Журнал «Агротехника и технологии»
Тракторы занимают важнейшее место в агропроизводстве. Это связано с тем, что они являются транспортными и энергетическим средствами, которые обеспечивают движение сельскохозяйственных машин и орудий, механизируют производственные процессы. В этой связи наличие в хозяйствах тракторов в необходимом количестве играет решающую роль для обеспечения продовольственной безопасности России.
В доктрине продбезопасности четко обозначено одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства — «поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов». В Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года записано, что российские и локализованные производители к 2020 году выйдут на объем продаж тракторов более 65 тыс. шт./год. А в проекте госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы выделена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», в которой одним из ожидаемых результатов является приобретение российскими сельскохозяйственными предприятиями в рамках господдержки 172,2 тыс. шт. тракторов за период реализации программных мероприятий. Но реально ли добиться этих показателей?
Проблема воспроизводства тракторного парка сельского хозяйства в последние годы является актуальной, так как в хозяйствах происходит сокращение количества тракторов. В то же время на рынке появляются машины и оборудование со значительно превосходящими технико-экономическими показателями работы (увеличенной мощности и производительности). В этой связи необходимо детально изучить современную оснащенность АПК тракторами (как современными, так и устаревшими морально и физически).
Существующий парк тракторов Цель воспроизводства тракторного парка сельскохозяйственных предприятий — обеспечение техническими ресурсами, позволяющими достигнуть максимального экономического эффекта при производстве агропродукции в условиях конкуренции. В этой связи оснащение тракторами необходимо рассматривать с точки зрения модернизации парка, а не как обновление новой техникой взамен устаревшей и списанной.
За последние годы тракторный парк АПК России значительно изменился как количественно, так и качественно. Ввиду своей специфики аграрное производство энергоемкое. Поэтому актуальным вопросом является его техническое оснащение, которое в современных условиях выступает лимитирующим фактором повышения эффективности сельского хозяйства. В целом оснащение сельхозпроизводства в России техникой характеризуется отрицательной динамикой.
Оценивая ресурсную обеспеченность сельскохозяйственного производства, можно отметить, что ежегодно парк тракторов в России сокращается в среднем на 6% (с 478,5 тыс. в 2006 году до 338,4 тыс. в 2010-м). Это естественное явление на фоне заметного уменьшения площади пашни и роста производительности современной техники. Снижение количества тракторов также связано с такими факторами, как дороговизна техники и диспаритет цен, изменение технических характеристик (рост производительности), технологии возделывания отдельных культур и изменение площади посевов сельскохозяйственных культур. Обращает на себя внимание тот факт, что в количественном выражении тракторов стало меньше на 29,3%, а в расчете на 1 тыс. га — уже на 19,2%.
Если сравнивать обеспеченность тракторами хозяйств России и западных стран (Германия, США, Канада), можно отметить, что в нашей стране в среднем на 1 тыс. га посевов приходится всего 4,2 трактора, тогда как в США — 18 шт., в Канаде — 16 шт., а в Германии — 64 шт.Обеспеченность тракторами отечественных сельхозпредприятий сократилась с 2000 по 2010 год в 1,75 раза. Однако такое снижение обусловили и положительные тенденции: внедрение ресурсосберегающих технологий, комбинированных почвообрабатывающих и посевных агрегатов; рост мощности тракторов, увеличение ширины захвата машин. В то же время высокую загруженность агротехники в России можно рассматривать как конкурентное преимущество. Так, увеличение годовой нагрузки на современную технику позволяет значительно сократить сроки ее окупаемости.
Обновление тракторного парка происходит недостаточными темпами. Коэффициент обновления составляет 3,6% по официальным сведениям 2010 года. Проблема заключается в том, что нормативный срок использования тракторов (срок амортизации) — 3-10 лет, то есть ежегодно минимальное значение коэффициента должно составлять в среднем 10%. Это свидетельствует о том, что приобретенная техника не возмещает в количественном выражении выбывшую. По данным сводного годового отчета сельскохозяйственных предприятий России, в 2010 году приобретено 18740 тракторов, а выбыло — 25729. Важным показателем, характеризующим обеспеченность сельского хозяйства этой техникой, является возрастная структура. Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, на крупных и средних предприятиях зарегистрировано 83,2% тракторов старше 9 лет. Данные о поступлении новой и списании старой техники говорят о том, что обновление парка за период с 2007 по 2010 год включительно происходило достаточно медленно.
Результаты оценки возрастного состава парка тракторов указывают на то, что несмотря на уменьшение количества техники, наметилась тенденция обновления. Также следует обратить внимание на качественный состав новой техники. Современные агромашины по производительности значительно отличаются от техники предыдущего поколения. Авторскую оценку подтверждают данные Минпромторга России, согласно которым более 80% тракторов работают с истекшими сроками эксплуатации.
Какие тракторы покупают Тракторы, поступающие на рынок, характеризуются различными технико-экономическими показателями, которые становятся определяющими при их выборе сельхозпроизводителями.
Одним из ключевых показателей, влияющих на рынок тракторов, является объем производства внутри страны. Количественные и качественные характеристики продукции отечественных тракторных заводов во многом формируют конъюнктуру рынка тракторов в стране. Сельхозмашиностроение России представлено крупными предприятиями, с точки зрения концентрации производства оно имеет схожую структуру с западными странами. Так, на компании John Deere и AGCO приходится 68% внутреннего производства США. Схожая ситуация с российскими компаниями «Ростсельмаш» и КТЗ («Концерн «Тракторные заводы»), доля которых, по данным стратегии развития сельхозмашиностроения России до 2020 года, составляет 53,4% отечественного производства.
По информации ассоциации «Росагромаш», средний возраст производственного оборудования российских заводов превышает 25 лет. Физический износ производственных фондов в 2010 году составил 70%. Как следствие — высокий моральный и физический износ производственных мощностей. В то же время российские заводы производят тракторы ограниченной номенклатуры. Так, количество моделей, производимых на заводе «Ростсельмаш», составило 4, концерном «Тракторные заводы» - 12, «Петербургским тракторным заводом» - 4 модели тракторов мощностью свыше 250 л.с. Для сравнения, белорусским заводом МТЗ производится 30 моделей, а украинским ХТЗ — 13. В то время как John Deer, CNH, AGСO и Claas на российском рынке представляют более 65 моделей тракторов, причем эти предприятия имеют на нашей территории сборочное производство (все узлы и агрегаты импортируются из-за рубежа) Серьезные последствия может вызвать то, что импортные тракторы приобретаются у 12 фирм (150 моделей). Это создает определенные трудности в обеспечении запчастями, в работе предприятий по сервисному обслуживанию и предъявляет новые требования к квалификации сервисных специалистов, пишут авторы стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года.
На рынке тракторов цены устанавливают дилеры, однако в связи с тем, что стоимость их товара достаточно высока, влияние на спрос оказывают такие факторы, как меры государственной поддержки и кредитные механизмы. Наличие официального дилера (особенно при продаже импортной техники) повышает конкурентоспособность сельскохозяйственной техники, так как упрощается механизм гарантийного и постгарантийного обслуживания. В современных условиях российский рынок открыт для зарубежных производителей агротехники.Структура мирового рынка сегодня представлена четырьмя крупными компаниями, на которые и приходится основной объем выпуска продукции (40%). Наибольшую долю (18%) занимает американский производитель John Deere. У Case NewHolland — 11%, у AGCO — 7%, у Claas 4%. Наиболее защищенные рынки у Бразилии и США (членов ВТО). Они полностью обеспечивают себя тракторами и другой сельскохозяйственной техникой за счет развития собственного производства и активно препятствуют проникновению импорта на внутренний рынок, говорится в стратегии сельхозмашиностроения России до 2020 года.
В России же в стоимостном выражении более половины рынка сельхозтехники занимают тракторы импортного производства, и только 42% отечественного рынка тракторов составляет техника, собранная в нашей стране. Таким образом, доля проданных тракторов российского производства в структуре рынка составила 5,8%.
Конкуренция на рынке тракторов При формировании парка тракторов у разных сельхозпредприятий есть определенные предпочтения при выборе производителя. Оценив структурный состав новой и списанной техники, следует отметить, что более половины поступивших тракторов произведено в странах дальнего зарубежья и превосходит списанные модели по техническим характеристикам, таким как производительность, мощность и надежность. В связи с этим государству следует обратить внимание на проведение протекционистской политики в области сельхозмашиностроения, а отечественным производителям агротехники — кардинально пересмотреть свою ценовую политику.
Предложение на рынке сельхозтехники формируют отечественные и иностранные производители. Причем и российская, и импортная техника обладает рядом конкурентных преимуществ. Так, например, основными конкурентными преимуществами отечественной техники являются относительно невысокая цена, доступность сервисного обслуживания, возможность самостоятельного ремонта, протекционистская политика государства; конкурентные преимущества техники, произведенной в странах дальнего зарубежья, — надежность и высокая производительность. Особняком стоит белорусская техника, которая при невысокой цене и протекционистской политике правительства этой страны занимает доминирующее положение в структуре продаж.
Таким образом, российский рынок тракторов характеризуется высокой долей импорта. Воспроизводство тракторного парка в таких условиях осуществляется в условиях высокой конкуренции. В этой связи для удержания рынка российским производителям, пользуясь условиями государственной поддержки, следует пересмотреть свою ценовую политику, тем самым усилив конкурентные преимущества.
Автор — заведующий Орловским отделом экономики материально-технической базы АПК, ГНУ ВНИИЭСХ