Журнал «Агроинвестор»
Присоединение к ВТО
Впервые за 18-летнюю историю переговоров о вхождении России в ВТО вступление нашей страны в эту организацию можно воспринимать как почти свершившийся факт. 16 декабря в Женеве состоялось подписание протокола о присоединении, и в течение 220 дней с этой даты нам нужно пройти все внутренние ратификационные процедуры, чтобы не позднее 23 июля стать полноправной страной-участницей. Участники рынка, опрошенные «Агроинвестором» при работе над этим номером, назвали ВТО одним из основных факторов влияния на развитие сельского хозяйства в 2012 году и, в частности, на свои инвестиционные планы. Доминируют опасения и скепсис — как конструктивные (защита рынка явно снизится, но окончательные выводы можно делать только после обнародования всех условий вступления), так и эмоционально-иррациональные (в страну «хлынет поток импорта», которым смоет с рынка российского производителя). И, кстати, беспокойство тем сильнее, чем выше доля господдержки в прибыли конкретного бизнеса и/или чем большую ставку на лоббистский ресурс делают его владельцы либо отрасль, которую они представляют. Неслучайно в первых рядах недовольных — агромашиностроители и крупнейшие производители мяса-сырья. «У нас пока нет сил на равных соперничать с западными сельхозпроизводителями, — сетует один из участников рынка. — Лучше было сначала развить свое производство». Не успели приготовиться: вот если бы нам дали еще ХХ лет… - этот аргумент приводится уже многие годы. Но готовиться можно до бесконечности, особенно когда есть дорогая нефть и постоянно растет господдержка.
Впрочем, стоит признать: многие опасения небезосновательны. Небольшие агропроизводители указывают, что из-за отсутствия доступа ко всем мерам поддержки, дешевым деньгам и эффекта масштаба их бизнес пострадает в первую очередь. Проще говоря, наименее устойчивым к новым правилам игры окажется сектор ЛПХ и отчасти КФХ, многим из которых придется уйти с рынка. «Свод правил ВТО не что иное, как административные барьеры для одних и свободная торговля для других», — написал один из экспертов «АИ», намекая на отсутствие равного доступа на рынки стран-участниц, ради чего организация, кстати, и создавалась.
Все обязательства России при вступлении в ВТО еще не опубликованы, и уже поэтому делать финальные выводы рано: многое зависит от пока не известных бизнес-сообществу деталей. Но общий вектор более-менее ясен. Объем поддержки АПК в 2012 году будет на уровне $9 млрд и к 2018-му постепенно сократится до $4,4 млрд. До 2018 года мы обязались не направлять на поддержку производства отдельных видов сельхозпродукции больше 30% общей суммы субсидий. Экспортные субсидии запрещены, но Россия их и не применяла. После вступления отменят льготы по НДС и продлят до 2021 года действие налога на прибыль. Серьезное давление испытают свиноводы: пошлины на квотируемое мясо обнулят, сохранив квоты на сравнимом с нынешним уровне (будет 430 тыс. т), а ввоз живых свиней на убой начнут облагать 5%-ной ставкой (сейчас — 40%). То есть уровень защиты сильно снизится: мы санкционируем льготный доступ импортной свинины, не гарантируя себе выхода отечественной мясной продукции на рынок того же ЕС. Россия снизит и защиту сахарного рынка: шкала определения импортной пошлины на сырец вернется к уровню 2004 года, и ставки станут более низкими. Впрочем, это некритично для национального производства, говорят эксперты ИКАР: из-за растущих урожаев свеклы и увеличения доли свекловичного сахара цена российского продукта сейчас напрямую не коррелирует с мировой.
Агросектору нечего опасаться, следует из комментариев Минсельхоза. По объемам производства отрасль готова к участию в ВТО, говорила в конце года глава МСХ Елена Скрынник, ссылаясь на уровни самообеспечения мясом птицы и свининой, которые записаны в доктрине продбезопасности и которых страна скоро достигнет. Однако объемы и доктрина, мягко говоря, не самые важные факторы, на которых строятся правила регулирования мировой торговли. Что конкретно предпримет власть для защиты своих и частных инвестиций в АПК (которых за 2000-2011 годы накоплено, по Росстату, больше 2,3 трлн руб.)? А главное, сможет ли сделать это профессионально, эффективно и понимает ли, как это сделать? Не стал ли АПК либо его отдельные отрасли предметом «размена» на переговорах?
В новом году у участников рынка будет много таких вопросов к правительству и Минсельхозу. Пока чиновники не ответят на них, инвесторы (в том числе крупные и финансово устойчивые) не будут уверены в перспективах своего бизнеса. После того как стали известны первые подробности вступления, «Русагро» заморозила строительство в Челябинской области свинокомплекса мощностью более 100 тыс. т/год и стоимостью в 20 млрд руб. Кто будет следующим?..