Есть идеи

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Снижение затрат силами сотрудников

Агрокомпании постоянно ищут способы снижения издержек и производственных затрат. Один из них — поощрение сотрудников за рационализаторские идеи. Благодаря простым изобретениям персонала аграриям удается сэкономить для работодателя до 1-2 млн руб. в год.

Получить хорошие финансовые показатели можно не только за счет роста объемов производства, но и снижая издержки, говорит ведущий консультант по прямому поиску в сфере АПК кадрового агентства «Виват персонал» Екатерина Евсеева. Один из способов -прислушиваться к мнению рядовых сотрудников и линейных специалистов, которые, в отличие от топ-менеджеров, видят и понимают производство на начальном уровне. Они могут предложить простые и рациональные способы снижения затрат, экономящие работодателю миллионы рублей.

Просто и разумно

Один из факторов, мотивирующий искать новые способы сокращения издержек — рост кредитной нагрузки, снижение маржи, постоянный рост тарифов ЖКХ, цен на ГСМ, удобрения и корма, рассказывают участники рынка. «Энергетические и коммунальные составляющие себестоимости сельхозпродукции из года в год увеличиваются, — сетует председатель совета директоров калужского агрохолдинга «Оптина» Петр Бишко. — Кажется, экономить уже больше не на чем — мы и так выбираем самые короткие маршруты для проезда техники, стараемся не включать некоторые сервисные устройства и механизмы, если без них можно обойтись». Вместе с тем руководитель не всегда может понять, где еще есть резервы для экономии, признает Бишко. По его словам, несложные способы уменьшения затрат находят рядовые сотрудники.

Агрохолдинг «Оптина» сформировался после объединения четырех колхозов. Логистика посевных и уборочных кампаний тогда была нагружена встречными перевозками, автомобили часто делали большие объезды, чтобы куда-то добраться. Например, на предприятии использовали старую весовую. «Она располагалась в стороне от зернотока, — вспоминает Бишко. — Во время сбора урожая, перевозя зерно и силос, водители сначала ехали на весовую мимо зернотока, взвешивали груз, а потом возвращались обратно на ток». Как-то один из них обратил внимание руководителей, что за каждый рейс приходится преодолевать лишние три километра. Перевозки в период уборочной составляли до пяти тыс. т/сут. Учитывая, что один КамАЗ вмещает до 10 т зерна, перерасход топлива из-за нерационального расположения весовой получался ощутимым. Водитель предложил сделать новую — рядом с зернотоком. «Затраты на ее строительство составили 70 тыс. руб. и окупились за счет экономии на ГСМ в течение одного сезона», — доволен Бишко.

На свинокомплексе «Машкино» Московской области проблему роста коммунальных платежей помог решить главный инженер. «Он предложил пробурить собственную [артезианскую] скважину, — поясняет Александр Кошелев, директор предприятия. — Сделали ее, получили лицензию на использование и перестали платить за воду. Затраты на услуги ЖКХ в компании сразу сократились в 15 раз, а скважина окупила себя за год».

Большой популярностью пользуется переход на энергосберегающие ресурсы. «Управляющий магазином розничной сети, которые сейчас есть у многих агрокомпаний, предложил перейти на энергосберегающих лампы, — рассказывает Евсеева известный ей случай. — На этом он экономил 1,5 тыс. кВт в месяц». Еще один пример — компания по рекомендации директора по производству ввела ресурсосберегающую технологию, благодаря которой сократила время опрыскивания агрокультур с 40 мин до 10 мин. Это повысило суточную производительность труда в полтора раза. Также он внедрил систему полевого складирования зерна и его отгрузки пневмотранспортом, в два раза сократив число привлеченных для выполнения этой операции машин.Главный инженер «Машкино» недавно предложил установить на трактора навигаторы GPS. «Раньше машины работали вслепую, с перекрытием, к тому же в условиях плохой видимости было трудно работать, — говорит Кошелев. — А с тех пор, как начали использовать навигаторы, срок посева сократился примерно на 10%. Это очень важно: если сеять ранней весной, то урожайность может быть на 20% выше». Навигаторы компания планирует окупить за год благодаря тому, что теперь можно соблюдать агрономические сроки.

Несложная логистика

Большой потенциал снижения издержек — у строителей и инженеров. «Помню случай из опыта нашего агентства — соискатель позиции директора по строительству во время собеседования нашел, как сократить издержки компании на несколько миллионов рублей, — вспоминает Евсеева. — Он посмотрел штатное расписание компании и обратил внимание, что руководитель проекта строительства, курирующий два объекта — свинокомплексы в Курской и Тверской областях — очень много времени тратит на передвижения. Только на дорогу у него уходило по пять-семь часов в день. Таких поездок могло быть несколько в неделю». Кроме него, строительством руководили прорабы и начальники участков. Соискатель предложил дать больше полномочий начальникам участков и переложить на них обязанности главы проекта по каждому из объектов, а должность руководителя проекта — сократить. Экономия оказалась существенной. «Руководитель проекта получал зарплату на уровне 150 тыс. руб., — говорит Евсеева. — За дополнительные обязанности начальникам участков прибавили по 20 тыс. руб. В год экономия компании составила где-то 1,5 млн руб. [не считая средств, которые теперь не нужно было тратить на поездки]».

В «Тверской агропромышленной компании» каждый сезон экономят более 500 тыс. руб. только за счет того, что во время посева и сбора урожая вечером оставляют технику на полях. «У нас большие расстояния между полями и раньше машины приходилось постоянно перемещать, — вспоминает гендиректор Сергей Конаныхин. — Теперь, чтобы обеспечить сохранность техники, наняли ночного сторожа, который дежурит в передвижном фургоне». Если оставить технику в поле и с ней что-то произойдет, то ни одна страховая компания не возместит ущерб, так как машины находились не на спецстоянке, возражает директор нижегородского сельхозпредприятия. Это как раз тот случай, когда небольшая в масштабах компании экономия создает дорогостоящие риски. «Все издержки, которые можно было сократить, мы сократили, а снижать затраты таким образом позволить себе не можем: один комбайн стоит 15 млн руб.», — говорит он.По словам Конаныхина, издержки помогают снижать разные технические изобретения инженеров. Например, они посоветовали топ-менеджменту отказаться от закупки импортной техники для посадки картофеля. По их совету компания приобрела недорогие отечественные машины для доставки текучих грузов. «Мы смогли приспособить их под картофель, изменив систему разгрузки, — поясняет Конаныхин. — Достаточно было придумать другую конструкцию прицепа. Экономия составила несколько миллионов рублей».

Своими силами можно решить проблему отказов (поломок) техники. «Когда мы купили дорогой прицеп — немецкую картофелесажалку, быстро начались неисправности, — рассказывает Конаныхин. — Машина оказалась неприспособлена к нашим сложным условиям эксплуатации — плохим дорогам и частым перепадам температуры». Механизатор предложил усилить слабые конструктивные места техники, чтобы избежать отказов. По его совету сварщики наварили на корпус четыре пластины, и проблемы закончились. Скорость посева увеличилась на 30%, доволен Конаныхин.

Примерно то же рассказывает совладелец компании «Еврохимсервис», которой принадлежит небольшое новгородское агрохозяйство, Игорь Лазуко. «В каких-то случаях можно даже сделать агрегат самим, а не покупать дорогостоящее иностранное оборудование, — считает он. — Само собой, это не исключает необходимости приобретения нового оборудования». Переоборудуя хранилище картофеля, компания сэкономила несколько десятков тысяч рублей: инженеры сделали дорогостоящие люки (створки для вентиляции). Если в штате предприятия опытные слесари и хорошо оборудованная мастерская, то можно изготавливать несложные запчасти, а не покупать их у дилеров, продолжает Лазуко. «К примеру, слесари могут выточить ролики, втулки и другие аналогичные части, работающие не хуже дорогостоящих приобретенных, — поясняет он. — За счет труда технических специалистов у нас получается экономить десятки тысяч рублей в год».

По словам Конаныхина из «Тверской агропромышленной компании», технические изобретения помогают сокращать не только прямые, но и косвенные издержки. Инженеры компании поставили на немецкий картофелеуборочный комбайн навес из стекла. Это позволило сортировщикам картофеля работать при небольших дождях. Благодаря такому решению не просто выросла производительность, но и улучшились условия труда людей, говорит Конаныхин. «Люди перестали болеть и отвлекаться от работы, что очень важно в условиях нехватки специалистов», — объясняет он.

Своими силами

По наблюдениям Евсеевой из агентства «Виват персонал», заметная тенденция последнего времени — сокращение штата. Так работодатели тоже снижают издержки. «Например, приглашают на работу управляющего растениеводством и предлагают ему зарплату на 30% выше среднерыночной, — описывает она. — Но за эти деньги он соглашается на ненормированный рабочий день и выполняет в том числе функции главного агронома. А эту должность упраздняют». Так собственники часто сокращают штат, а функционал ликвидированных позиций перераспределяют между другими сотрудниками. «Допустим, компании требуется четыре руководителя смены, но работают трое: рабочий день делится на три смены и руководителям индексируют оклады либо начисляют дополнительные премии, — рассказывает Евсеева. — Упразднение штатной единицы сокращает налоговые затраты. При этом снижается текучесть кадров, так как сотрудники начинают больше зарабатывать».

На комплексе «Машкино» за последние несколько лет каждый сотрудник стал обслуживать в три-четыре раза больше животных. «Повысив производительность труда, мы смогли обойтись без найма новых кадров, — говорит Кошелев. — В абсолютных цифрах штат у нас не сократился, но поголовье свиней выросло в пять раз, привесы на откорме — от 500-550 г/сут. до 800 г/сут.». Сейчас одна из главных задач компании — оптимизация штата, занятого в растениеводстве. Параллельно механизируется тяжелый ручной труд и увеличиваются зарплаты. По словам директора, на рост оплаты труда резервируется около 70% сэкономленных средств.

За рациональные решения и изобретения работодатели начисляют сотрудникам денежные премии. «У нас оплата труда сдельно-премиальная, но у руководителя подразделения есть право в течение месяца поощрять персонал дополнительными выплатами, — рассказывает Конаныхин. — Их обычно получают люди, способствующие снижению издержек компании». Сумма премии, как правило, на уровне 50% оклада, уточняет Конаныхин. По такой же схеме платит «Еврохимсервис». По словам Игоря Лазуко, изобретатели в качестве поощрения могут заработать до 25% месячной зарплаты. «Машкино» премирует по итогам года, в том числе за рациональные предложения. Как рассказывает Кошелев, премия может быть равна зарплате, а может быть в два-три раза выше ее в зависимости от ценности идеи. В «Оптине» поощрение тоже зависит от экономического результата новшества: рабочий — автор рационального предложения — недавно получил 10% от доказанной экономии, приводит пример Петр Бишко.

Много знал

Евсеева из кадрового агентства «Виват персонал» отмечает, что в числе рациональных предложений есть настоящие авторские изобретения. Выплата за ноу-хау даже большой премии — явно недостаточное для изобретателя поощрение, поэтому можно посоветовать патентовать технологии и продавать их компаниям как патент, говорит она. Тем более что общий для АПК тренд — разовые выплаты. Даже договорившись о хорошем росте зарплаты, в перспективе можно проиграть, объясняет Евсеева. Директор по производству, предложивший много новшеств, постоянно требовал повышения оклада, вспоминает она случай из практики агентства. Сначала собственник соглашался, но вскоре уволил новатора. Он проработал без малого два года, и за это время его зарплата увеличилась вдвое. На момент выхода из компании директор по производству зарабатывал около 200 тыс. руб. при среднерыночной ставке 100-150 тыс. руб. В данном случае неправы обе стороны, комментирует Евсеева. Собственник согласился на повышение зарплаты, а не предложил таргетированных бонусных выплат, сотрудник — не учел, что может стать слишком обременительным для компании менеджером. «Когда введение инноваций завершается, компании начинают сокращать затраты, в том числе на зарплату инноватору, — подытоживает Евсеева. — Если он обходится слишком дорого — такому сотруднику угрожает увольнение». Очень важно выстроить политику бонусов, еще раз подчеркивает она. Задача руководителя — поощрить инициативу, но так, чтобы выплаты были посильны для компании и затем не требовалось снижать издержки, расставаясь с сотрудником-рационализатором, когда-то предложившим их сократить.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»