Журнал «Агротехника и технологии»
Наконец-то мы дожили до «радостного» дня: мечты фантастов о создании искусственных продуктов стали реальностью.
Еще каких-нибудь лет 20, и натуральные продукты, видимо, будут вытеснены с полок магазинов более дешевым в производстве конкурентом — может быть вкусным, но бесполезным, а то и губительным для здоровья суррогатом.
Буквально пару лет назад в Китае прогремел скандал: искусственным молоком отравились 300 тыс. детей, из них 860 попали в больницу и 13 скончались. Казалось бы, одна только эта жуткая новость должна была наложить строгое вето на производство каких бы то ни было искусственных продуктов. Но угроза голода (а его признают и аграрии, и генетики, и пищевые технологи) диктует свое.
Идеи о получении искусственных и синтетических продуктов из химических элементов и из низших организмов высказывались еще в конце 19 века Менделеевым и Бертло. Однако их производство стало возможным только во второй половине 20 века благодаря развитию целого ряда естественных наук. Например, в нашей стране это направление изучали еще в 1960-70-х годах в институте элементоорганических соединений (ИНЭОС). Разработанные методы получения очищенных белков и смесей аминокислот оказались универсальными для всех видов сырья. При этом ученые научились «копировать» даже запахи: их исследуют и искусственно воссоздают из тех же компонентов, которые присутствуют в натуральных пищевых продуктах.
В результате уже сегодня мы имеем возможность отведать искусственные яйца, икру, мясо, крабовые палочки, колбасу, жареный картофель, молоко, соки, тепличные помидоры, мед и многое другое. Но стоит ли радоваться, если, как утверждают специалисты, при длительном употреблении таких продуктов, например, искусственных яиц, которые изготавливаются из различных химических компонентов, развивается склероз и слабоумие? Эксперты, конечно, обнадеживают: мол, рано паниковать — в России эта отрава (по крайней мере, псевдо-яйца) пока не появилась. Пока. И еще уверяют, что производить искусственные продукты экономически невыгодно. Опять же, пока.
О том, может ли производство искусственных продуктов представлять угрозу для российского сельского хозяйства, читайте в статье «Ни рыба, ни мясо».