Журнал «Агротехника и технологии»
Отмена «Дня поля» в этом году нарушила привычный ход событий в проведении российских отраслевых выставок и стала первым знаковым изменением ситуации с агротехническими экспозициями. Теперь действия, вероятно, будут развиваться по европейскому сценарию и приведут к созданию одной большой специализированной выставки сельхозтехники (такой, как SIMA или AGRITECHNIKA).
По официальной версии Минсельхоза, проведение выставки-демонстрации «Всероссийский День поля» в 2009 году признали «нецелесообразным» «в связи со сложным финансовым положением сельхозтоваропроизводителей». Между тем отмена этого мероприятия последовала вслед за назначением новым министром сельского хозяйства Елены Скрынник, которая ранее возглавляла компанию «Росагролизинг» - постоянного спонсора и соорганизатора выставок «День поля» и «Золотая осень».
Скрынник знакома с проблемами агротехнических выставок изнутри, поэтому есть надежда, что с ее приходом их проведение станет более упорядоченным, и системные трудности, которые сегодня существуют у экспозиций, будут решены.
Разведение клонов
В России проводится около двух десятков выставок сельхозмашин и порядка ста мероприятий выставочного характера, на которых хотя бы частично демонстрируется агротехника. В их число входят региональные «дни урожая» и «дни поля», а также сравнительные испытания и демонстрационные показы. И у всех у них есть общепринятая форма проведения: торжественное открытие, деловая программа, демонстрация новинок.
Выставки как мощнейший инструмент для поиска новых партнеров и увеличения продаж выступают своеобразным индикатором состояния рынка. Появление новых проектов отражает рост производства и импорта сельхозтехники. По данным «Союзагромаша», с 2005 по 2008 год рынок вырос в три раза и составил $5,547 млн, став в прошлом году крупнейшим в Европе.
Однако в перспективе количество выставок в России должно сократиться. Причем не только из-за кризиса, но и потому, что такое количество смотров в принципе излишне: мероприятия копируют друг друга и кроме места проведения принципиально ничем не отличаются.
Слабые стороны
Для проведения такого большого количества мероприятий в России остро не хватает оборудованных выставочных площадей. Техника для сельского хозяйства разнообразная и громоздкая, к тому же компании-производители постоянно стремятся расширить линейку своей продукции. Например, сегодня все крупнейшие мировые производители комбайнов (включая российский «Ростсельмаш») выставляют их вместе с тракторами. Поэтому для организации качественной агро-технической выставки требуются гораздо большие площади.
Чтобы представить технику только одной компании с мировым именем, нужно не менее 1,5 тыс. кв. м. Разумеется, что экспонентов должно быть максимально много и располагаться они должны рядом, чтобы покупатель мог сравнить модели и сделать правильный выбор. Более того, людям, выбирающим дорогостоящие сельхозмашины (а речь может идти о сделках в сотни миллионов), необходимо предоставить возможность знакомиться с техникой и вести переговоры в комфортных условиях, то есть в новых павильонах с развитой инфраструктурой и хорошим сервисом.
В России этим требованиям больше других соответствует выставочный центр «Крокус Экспо», расположенный в Москве. Это самый современный комплекс, где можно свободно представить весь спектр сельхозтехники. Однако и у «Крокуса» есть очевидная проблема: доступ посетителей. Впрочем, она постепенно решается. В 2008 году была достроена дорожная развязка, которая упростила подъезд к павильонам, также на декабрь 2009 года запланировано открытие станции метро.
Безусловно, и в столице, и в регионах есть другие достойные выставочные центры с новыми павильонами, удобным расположением и приемлемым сервисом. Например, это «Экспоцентр» в Москве или «Вертол Экспо» в Ростове-на-Дону. Тем не менее, павильонов на всех там не хватает. В результате технику приходится ставить под открытым небом, и повезет ей или не повезет с погодой, по сути, каждый раз является лотереей. Например, в октябре 2006 года не повезло: практически во все дни работы выставки «Золотая Осень» шел снег, который отгонял посетителей от техники на уличной экспозиции. А в конце июня 2008 года во время подготовки к «Всероссийскому Дню поля» в Белгородской области проливной дождь превратил местный чернозем в непролазную грязь (благодаря этому в магазинах по всей округе исчезли резиновые сапоги).
Надо отметить, что выставочные площадки постепенно совершенствуются. На ВВЦ к «Золотой Осени-2008» для сельхозмашин открыли недостроенный, но тем не менее новый большой павильон. Хотя вся техника туда не вошла, и часть машин опять пришлось ставить на улицу под дождь.
Второй большой недостаток оте-чественных выставок — соотношение цены и качества за предоставляемые услуги. Для компаний участие в московских смотрах по расходам сопоставимо с парижскими площадками. Причем сравнение уровня организации и сервиса явно не в пользу российских экспозиций.
Похоже, второй недостаток вытекает из первого. Нехватка площадей снижает конкуренцию между выставочными центрами, и они, пользуясь монопольным положением, навязывают участникам свои условия и не спешат повышать качество услуг. По опросам экспонентов московских выставок, неадекватно дорого стоят все услуги — от заезда и разгрузки сельхозтехники до пользования интернетом и питания.
Ставка на качество
Низкий уровень сервиса и плохая логистика отнюдь не способствуют решению третей заметной проблемы — неактивного посещения агротехнических выставок. Любой, кто был на сельскохозяйственных экспозициях в Ганновере и Париже отмечают, что туда приходят много посетителей. И здесь сравнение снова не в нашу пользу: в России аналогичные смотры посещает мало людей.
По мнению директора «Агро-салона» Аллы Елизаровой, основная причина слабого интереса к агротехническим экспозициям заключается в том, что в нашей стране культура посещения подобных мероприятий пока еще формируется. «Если французские фермеры едут на выставку SIMA, они обязательно привезут туда свои семьи, — рассказывает она. — К тому же приедут все, кому это просто интересно».
У нас интересующихся сельхозмашинами мало. Основные потребители техники — агрохолдинги, которые присылают на выставки небольшие делегации. Что касается фермеров и представителей агрофирм (бывших колхозов), то далеко не все из них готовы посещать эти мероприятия. По словам Елизаровой, ответ на вопрос, «почему вы не можете приехать на выставку», у небольших хозяйств всегда один и тот же — «нет денег». Причем не только на покупку новой техники, но даже на поездку в Москву.
Тем не менее, по утверждению Елизаровой, задачу по привлечению посетителей удается решить с помощью приглашений региональных делегаций, через целевую адресную рассылку приглашений. А также с помощью сильной деловой программы — семинаров и круглых столов на актуальные темы.
Но у малого числа посетителей есть очевидное достоинство. Те, кто в России приехал на специализированную агротехническую выставку, как правило, платежеспособные покупатели. И в этом наше положительное отличие от ЕС: большое количество посетителей оборачивается тех, кого экспоненты называют «пылесосами». «Например, был такой случай, — вспоминает Елизарова. — В феврале 2009 года на выставке SIMA на коллективный стенд российских производителей заехала дама с маленькой дочкой в коляске. Даже не взглянув, что выставляется, она (на французском языке) потребовала от работников стенда, чтобы ее ребенка покормили, пока она ходит по соседним экспозициям. И ушла — собирать раздаточные материалы: ручки, блокноты, бейсболки».
Из опыта западных коллег нам стоит делать выводы и, повышая число посетителей, заботиться о сохранении целевой аудитории, которая поможет улучшить эффективность выставок. Правда, у российских выставочных мероприятий есть другая характерная крайность. Например, проведение «Дня поля-2007» в Ростовской области запомнилось посещением Владимира Путина. А еще тем, что по окончании его визита часть машин и оборудования была вывезена с экспозиции.
Площадка для диалога
Европейский опыт показывает: для производителей сельхозтехники, а также для тех, кто принимает решения о ее покупке, нужна своя специализированная центральная площадка для прямого общения с потребителями. Именно специализированная, так как отдача от широких публичных проектов не всегда очевидна. Так случилось с крупнейшими на сегодняшний день агротехническими выставками AGRITECHNIKA и SIMA, которые в свое время «выросли» из профильных разделов других аграрных выставок.
По словам Мартины Дегремон, директора Международного салона сельскохозяйственного машиностроения SIMA-2009, до начала 1990-х годов техника и оборудование во Франции выставлялись в рамках Международного салона сельского хозяйства СИА, который ежегодно проходит в парижском выставочном комплексе у Версальских ворот. Затем производители сельхозмашин заявили, что они вовсе не против участия в общеаграрном форуме. Но для работы им необходимо общение с профессионалами. То есть потребовалась выставочная площадка для встреч, контактов и обсуждений между конструкторами, производителями техники, дистрибьюторами и клиентами. Пожелания была учтены, и сегодня SIMA проводится отдельно в новом выставочном центре в Вилль-дё-Пэнт в предместье Парижа.
Европейский сценарий развития агротехнических выставок постепенно реализуется в России. В ноябре 2008 года впервые прошла большая специализированная выставка, на которой была представлена техника для любого целевого посетителя. На этапе роста рынка такие экспозиции нужны ежегодно, потом — раз в два года. Ведь чтобы разработать и поставить на конвейер новую машину, даже двух лет бывает недостаточно.
Также необходимо организовать сравнительно небольшие выставки, посвященные технологиям. С демонстрационными показами, семинарами и консультациями. Чтобы специалисты — инженеры, агрономы и механизаторы — могли общаться по конкретной проблеме и искать пути ее решения.