вас важно планирование
Перед тем, как заключить договор на приобретение и установку иностранного софта, всегда полезно:
• Приготовиться к тому, что обязанности сотрудников придется изменить. Кроме изучения софта, непосредственного участия во внедрении, их ежедневная работа дополнится вводом новых данных, без которых система не заработает. Сотрудники должны перейти от привычных методов работы (ведения журналов, книг, работы в Excel) к работе полностью в новой системе
• Понимать потребность в точном планировании или отчетности и невозможность решить эту задачу традиционным способом
• Осознавать, сколько денег теряется от недостатков планирования и некачественной отчетности
• Понимать, какие конкретно задачи ставятся, и как их решит внедрение софта. Понимать, что должно произойти, чтобы можно было сказать, что работа выполнена
• Если софт не переведен на русский, но разработчик обещает сделать все в ходе внедрения — давить по цене, требуя скидки за первый проект
• Посмотреть работу софта на конкретном предприятии
• Все принципиальные моменты включать в договор
• Выяснить, как будет осуществляться поддержка, и с кем общаться в России, каким образом будет осуществляться интеграция с 1С или SAP.