Маятник сезонности

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественной сельскохозяйственной отраслью, одной из самых актуальных и сложных является проблема сезонности производства молока. Своими корнями она уходит в советский период, когда на территории страны велось экстенсивное животноводство.

Неравномерность производства сырья в Советском Союзе не считалась проблемой: в условиях плановой экономики весь объем молока перерабатывался и шел на нужды государства, а цена на сырье в течение года была стабильной. Из «большого» летнего молока производились сыр, масло, консервы, сухое молоко, значительная часть которых направлялась в Госрезерв, обеспечивая продовольственную безопасность.

Но в 1990-е годы, когда государство перестало спускать сверху план по закупкам, сельхозпредприятия начали самостоятельно реализовывать производимое молоко. Именно в этот период пришло осознание того, что сезонные колебания в производстве сырья негативно отражаются на отрасли в целом. Недостаток молока в осенне-зимний период и профицит его летом и весной стали причиной ценового маятника, одинаково отрицательно влияющего как на производителей, так и на переработчиков.

По сложившейся традиции, излишки летнего молока сушились для дальнейшего использования в период осенне-зимнего дефицита сырья. Однако в последние несколько лет производимые в России сухое молоко и сыр не выдерживают ценовой конкуренции с аналогичными продуктами производства Белоруссии и Украины. Для сравнения, при средней себестоимости 1 кг российского сухого молока 100 руб. белорусское можно купить в два раза дешевле. Очевидно, что многие перерабатывающие предприятия используют импортное сырье, руководствуясь соображениями экономической целесообразности. Примерно так же обстоит ситуация с сыром: регионы с традиционно высокой степенью сезонности — Алтай, республики Чувашия, Башкортостан, Татарстан, Мордовия, где раньше большие объемы летнего молока связывались в сыр, сейчас не способны конкурировать с ввозимой в Россию продукцией из Белоруссии и Украины.

Сухой вопрос

В декабре прошлого года в отечественной молочной отрасли произошли серьезные изменения — вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», который в той или иной степени затронул всех участников рынка: и производителей, и перерабатывающие предприятия. Оставив за скобками множество крупных и мелких проблем, с которыми все мы столкнулись после принятия закона, отмечу, что главная проблема впереди.

Согласно техрегламенту, продукт, содержащий в своем составе что-либо, кроме молока, собственно молоком именоваться не может. И известное нашему покупателю восстановленное молоко теперь называется «молочным напитком». Следует понимать, что в России издавна сложилась определенная потребительская культура, и люди воспринимают молочную продукцию как естественную, натуральную. Словосочетание «молочный напиток» пока не нашло своего места и, как следствие, продукт не обрел своего потребителя. Накануне вступления закона в силу мы прогнозировали, что спрос на молочный напиток составит около 3-4% по сравнению с натуральным молоком. Сейчас приходится констатировать, что наши прогнозы не оправдались — производство молочного напитка в нашей компании составляет лишь 1,5%. Таким образом, говорить об использовании сухого молока для производства молочного напитка в крупных масштабах не приходится.

Справедливости ради следует отметить, что сухое молоко используется не только в молочной, но также в кондитерской и мясоперерабатывающей промышленности. Однако основной объем сухого обезжиренного и сухого цельного молока применяется преимущественно в молочной промышленности. Кстати, в общей сложности потребление сухого молока в России в 2008 году составило 270 тыс. т. Из них импортировано 70 тыс. т. Около 190 тыс. т переработано молочной промышленностью. Однако со вступлением в силу техрегламента потребность в сухом молоке снизилась на 30-50%. Как следствие, проблема использования излишков летнего молока в частности и проблема сезонности в целом выходят на новый уровень.

Сокращение сезонности

В 2008 году коэффициент сезонности производства молока сельхозпредприятиями в среднем по стране составил 1,54. При этом если в Ленинградской области этот показатель находится на уровне 1,05, то в близлежащей Псковской — 2,25, а в Смоленской — уже 2,46. Стоит отметить, что перерабатывающие предприятия получают сырье не только от хозяйств, но во многих регионах и от частных подворий. В целом по стране около 16 млн т молока производится хозяйствами населения, из них часть направляется на дальнейшую переработку. Реализация частного молока осуществляется в основном в летний период. В зависимости от региона она колеблется в диапазоне 4-10, что, безусловно, вносит свой вклад в проблему излишков летнего молока.

В ряде областей вопрос сезонных колебаний в производстве молока успешно решается совместными усилиями производителей, перерабатывающих предприятий и местной администрации. В качестве примера можно взять уже упомянутую Ленинградскую область, где сельхозпроизводителям за относительно небольшой срок удалось снизить коэффициент сезонности с 1,36 до 1,05.

В начале 1990-х годов доля импортной молочной продукции на рынке Санкт-Петербурга составляла 40-50%. При этом по причине низкого курса доллара ввоз и реализация импортной продукции были существенно рентабельнее производства в регионе из отечественного сырья. Для сохранения объемов требовалось наладить выпуск высокомаржинальной продукции с длительными сроками хранения, в том числе и для реализации за пределами Ленинградской области. Для этого было необходимо в том числе повысить качество молока, производимого в хозяйствах, и увеличить его поставки на завод в зимнее время, сократив в летнее.

С целью решения данных задач компания «Петмол» (покупатель молока), Alfa Laval Agri (в настоящем , производитель оборудования) и Swed Agri (консалтинговая компания) при содействии Правительств Ленинградской области и Швеции организовали программу «Балтийское море», в рамках которой в 12 партнерских хозяйствах, среди которых были «ПЗ Гражданский», «ПЗ Агробалт» и «ПЗ Пламя», установили оборудование для доения и первичной обработки молока на общую сумму свыше $3 млн — доильные установки, холодильные танки, пластинчатые охладители и пр. Проект также включал обучение специалистов (зоотехников, агрономов, технических специалистов) хозяйств по вопросам рациональной кормозаготовки, оптимизации рационов кормления, использования биодобавок и премиксов, новой системы эксплуатации пастбищ.

Только за первый год реализации проекта объем производства молока по участвующим в нем хозяйствам увеличился на 7,7%, а надой на одну фуражную корову вырос на 10,8%. В итоге уровень закупки молока на ОАО «Петмол» в Ленинградской области увеличился с 98 тыс. т в 1998 году до 152 тыс. т в 2002-м, при этом доля молока высшего сорта с 30% возросла до 95% общего объема закупок.

За пятилетний период реализации программы сезонность в области сократилась с 1,36 до 1,17, то есть на 15%. В течение последующих трех лет коэффициент уменьшился еще на 10% до 1,05 и сейчас находится на стабильно низком уровне.

Впрочем, Ленинградская область — не единственный пример стабильного развития молочного животноводства. Тюменская область также входит в число регионов с наиболее высокой динамикой показателей развития молочной отрасли. В результате активной и целенаправленной работы департамента АПК области за последние 6 лет молочная продуктивность стада увеличилась, составив в прошлом году 4685 кг на одну фуражную корову. К 2012 году область планирует вый- ти на продуктивность 6 тыс. кг молока на фуражную корову. За прошедший год валовое производство молока в сельскохозяйственных предприятиях выросло на 15,6%.

Среди мер, реализуемых в Тюменской области, — повышение квалификации и поддержка молодых специалистов на селе, помощь в закупке скота и оборудования, развитие кормопроизводства, субсидирование сельскохозяйственных предприятий. Всего лишь за 5 лет — с 2004 по 2008 год — коэффициент сезонности здесь сократился почти на 20%, достигнув в прошлом году 1,31, что является одним из лучших показателей в стране.

Большое внимание уделяется производству молока и в хозяйствах населения. В 2008 году у населения было закуплено около 49,5 тыс. т молока или 870 кг в расчете на корову. В области работает 190 пунктов по искусственному осеменению в личных подсобных хозяйствах, выплачиваются субсидии на реализуемое молоко. Благодаря целенаправленной работе в результате коэффициент сезонности частного молока снижен до 2,03.

Выход есть

Примеры Ленинградской и Тюменской областей свидетельствуют о том, что решение проблемы сезонности в масштабах всей страны возможно в течение всего лишь нескольких лет.

Сезонность производства молока — вещь технологически управляемая. Одной из основных задач является организация равномерного круглогодичного воспроизводства скота, при котором период лактации также равномерно будет распределяться в течение года.

Чтобы молочная промышленность была обеспечена сырьем для производства молочной продукции на 100% без существенных ценовых колебаний в течение года, необходимо добиться коэффициента сезонности 1,2, снизив его с нынешних 1,54. Условия, которые сократят сезонные колебания и будут способствовать производству молока, соответствующего требованиям техрегламента, можно разделить на нетребующие инвестиций, и требующие инвестиций.

Условия, нетребующие инвестиций, должны реализовываться при поддержке и под контролем департаментов АПК при областных и краевых администрациях. К таким мерам относятся: 1. Разработка программы производственного контроля по выращиванию молодняка и стандартов оптимального воспроизводства животных. 2. Введение 100% искусственного осеменения. 3. Создание мобильных ветеринарных групп в каждой области для оказания необходимых профилактических и лечебных мероприятий. 4. Скорейшее внедрение программы производственного контроля на фермах. 5. Оснащение ветеринарных служб районов областей оборудованием для определения качественных характеристик молока. При этом выдача ветеринарных свидетельств должна осуществляться только при его соответствии требованиям техрегламента. 6. Создание консалтинговых центров на базе сельскохозяйственных вузов и оказание консалтинговых услуг хозяйствам, разработка индивидуальных программ по увеличению эффективности производства молока. 7. Создание программы обучающих семинаров для руководителей и специалистов, производителей молока. 8. Реализация программы развития кормопроизводства, внедрение современных технологий заготовки кормов. 9. Создание межрайонных МТС по уборке и заготовке кормов (для хозяйств, имеющих небольшое количество коров).

К условиям, требующим инвестиций, относятся: 1. Дотации на молоко, реализованное в период с ноября по январь, в размере 2 руб./кг, а на реализованное в октябре, феврале и марте — 1 руб./кг. Общая сумма дотаций в год — 9 млрд руб. (расчеты велись с учетом объемов производимого зимой молока и цены на него). 2. Обеспечение сельхозпредприятий современными средствами доения — в первую очередь доильными установками и танками-охладителями. Оснащения прежде всего требуют небольшие фермы с поголовьем до 400 голов, которые в общем количестве хозяйств составляют 70% и поставляют 25% молока от объема рынка. Общая сумма инвестиций в рамках программы, рассчитанной на 3 года, — 9 млрд руб. 3. Приобретение нетелей для равномерного воспроизводства скота. Общая сумма инвестиций в рамках программы, рассчитанной на 3 года, — 9 млрд руб.

Таким образом, общий объем инвестиций составит 45 млрд руб.

По моему мнению, реализация подобных мер позволит снизить влияние сезонного фактора на молочную отрасль и в долгосрочной перспективе выведет ее на качественно новую ступень развития.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»