Журнал «Агротехника и технологии»
О том, что парк сельхозтехники в большинстве агрохозяйств страны изношен и требует срочного переоснащения, говорилось давно и на всех уровнях власти. По оценкам экспертов, доля старых комбайнов и тракторов в АПК России составляет примерно 70-80%. Поэтому с 2012 года правительство планирует запустить программу утилизации старой агротехники и выделить для ее осуществления компании «Росагролизинг» 3,5 млрд руб. Однако далеко не все участники рынка уверены в том, что эта программа будет реализована. А некоторые из них и вовсе не рады ее появлению.
В ходе реализации программы утилизации сельхозтехники отечественные сельхозмашиностроители могли бы получить дополнительные заказы, а аграрии — как крупные агрохолдинги, так и мелкие фермерские хозяйства — обновить парк техники. По предварительным данным экспертов, на выделенные правительством 3,5 млрд руб. крестьяне смогли бы приобрести 10-12 тыс. единиц сельхозтехники. Однако Госдума в первом чтении, рассмотрев ФЗ о бюджете, выделила эти деньги на покупку всего лишь 2 тыс. единиц техники. Поэтому вопрос масштабного переоснащения российских агрохозяйств остается открытым.
Как сообщил «АТт» информированный источник, знакомый с ходом разработки программы утилизации сельхозтехники и пожелавший остаться неизвестным, в настоящий момент идет процесс согласования параметров программы с заинтересованными ведомствами: Минпромторгом, Минэкономразвития, Минфином, правительством РФ. Наиболее вероятный вариант реализации программы будет проходить по следующей схеме: «Росагролизинг» приобретает у завода-производителя техники продукцию по цене производителя и передает ее аграриям на условиях федерального лизинга с 15%-ной скидкой. 15% от стоимости техники будет субсидировать государство, которое внесет в уставный капитал госкомпании 3,5 млрд руб. (для освоения этой суммы в 2012 году). «Старая сельхозтехника, возможно, не будет изыматься, а останется у фермеров «на запчасти», также может быть, что ее будут скупать региональные власти опять-таки с целью последующей разборки и продажи запчастей. Программа утилизации рассчитана на 3 года. Всего на нее, по предварительным расчетам, планируется выделить до 10 млрд руб.», — сообщает источник.
Неутилизированный металлолом
С тем, что степень изношенности сельхозтехники в российских хозяйствах высока, соглашаются и аграрии, и машиностроители, и эксперты.
По оценкам ассоциации «Росагромаш» (Москва), по состоянию на 1 сентября 2011 года реальный парк сельхозтехники составляет 305,8 тыс. тракторов, 70,7 тыс. зернокомбайнов и 15,8 тыс. кормокомбайнов (включая прицепные). При этом 48% (148,1 тыс. шт.) парка тракторов работают за пределами допустимых сроков эксплуатации, степень их физического и морального износа достигает 100%. «Это фактически неутилизированный металлолом, — возмущается Андрей Агашков, заместитель директора по внешним связям «Росагромаша». — Крестьянину требуются современные энергонасыщенные и высокопроизводительные машины. А их в хозяйствах сегодня катастрофически не хватает. Государственная программа развития сельского хозяйства по закупке техники не выполняется. Поэтому, если бы программа утилизации была разработана правильно, крестьяне могли приобрести не около 2 тыс. единиц техники, а 10-12 тыс. (с учетом 50% скидки и прицепной техники)», — не сомневается эксперт.
В «Росагромаше» убеждены, что 3,5 млрд руб. необходимо направить не в уставный капитал «Росагролизинга», а на счета компании с формулировкой: «на компенсацию выпадающих доходов ОАО «Росагролизинг» (по аналогии с реализацией остатков техники «Росагролизинг» в нынешнем году). К тому же необходимо предоставить крестьянам скидку на покупку новой сельхозтехники в размере не 15%, а 50% от ее стоимости. Также в перечень приобретаемой техники в рамках программы кроме энергонасыщенных тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, как это предполагалось на первом этапе разработки документа, необходимо включить прицепную технику. И, конечно же, вся техника, подпадающая под действие программы, должна быть отечественного производства с долей локализации не менее 50%, считает Агашков.
Александр Семенов, генеральный директор компании «Самэ Дойц-Фар Руссиа» (Московская область; производство машин и оборудования для сельского хозяйства), не сомневается, что программа по утилизации сельхозтехники создана исключительно в интересах крупных российских производителей. Специалист убежден, что в первые «пробные годы» утилизация будет способствовать увеличению продаж агротехники такими крупными производителями, как «Ростсельмаш», ПТЗ и др. «Ну а зарубежным производителям решение правительства необходимо принимать как должное. При внедрении программы крупные российские производители смогут аккумулировать финансовые ресурсы для модернизации выпускаемой ими техники и станут локомотивом развития отечественной отрасли сельхозмашиностроения в целом», — прогнозирует Семенов.
В том, что внедрение этой программы в первую очередь поспособствует увеличению рынка отечественной (локализованной в России) техники, не сомневается и Вячеслав Юдаев, директор по продажам компании «Клаас Восток» (Москва, сбытовая компания немецкого производителя сельхозтехники Claas). Однако на увеличении объема рынка импортной техники это вряд ли скажется, полагает специалист.
Андрей Горгодзе, заместитель генерального директора компании «Агротехмаш» (Тамбов; производство тракторов и самоходной сельхозтехники), уверен, что программа утилизации крайне важна. В машиностроении уже давно и остро назрел вопрос нехватки и удержания квалифицированных кадров, ведь закрытие ряда крупных машиностроительных предприятий, таких как Липецкий тракторный завод, привело к потере опытных специалистов. Внедрение же программы позволит не только сохранить рабочие места, но и создать новые, надеется он. «Основная задача утилизации — оживление российского машиностроения. Сегодня у государства есть возможность направить средства на развитие отрасли, и я считаю, что при внедрении программы преимущества должны иметь отечественные производители. Ведь главной целью этого начинания должно стать не столько импортозамещение, сколько создание новых рабочих мест для наших граждан», — подчеркивает Горгодзе.
К сожалению, сегодня импортная техника вытесняет с отечественного рынка российскую, поскольку наши машины уступают по производительности, надежности и комфортности, считает Алексей Аманов, генеральный директор хозяйства УК «Русские фермы» (Москва). Для того чтобы дать стимул отечественному сельхозмашиностроению к развитию, необходимо применить программу, аналогичную той, что была реализована в автопроме, уверен специалист. «Поскольку техника будет продаваться по более низким ценам, ее сможет приобрести гораздо большее число фермеров, а наши машиностроительные предприятия, соответственно, получат больший объем заказов. Дополнительный доход будет направлен в том числе на создание новых конкурентоспособных моделей сельхозтехники и оборудования. Поэтому эта программа выгодна всем», — делает вывод Аманов.
Действительно, программа рассчитана только на поставки новой техники отечественного производства, подтверждает источник, пожелавший остаться неизвестным. В числе предприятий, которые могут участвовать в программе, — «Ростсельмаш», Петербургский и Волгоградский тракторные заводы. «Если с 1 января 2012 года начнет действовать единое экономическое пространство с Белоруссией, то Минский тракторный завод тоже может быть включен в программу. Но для этого необходимо, чтобы иностранные комплектующие не составляли более 50% стоимости техники. Только в этом случае она будет считаться отечественной», — поясняет эксперт.
От фермера до агрохолдинга
По мнению Агашкова из «Росагромаша», при условии грамотной реализации программы в выигрыше оказались бы прежде всего крестьяне. По оценке ассоциации, благодаря программе аграрии в течение 3-х лет (так предполагалось изначально) смогли бы закупить 10-12 тыс. единиц современной ресурсосберегающей сельхозтехники. Для того чтобы это осуществилось, «Росагромаш» предлагал в рамках программы предоставить им 50%-ную скидку, говорит эксперт. «Ведь программа утилизации рассчитана на стимулирование замены старых машин. А потому главный ожидаемый эффект — значительное повышение производительности труда на селе в кратчайшие сроки (предположительно в течение трех лет)», — рассказывает Агашков.
Александр Цайтлер, региональный менеджер по продажам в восточной Европе и СНГ компании AGCO (США), убежден в том, что программа выгодна для крупных и средних хозяйств. Мелким же фермерам ее реализация, скорее всего, не принесет ощутимых результатов, предполагает специалист.
При этом крупные агрокомпании в программе по утилизации сельхозтехники нуждаются менее всего, замечает Сергей Авенков, главный агроном агрохолдинга «Сельхозинвест» (Орловская область; выращивание технических культур, площадь сельхозугодий — 15 тыс. га), тогда как для мелких и средних хозяйств она необходима. «Если программа действительно заработает, возможно, мы ею воспользуемся. Все-таки 15%-ная скидка на отечественную технику — это хоть какая-то, но экономия», — рассуждает аграрий.
Александр Зернов, генеральный директор компании «Пёттингер» (Москва), напротив, предполагает, что в России утилизацией будут пользоваться все формы агрохозяйств, так как в каждой из групп найдутся те, которые имеют устаревшую технику. По его мнению, российская сельхозтехника сможет составить конкуренцию импортной, так как у отечественных производителей есть определенные типы машин, которые пользуются хорошим спросом по сравнению с импортными моделями.
Юдаев из «Клаас Восток» замечает, что раз программа утилизации направлена на модернизацию имеющегося парка сельхозтехники, то наверняка в ней в первую очередь будут участвовать средние и мелкие хозяйства, имеющие наиболее изношенный парк.
В том, что проблема технического перевооружения одинаково остро стоит как для крупных, так и для малых хозяйств, не сомневается и управляющий директор «Сибирского аграрного холдинга» (САХО) (Новосибирск, агропищевое направление, химическое производство и зернотрейдинг, площади сельхозугодий — 400 тыс. га) Вадим Григорьев. «Поскольку замена техники — не прихоть, а необходимость, аграрии всеми силами будут изыскивать средства для приобретения новых сельхозмашин. Никто в этой ситуации не откажется от дополнительного источника финансирования, особенно если будет предложен приемлемый и экономически обоснованный механизм его получения. Но пока точные параметры программы утилизации не ясны, поэтому судить о том, станет ли она стимулом к приобретению техники и какой именно, рано. Очевидно только одно: степень изношенности основных средств высока, и обновление технического парка необходимо», — констатирует Григорьев.
Серп и молот
Проведенный «АТт» опрос выявил, что, несмотря на потребность в новой технике, некоторые аграрии о программе утилизации ничего не слышали. Например, не знают о ней в СПК «Красногорский» (Оренбургская область; выращивание зерновых, масличных; 30 тыс. га; молочное животноводство). В хозяйстве имеется как импортная, так и отечественная техника. Российские машины требуют замены. Однако станут ли их утилизировать, еще не известно. «Воспользуемся ли мы этой программой, будет зависеть от ряда условий, прежде всего финансовых. К тому же 15%-ная скидка недостаточна для замены техники», — объясняет главный агроном хозяйства Александр Бровков.
Настороженно относятся к утилизации и в семейном фермерском хозяйстве «Чернозем» (Воронеж; площадь сельхозугодий — 2,8 тыс. га). У фермеров 20% отечественных машин, многие их них требуют замены. Но глава агрохозяйства Максим Тринеев не уверен в эффективности программы утилизации. «Я думаю, что все повторится так же, как в свое время произошло с поставкой сельхозтехники по лизингу. Как вы знаете, правительство выделило немалые деньги «Росагролизингу», которому было поручено продавать агротехнику с 50%-ной скидкой. В первую очередь ее должны были получить малые агропредприятия, в том числе и наше. Но до сего дня мы не приобрели ни одной лизинговой машины. Подобные программы — это благоприятная почва для коррупции», — возмущен аграрий. В «Росагролизинге» от комментариев этой ситуации отказались.
Глава фермерского хозяйства «Аграфеновская» (Ростовская область; выращивание зерновых культур, семеноводство, 1289 га пахотных земель) Владимир Меркулов уверен, что программа утилизации сельхозтехники аграриям просто необходима, но только в том случае, если будет действовать 15%-ная скидка, а цены на технику будут зафиксированы. «Как обычно бывает, дают 10%-ную компенсацию на топливо и тут же поднимают стоимость техники на эти же 10%. Вот и получается, что государство поддерживает производителей, а не крестьян. И если при внедрении программы произойдет очередное 15%-ное повышение цен на технику или горюче-смазочные материалы, мы, аграрии, останемся в проигрыше», — сожалеет Меркулов.
И все же российским хозяйствам программа утилизации сельхозтехники так же выгодна, как и машиностроителям, не соглашается с аграриями Горгодзе. «Наши крестьяне — это серп, а машиностроители — молот. Именно когда город и деревня, агрохозяйства и машиностроители находят правильную ступень взаимоотношений, происходит рост производства. Ну а «оживить» землю, ввести заброшенные земли в севооборот, сделать сельское хозяйство рентабельным — это наша общая задача», — уверен специалист.
Составим конкуренцию
С внедрением программы по утилизации отечественной сельхозтехники ее производство должно возрасти. Но составит ли она конкуренцию импортной? Семенов из «Самэ Дойц-Фар Руссиа» уверен, что именно такие предприятия, как ПТЗ, «Ростсельмаш» и др., конкурируют и будут успешно конкурировать с иностранными компаниями, сокращая долю импорта на российском рынке.
Напротив, Тринеев из КФХ «Чернозем» считает, что российская техника не может составить конкуренцию импортной, поскольку отечественные машиностроители за последние 20 лет не изобрели ничего нового, кроме повышения цены на свою морально устаревшую продукцию. «К тому же программа утилизации не только не снизит цен на российскую сельхозтехнику, но и повысит их, поскольку спрос на машины возрастет», — прогнозирует аграрий.
Цены на технику всегда отражают покупательскую способность, замечает Горгодзе. К тому же любое бюджетное вливание, не обремененное надлежащим и понятным регламентированием, как правило, приводит к росту цен, говорит специалист. 15%-ная скидка предоставляется на покупку новой сельхозтехники, стоимость которой колеблется в диапазоне от 0,8 до 4,5 млн руб. Соответственно, машины подешевеют на 120-675 тыс. руб., подсчитывает источник, знакомый с ходом разработки программы утилизации сельхозтехники.
Отечественная техника станет для аграриев привлекательной, уверен Авенков из «Сельхозинвеста», но не благодаря конструктивным качествам, а из-за заниженной цены. По мнению же Цайтлера из AGCO, даже возросшая привлекательность отечественной техники не станет угрозой росту продаж импортных моделей на российском рынке, поскольку аграрии имеют потребность как в той, так и в другой технике, предъявляют разные требования к машинам и имеют неодинаковые возможности для их приобретения.
Иностранные производители пока не смогли обеспечить локализацию своей техники на территории России, замечает Григорьев из САХО. А ведь время, необходимое на поставку запасных частей, может растянуться на месяцы. В условиях сжатых сроков проведения полевых работ, когда счет идет на дни, сельхозпроизводителя это не устраивает. Только по этому параметру отечественная техника в сравнении с импортной выигрывает, убежден аграрий.
Для того чтобы программа имела положительный эффект, необходимо организовать (или создать на основе существующих) предприятия по ремонту, диагностике, оценке и утилизации старой техники, говорит Валерий Шаров, руководитель группы по созданию агротехнопарков на территории РФ Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ, Москва). «На основе заключений этих предприятий будет выдаваться компенсация за сданную технику, которая сможет использоваться при покупке новых отечественных сельхозмашин. Только это поспособствует развитию отечественного сельхозмашиностроения», — уверен эксперт.
По его мнению, предприятия по утилизации можно открыть на базе уже существующих машинно-тракторных станций (МТС). «МТС в настоящее время находятся в убогом состоянии, а данная работа позволит реконструировать сотни таких станций по всей России», — надеется Шаров. При этом организовывать утилизацию необходимо с учетом экологических норм бывшей в употреблении сельхозтехники, подчеркивает эксперт. «Жаль, что в стране практически отсутствует гарантийный и послегарантийный ремонт сельхозтехники, это препятствует развитию лизингового кредитования при покупке агротехники», — заключает Шаров.