Журнал «Агротехника и технологии»
Проблема дефицита кадров на селе продолжает оставаться актуальной. Казалось бы, ее можно решить, привлекая в аграрный сектор молодых квалифицированных специалистов. Однако это осуществимо только при наличии жилья и инфраструктуры для молодых семей. Действующая программа государственной поддержки в большинстве случаев неэффективно решает эти задачи. Основные причины — плохая информированность аграриев и местного самоуправления, а также недостаточное финансирование со стороны федеральных властей.
Последние 15 лет не были отмечены положительной динамикой роста показателей сельского хозяйства, которое связано не только со спадом производства, но и со сменой механизма развития социальной сферы села и его инженерной инфраструктуры. С приходом рыночной экономики, наличием огромного количества импортных продуктов питания положительный финансовый поток в сельское хозяйство сильно убавился. Уменьшилось после распада СССР и влияние государства на отрасль. Вследствие этого стало невозможным оказание ряда медицинских, образовательных, экономических и культурных услуг для жителей села, что привело к его отставанию от города. Одной из основных по значимости проблем является недостаточное внимание, оказываемое здравоохранению на селе. По данным Министерства регионального развития России, за последние 15 лет количество больниц сократилось на 41% (что составляет 1994 единицы), а фельдшерско-акушерских пунктов — на 7% (3408 единиц). В результате сегодня на 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек (в отличие от городских больниц, где на аналогичное число людей выделено 133 койки). То же касается и амбулаторно-поликлинических учреждений, которых примерно в 2,5 раза меньше, чем в городе. Столь масштабный развал сельской медицинской инфраструктуры обусловлен не только существенным сокращением инвестиций в этот сектор в 1990-е годы, но и реструктуризацией сети стационарного медицинского обслуживания в последние годы. Проблема здравоохранения на селе напрямую связана с дефицитом кадров. По сравнению с городским населением, сельское обеспечено врачами примерно в пять раз хуже. При этом количество спортивных и оздоровительных учреждений за последние годы сократилось на две трети. Согласно статистике того же Министерства регионального развития России, только 3-5% взрослого населения и 8-10% учащейся сельской молодежи занимQаются физкультурой и спортом. По сравнению с экономически развитыми странами, где этот показатель достигает 40-60%, это очень небольшие цифры.
Также остро стоит проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть трансформаторных подстанций и воздушных электрических линий в сельской местности, как и около 1/3 линий электропередачи, должна быть в ближайшее время заменена. В противном случае дальнейшее их использование будет не только приводить к потерям электроэнергии (которые уже возросли на 1/4) и перерывам в электроснабжении сельских объектов, но и представлять опасность для жизни людей.
Не менее актуален для села и вопрос о газификации. На сегодняшний день газифицировано всего лишь 75% площади жилых домов, причем природный газ используется только на 2/5 этой территории. Централизованным отоплением обеспечены только 44% площади сельских помещений, канализацией — 32%, водопроводом — 42%, а горячим водоснабжением — 20%. При этом около 36% уличной водопроводной сети нуждаются в замене. Влияние такого рода факторов на качество жизни на селе удручает: примерно ¾ населения используют воду, которая не соответствует санитарным нормам. Образование, как известно, — необходимое условие квалифицированного труда. В связи с этим сокращение сети дошкольных образовательных учреждений (с 1990-х — наполовину), а соответственно, и снижение численности детей, посещающих эти учреждения (с 56 до 38%), крайне негативно повлияло на ситуацию в сельской местности. Пострадало и среднее образование: в ходе оптимизации региональной системы образования количество общеобразовательных учреждений по России сократилось на 6,6 тыс.
Следствием этих событий стало обострение проблемы доступности образовательных услуг для сельской молодежи. Ее культурный уровень также существенно снижен из-за закрытия домов культуры и сельских клубов (26%), а также библиотек (на 11%). В итоге уже сейчас из расчета на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений (вместо 410 в 1990 году).
Демографический кризис
Под влиянием всех перечисленных факторов, а также из-за сокращения масштабов розничной торговли, практически полного отсутствия малого бизнеса на селе, повсеместного бездорожья и информационной изоляции сельских жителей стремительно ухудшается демографическая ситуация. Согласно статистике Министерства регионального развития России за 2004 год, естественная убыль сельского населения за 14 лет (с 1992 по 2005 год) увеличилась с 30 тыс. до 793 тыс. человек. А коэффициент смертности на данный момент на 18% выше, чем в городской местности. Что касается такого ключевого показателя, как продолжительность жизни, ситуация и здесь неутешительная. В 2005 году (по сравнению с 1990-м) количество прожитых лет было меньше на 4,1 года. Все это объясняет другую печальную статистику: за последние годы число сельских поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40%.
Рост социально-бытовых проблем и, как следствие, отток населения из деревни в город провоцируют ухудшение демографической ситуации на селе. А она не может не влиять на кадровый состав населения. На тот же 2005 год недостаток профессиональных кадров в АПК составил около 120 тыс. человек. Однако претерпел изменения не только количественный, но и качественный кадровый состав. Согласно статистике 2004 года, профессиональное образование имели всего лишь 53% занятого в АПК населения, а высшее — и того меньше, 13,6%.
Дорогу молодым
Выживание наиболее тяжелой и вместе с тем жизненно важной отрасли сельского хозяйства — молочного животноводства — напрямую зависит от человеческого фактора. Применение новых технологий (от добровольной системы доения до получения энергии от переработки навоза), внедрение лучших управленческих практик и обновление основных фондов без заботы о людях, главном ресурсе любого предприятия, не дадут ожидаемого эффекта. Необходимо отказаться от неквалифицированной рабочей силы и принимать на работу специалистов, которые будут выполнять свою работу качественно и смогут параллельно обучать других людей.
Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» предполагает выполнение задачи обеспечения продовольственной безопасности страны. Для выполнения этой задачи, безусловно, необходим пересмотр кадровой политики АПК. Решением проблемы может стать активное привлечение для работы в АПК молодых квалифицированных специалистов, которых в первую очередь нужно обеспечить жильем и достойными социально-бытовыми условиями. Выполнить их можно только с помощью грамотной государственной поддержки.
На данный момент проблема нехватки квалифицированной молодежи на селе встала очень остро. Как уже говорилось, этот дефицит связан с массовой миграцией молодых людей в город. Поэтому большинство хозяйств держатся на людях «старой закалки», которые зачастую старше пенсионного возраста. Например, среднее хозяйство Гатчинского района Ленинградской области — это 40% работающих пенсионеров. Возникает вопрос: кто заменит их через пять лет?
Конечно, отсутствие молодежи на селе — сложная комплексная проблема. Нельзя, в том числе, забывать про низкий уровень заработной платы (например, для Ленинградской области хорошей оплатой тяжелого труда считаются 20 тыс. руб., и эта цифра, безусловно, мала по сравнению с городскими зарплатами офисных работников). Но не менее важен престиж профессии, который за последние годы окончательно упал. И здесь на помощь может прийти решение «квартирного вопроса».
Молодые специалисты — это будущее страны. Если мы задумываемся об их привлечении, образовании, устройстве карьеры и быта, то мы мыслим стратегически, выстраиваем перспективное хозяйство, создаем будущее и управляем им. На сегодняшний день складывается впечатление, что единственная задача бизнеса — выжить или обогатиться сегодня, в данный момент. А ведь завтра мы будем пожинать плоды того, что заложили сегодня.
В последнее время регионы страны всколыхнули межэтнические раздоры. Уголовные преступления с участием нелегальных эмигрантов произошли и в Ленинградской области. Привлечение молодых специалистов к работе на селе во многом сможет значительно снизить привлечение труда гастарбайтеров, что в свою очередь, сократит социальную напряженность.
Я уверен, что, обращая внимание на вопрос привлечения молодежи на село, обеспечения их быта, мы поднимаем вопрос безопасного завтра, где профессия работника сельского хозяйства будет престижна, а городская молодежь будет завидовать сельской.
Жилье — это выход
Есть только одна причина, по которой работа на селе может получить серьезные конкурентные преимущества, — это доступное жилье. Ведь квартирный вопрос остается в равной степени актуальным и для сельской, и для городской молодежи. Для решения этой проблемы и привлечения специалистов необходимо обеспечить их землей (бесплатно или по разумной стоимости), а также выделить государственные субсидии для реализации жилищных программ. Государственная поддержка в этом направлении предусмотрена и сейчас: согласно программам развития села, поселение может получить от федерального бюджета до 60% финансирования коммуникаций и инфраструктуры при софинансировании 40% региональным бюджетом и муниципалитетом. Однако для обеспечения жильем молодых специалистов этого недостаточно.
Всем известно, что жилье для постоянного проживания должно строиться на земельных участках в статусе «земли поселений», проще говоря, ИЖС. Однако большинство этих земель давно распродано под коттеджное строительство и, как правило, находится под юрисдикцией администраций местных поселений. Но существует схема, по которой практически любое хозяйство может заниматься созданием жилищного фонда для молодых специалистов. Для этого можно выделить из своих земель участок около 1,5 га, граничащий с населенным пунктом (с дальнейшим прицелом на перевод в ИЖС), поменять разрешенное использование на ДНП (дачное некоммерческое партнерство) и абсолютно легально строить там жилье. Для среднего хозяйства такой участок — это менее 1% от используемых земель, поэтому его стоимость будет сравнительно невелика.
Помимо описанной схемы есть также варианты, предполагающие финансирование самого строительства, при этом соинвестором по данным программам является хозяйство, которое продает жилье по льготной стоимости своему специалисту через пять лет его работы. Кроме того, существует также рефинансирование процентной ставки по целевым кредитам.
Тернистый путь
Несмотря на очевидную важность строительства жилья и привлечения молодых специалистов на село, далеко не все руководители хозяйств уделяют этому должное внимание. А ведь в сельской местности есть острая потребность не только в агрономах, но и в грамотных менеджерах. Те предприятия, которые уже ощутили эту нехватку, сталкиваются с проблемой недостаточно хорошего информирования руководителей о федеральных программах.
Такое положение дел для региональных властей в этом направлении объясняется следующим: согласно условиям программы, местный бюджет должен софинансировать до 40% от проекта по строительству инфраструктуры будущего жилья, что может выливаться в десятки миллионов рублей. А поскольку бюджеты поселений и даже районов могут составлять всего несколько десятков миллионов рублей в год, местные власти фактически не могут осилить такие проекты. Ведь если хозяйства при строительстве жилья для сотрудников занимаются софинансированием, то обеспечение молодых семей необходимой инфраструктурой (детские сады, школы, поликлиники
Развитие села должно стать центральной точкой в разработке федеральных программ и стратегии продовольственной безопасности страны. А ядром программы — молодые кадры и их отношение к работе на земле.
Но, несмотря на сложность этих проблем, их нельзя назвать неустранимыми. Для того чтобы их преодолеть, в первую очередь необходимо своевременное поступление информации от органов регионального и местного самоуправления руководителям хозяйств о программах поддержки. Кроме того, эта тема должна активно освещаться СМИ, а инициатива исходить не только от руководителей сельхозпредприятий, но и от самих работников.
Выход есть
Все вышеописанные способы получения жилья активно используются аграриями, однако, как мы видим, получить государственное финансирование зачастую непросто.
Но, несмотря на все препятствия, наши коллеги из Приозерского района Ленинградской области (поселение «Плодовое») смогли получить субсидии и построить большой жилой поселок. Мы, в свою очередь, у них консультируемся и стремимся повторить их опыт. Главное, что они поняли: программы финансирования вопреки бытующему мнению об их неэффективности действительно работают. Просто, чтобы получить финансирование, нужно посвятить этому время и конечно приложить усилия (прежде всего необходимо желание руководства сельхозпредприятий и понимание им нужд работников, стремление омолаживать коллектив и работать на перспективу). А так как квартирный вопрос в городе стоит не менее остро, чем в деревне, есть шанс на то, что молодежь захочет жить на селе в собственном доме, который перейдет в собственность уже через пять лет, а не снимать городское жилье.
Автор статьи — заместитель директора по развитию предприятия «Галактика» (Ленинградская обл.).