Журнал «Агроинвестор»
Аграрии ЕС работают с низкой маржей, минимальными затратами и при большой господдержке
Российскую сельхозпродукцию, в отличие от энергоресурсов, в Европе почти не знают. Дело не только в АЧС, отсутствии сертификатов, протекционизме и административных барьерах. Чтобы начать осваивать внешние рынки, наши производители должны будут предложить цену, конкурентоспособную в сравнении с предложением местных фермеров. Это непростая задача: на их поддержку ЕС тратит больше трети годового бюджета.
«Я помню, как встречался с производителем вина из Грузии. Он хотел поставлять во Францию свою продукцию, но цена, которая у него получалась на полке, - €11 за бутылку. И я сказал ему: вы не сможете конкурировать в стране, где бутылку добротного совиньона можно купить за €3,5», — вспоминает директор по континентальной Европе Министерства иностранных дел Франции Эрик Фурнье. Говоря о российском сельском хозяйстве и пищевой промышленности, он соглашается: в Европе о них знают мало. «Около трети энергоресурсов, потребляемых Францией, - российского происхождения, но из товаров народного потребления на ум первыми приходят бренды [чая] Kusmi и [пива] «Балтика 7», - делится своими впечатлениями дипломат. Правда, оба этих бренда - российские довольно условно: основанную в конце XIX века Павлом Кузьмичевым марку Kusmi в начале 2000-х выкупили французские бизнесмены, а «Балтика» принадлежит датской Carlsberg. И дело, утверждает Фурнье, не в заградительных мерах Евросоюза, а в конкурентных условиях, в которых продукция российских сельхозпроизводителей оказывается менее востребованной, чем местных. «Секрет конкурентоспособности европейских производителей в том, что они готовы работать на низкой марже. Это становится возможно благодаря отсутствию серьезных бюрократических преград на всех уровнях», - считает чиновник французского МИДа. При этом Фурнье не отрицает, что Европа тратит на поддержку очень много.ЕС поддерживает локальный агросектор через Единую сельскохозяйственную политику (ЕСХП, Common Agricultural Policy) - принятую еще в 1957 году систему развития сельского хозяйства в Европе. Основные инструменты ЕСХП - это ввозные пошлины, квотирование импортных поставок, поддержание цен за счет государственных интервенций, квоты на производство и налоги за неиспользование земель. Постепенно Европа уходила от поддержки рыночной цены или субсидирования отдельных сегментов агросектора к простым погектарным субсидиям, объясняя, что все остальное - не рыночные механизмы. Так что сейчас основной инструмент европейской агрополитики - прямые субсидии фермерам, привязанные к площади возделываемой земли. Какие культуры выращивать и по какой цене продавать свои товары, фермер решает сам, опираясь на рыночную конъюнктуру и сложившиеся цены.
Сколько тратят
Поддержка сельского хозяйства составляла около 70% расходной части бюджета Евросоюза в 1980-х, до 50% - в 1990-х годах и продолжает снижаться. В 2009-м, например, Европа потратила €57 млрд, или примерно 41% от 140-миллиардного бюджета ЕС. В пересчете на площадь сельхозугодий получается, что господдержка составила около €325/га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов - еще примерно на €80/га сельхозугодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 году составила €405/га, подытоживает академик Россельхозакадемии Болюс Пошкус.
Крупнейшие получатели средств по линии ЕСХП - Франция (на нее, по данным BBC, приходится около 17% выплат), Германия и Испания (примерно по 13%), Италия (около 11%) и Великобритания (на уровне 7%). В среднем одно хозяйство получает около €12,2 тыс. субсидий в год, но выплаты на гектар возделываемых угодий разнятся от €527 в Греции до €89 в Латвии (субсидии для новых стран Евросоюза значительно меньше). Франция в 2009 г. потратила на аграрный сектор и развитие села в общей сложности €12,2 млрд, из них €5,7 млрд - из бюджета Евросоюза.
Сельское хозяйство - одна из важнейших производственных отраслей ЕС. Во Франции она генерирует €150 млрд товарооборота, в отрасли работает 500 тыс. человек, рассказывает глава межведомственного совета по вопросам промышленности и АПК Алан Бергер. Франция, по его словам, экспортирует сельхозпродукции ежегодно на €40 млрд, внешнеторговый баланс по продуктам питания и сельхозсырью у страны положительный - профицит на уровне €8 млрд, хотя общий внешнеторговый баланс, наоборот, дефицитен (примерно €70 млрд). «Почему Евросоюз и Франция так много инвестируют сейчас в развитие сельского хозяйства? Мировой спрос на продукты питания растет, и Франция хочет отвечать на эти потребности», - замечает Бергер. Поэтому, добавляет он, Франция не только кредитует своих производителей (общий объем кредитов, выданный государственным сельхозбанком страны, превышает €42 млрд/год), но и помогает фермерам со сбытом. Например, при министерстве сельского хозяйства действует комитет по вопросам экспорта в Азию, где сейчас самый высокий спрос на продукты питания. Комитет занимается регулированием вопросов экспорта, согласованием фитосанитарных требований, следит за соблюдением прав интеллектуальной собственности.
В 2011 г. Евросоюз направил на прямые выплаты фермерам €42,5 млрд, €3,34 млрд - на интервенции и поддержание цен некоторых сельхозтоваров, еще €353 млн и €254 млн вложены в развитие ветеринарии и фитосанитарного контроля.
Для сравнения: общий бюджет России в 2011 году составил 10,9 трлн руб., из которых на оборону потрачено 1,5 трлн руб., на национальную безопасность - 1,26 трлн руб., на дорожную инфраструктуру - 349,5 млрд руб. На поддержку сельского хозяйства в 2011 году из федерального бюджета выделено 149,7 млрд руб. (около 1,4% расходов), или около €3,7 млрд. Из этой суммы на сохранение и восстановление плодородия почв направлено 11 млрд руб., на социальное развитие села - 7,7 млрд руб., на поддержку животноводов - 10,7 млрд руб., на госинтервенции - 6,1 млрд руб. Основную часть денег, 80,3 млрд руб., аграрии получили в виде субсидирования процентных ставок по кредитам.
Разница в цене
Разные подходы к финансированию агросектора выливаются в разницу цен на сельхозтовары. В России, сообщал Минсельхоз, по итогам февраля отпускные цены производителей на говядину I категории прибавили 4,1% с начала года и составили 262,5 руб./кг (примерно €6,55/кг).
Французский фермер Пьер Аиролди, специализирующийся на выращивании коров породы белая аквитанская в департаменте Джерс, продает их на мясо по €4,6/кг. Телка белой аквитанской породы весит 700-800 кг и ест в день 15 кг сена и 1,5 кг концентрированной кормовой смеси, рассказывает Аиролди. «В этом году я вынужден был поднять отпускную цену на €0,3/кг [в прошлом году он продавал туши по €4,3/кг] - подорожали бензин, удобрения, пленка для упаковки стогов и много еще чего», - делится он. За вычетом издержек после продажи мяса его прибыль составляет примерно €0,2/кг. Говядину фермер сдает местному кооперативу, который затем ее реализует.
Аиролди получает годовые субсидии - €225/гол. (в расчет идут телки) и погектарные - на выращивание кормов (их сумму он не называет), но этого недостаточно для безбедной жизни. В хозяйстве с 200 племенными коровами отец и сын Аиролди работают вдвоем. «Работников мы нанимаем только временных - в сезон уборки урожая и заготовки кормов. В остальное время не можем себе этого позволить», - говорит фермер.
В бюджете-2012 Евросоюза (общий объем - €144,46 млрд) на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий было заложено €58,58 млрд, в том числе €40 млрд на прямые выплаты фермерам и €14 млрд на развитие сельских территорий. Это притом, что на развитие транспорта ЕС потратил €1,6 млрд, поддержка научных исследований обошлась в € 5,4 млрд, культура и образование получили €2,69 млрд. Сопоставимые с сельским хозяйством расходы у Евросоюза только на региональное развитие (€42 млрд в 2012 г.), или Regional Policy - программу государственных вложений в создание новых рабочих мест, сокращение отставания менее развитых регионов, развитие инфраструктуры и привлечение частных инвестиций. За 2007-2013 годы ЕС планирует потратить на эти цели около €347 млрд, говорится на сайте Еврокомиссии.
Расходы Евросоюза на сельское хозяйство продолжают снижаться - уже в 2013 году их доля в бюджете должна сократиться до 33,1%. Меняются и условия получения прямых субсидий. С 2013 года фермеры, внедряющие новые, более экологичные технологии производства, будут получать дополнительные средства.
Гектар как мера поддержки
После вступления в ВТО Россия тоже решила дополнить существующий набор мер господдержки погектарными субсидиями. Такая мера распространена в ВТО и относится к «зеленой корзине», то есть не ограничена по объему. Сельхозпроизводители получают погектарную господдержку с 2013 года при условии страхования урожая. Также им необходимо предоставить справку о постановке на налоговый учет и взять на себя обязательство работать на территории, к которой привязано субсидирование, еще минимум три года с первого погектарного платежа. За 2013-2020 годы на эту меру планируется потратить 267,2 млрд руб. Но и основной инструмент действовавшей агрополитики России - субсидирование процентных ставок - также сохранен.
У европейских фермеров тоже есть льготы по кредитам. На закупку новой сельхозтехники они могут привлекать средства под 3-4% годовых, на покупку земли - примерно под 7% годовых, говорит фермер из Джерса Сандрин Беге. У нее несколько тысяч уток, которых откармливают для фуа-гра. «Мы получаем субсидии на возделывание земли, выращивание кормов, но специально на птицу - нет», - уточняет она. Фуа-гра на местном рынке стоит около €30/кг (печень одной утки весит 400-500 г), утиное мясо - около €3/кг. Переработка значительно повышает отпускную цену - консервированная фуа-гра стоит уже €60-90/кг, рассказывает Беге.
Число таких, как у нее, частных фермерских хозяйств, семейных ферм в Европе постоянно снижается - рентабельность мелких игроков все же ниже, чем крупных промышленных предприятий, и государственная поддержка им не помогает, говорит гендиректор института AgroParisTech Жиль Тристрам. Около 6% его выпускников открывают собственные фермы или выкупают существующие, еще примерно 30% идут работать на существующие сельхозпредприятия в качестве наемных работников. Большинство выпускников работают в других сферах, не связанных с агро. «Борьба за высокое качество сельхозпродукции в Евросоюзе приводит к тому, что отрасль стала сильно зарегулированной - фермеру необходимо получать огромное число сертификатов и постоянно подтверждать соответствие ветеринарным требованиям на всех стадиях производства. Причина заключается в том, что мало фермеров продают свою продукцию конечному потребителю. Товар проходит по длинной цепочке, в которой ни одно звено не хочет брать на себя полную ответственность за качество. Это приводит к усилению регулирования», - объясняет директор AgroParisTech.
Конкуренция сильна и внутри Евросоюза, жалуется Бергер из французского межведомственного совета по вопросам промышленности и АПК. Например, Франция с ее высокими налогами и относительно высокой минимальной зарплатой (около €2 тыс. до вычета налогов) находится не в одинаковых условиях с Португалией или Грецией, где социальные налоги ниже и наемный работник обходится значительно дешевле. «Поэтому французские фермеры стараются конкурировать не столько в сфере цены, сколько в области качества, — говорит чиновник. — И поэтому в Евросоюзе страны стремятся специализироваться на тех сегментах, в которых могут получить наибольшую эффективность».
Статья опубликована в газете «Ведомости»
Уступили в 20 раз
Объем господдержки сельского хозяйства был одной из главных тем переговоров при вступлении во Всемирную торговую организацию. Начиная их, Россия определила объем поддержки сельского хозяйства в $89 млрд, но затем поэтапно снизила планку до $36 млрд, а позднее — до $16 млрд. На момент вступления в ВТО ее зафиксировали на уровне $9 млрд с обязательством снизить до $4,4 млрд к 2017 году (в 20 раз меньше, чем $89 млрд).