Идеальный сельхозменеджер

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Должен работать в отрасли больше пяти лет, закончить агровуз и уметь говорить по-английски

Менеджеров, способных взять на себя ответственность за реализацию крупных сельхозпроектов, сейчас найти легче, чем 10 лет назад, но все равно сложно. Вузы их не готовят, а кадровые агентства редко учитывают весь комплекс предъявляемых к таким специалистам требований. Поэтому собственники агрохолдингов готовы нанимать для выстраивания бизнес-процессов и управления дивизионами экспатов. Но только временно, чтобы они обучали местные кадры. Охотно нанимают бывших владельцев сельхозкомпаний или отраслевых менеджеров с большим опытом работы. А еще ищут управленцев из числа друзей, знакомых и тех, вместе с кем учились.

По просьбе «Агроинвестора» аналитики компании HeadHunter (www.hh.ru) изучили 1016 вакансий работодателей для менеджеров всех уровней в АПК (рабочие специальности не учитывались) и 7280 резюме специалистов, претендующих на должности менеджмента в сельхозсфере (во внимание брался период январь-май 2010 года). В своей методике HeadHunter использовал специальный индекс, который показывает, сколько резюме соискателей приходится на одну вакансию (значения 2-3 находятся в пределах нормы). Результаты мини-исследования суммированы в графике.

Мужская работа

По данным HeadHunter, средняя зарплата менеджера в сельском хозяйстве в России составляет минимум 40 тыс. руб. (см. таблицу). Для того чтобы стать потенциально успешным претендентом на управленческую позицию в АПК, нужно иметь опыт работы по профилю не менее 6 лет — это требование предъявляют работодатели к 74% вакансий для управленцев. Также необходимо высшее специальное образование: в 68% открытых вакансий высказывается пожелание видеть кандидатов с дипломом РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева. Отдельным пунктом резюме обычно выделяется знание иностранных языков, чаще английского, добавляет Наталья Бровина, менеджер по региональному развитию кадровой компании Manpower: многие совместные сельхозпредприятия или представительства иностранных компаний требуют предоставлять отчетность для штаб-квартиры на английском языке. Иногда менеджменту приходится общаться с иностранными делегациями или руководством.

А вот работать в аграрной сфере, судя по базе резюме HeadHunter, хотели бы люди с самым разным образованием: 63% соискателей окончили технические вузы, 21% — сельскохозяйственные, 12% имеют управленческое и экономическое образование и 4% — гуманитарное. Кстати, в основном это мужчины (84%).

Несмотря на то, что 47% всех вакансий для менеджеров в сельском хозяйстве в базе HeadHunter приходятся на московский регион, в 62% вакансий кандидатам после трудоустройства предлагается переехать в другие области. К сожалению, только 18% соискателей указывают в своем резюме, что готовы отправиться работать в глубинку, сожалеет гендиректор HeadHunter Михаил Жуков. «Кандидатов с идеальным опытом управленческой работы в сельском хозяйстве нашей страны много. Другое дело, что 80% из них — это люди зрелого возраста, старше 50 лет, — рассуждает Ольга Копылова, руководитель отделения по подбору персонала кадровой компании Kelly Services. — Они имеют большой опыт работы в совхозах и колхозах, но при этом мало знакомы с западными стандартами и технологиями [менеджмента]».

Кого выбрать

Собственники агрохолдингов готовы нанимать для выстраивания бизнес-процессов и управления дивизионами экспатов, чтобы они учили местные кадры, бывших владельцев сельхозкомпаний или отраслевых менеджеров с большим опытом работы. Другие ищут управленцев из числа друзей, знакомых и тех, вместе с кем заканчивали вузы. «Сейчас найти хороших управленцев среди российских специалистов несложно», — говорит Константин Гозман, гендиректор агрохолдинга «» (Кировская область; два свинокомплекса, молочная мегаферма, собственная торговая сеть, молочная и мясная переработка). За три последних года в стране реализовано много инвестиционных проектов в сфере животноводства: люди набрались опыта, знаний, и многие готовы предлагать себя рынку. Некоторые из них, учась у разных консультантов, в том числе иностранных, успели за это время дорасти до руководящих позиций, рассуждает он. «Опытные менеджеры в нашей отрасли есть, правда все они владельцы предприятий и чаще всего появляются на рынке кадровых услуг только после того, как продадуют свои активы», — делится наблюдениями Илья Карпов, председатель совета директоров «ОГО», одного из старейших российских агрохолдингов. К примеру, пять лет назад, когда компания покупала «Новосибирскхлебопродукт» (), гендиректором и акционером которой являлся Сергей Яухман, последнему новые владельцы предложили остаться управляющим предприятием. «По сути, [после покупки холдингом «ОГО»] он возглавлял наш новосибирский филиал, — говорит Карпов. — Яухман проработал в Новосибирске еще три года, а потом мы пригласили его в Москву на должность заместителя гендиректора «ОГО».

В холдинге несколько лет назад была принята стратегия набирать в московский офис менеджеров из регионов с опытом управления предприятиями на местах. У них часто намного больше практического опыта и более высокая квалификация, чем у столичных менеджеров, поясняет Карпов. «Главное требование к этим людям — они должны иметь опыт работы в одном из наших направлений: производство зерна, мяса птицы и яйца, хлебобулочных и кондитерских изделий, — говорит глава совета директоров «ОГО». — Кстати, 8-9 лет назад мы набирали управленцев из самых разных отраслей, так как на стадии скупки и консолидации активов, когда предприятие только выстраивалось, менеджеры из непрофильных отраслей более эффективны, чем отраслевые». На нынешней стадии развития бизнеса нужны менеджеры именно из агросферы, подчеркивает Карпов.

Гендиректор Valars Group Кирилл Подольский родом из Таганрога. Как, впрочем, почти весь топ-менеджмент его компании. Вместе со своим другом Сергеем Комлевым (сейчас гендиректор сельскохозяйственного субхолдинга Valars Group — «Валары-агро») он учился в Таганрогском радиотехническом университете. Оба по специальности инженеры-системотехники. Два других партнера — гендиректор входящей в группу Valars компании Grainwell Эдуард Курочкин и руководитель украинского сельхозпроизводственного блока Valars Александр Лавриненко — также из Таганрога, все давние знакомые Подольского, общаются друг с другом со студенческой скамьи. «Сейчас все наше сельхозпроизводство разбито на три части, и у каждого из моих партнеров в ведении более 100 тыс. га земли», — рассказывает Подольский. Он признает: если завтра кто-то по каким-либо причинам уйдет из компании, то найти равноценную замену этим людям будет сложно.

Комлев, Курочкин и Лавриненко присоединились к команде Подольского примерно семь лет назад. Комлев тогда работал менеджером по закупкам, Курочкин и Лавриненко имели собственные сельхозпроизводства. «По сути, эти люди росли вместе с компанией, они понимают все принципы, заложеные в нашем бизнесе, что особенно важно, когда планируешь открывать новое производство, — делится Подольский. — Например, работа на Украине стала системной только после того, как туда поехал Лавриненко».

Подольский убежден: эффективный топ-менеджер, работающий в сельскохозяйственной сфере, — это универсальный человек, который хорошо разбирается во всем: в производстве, экономике, финансах, юридических вопросах (особенно в земельных отношениях). Такие управленцы «на вес золота» и их не найдешь через кадровые агентства. «Они не решают какие-то узкие вопросы, — рассказывает Подольский. — Ведь если ты нанимаешь агронома, то он будет заниматься только производством. Значит, потребуется экономист, которым придется руководить напрямую. А мои партнеры — в каком-то смысле универсалы».

Экспата ищете?

В 2006 году агрофирма «» стала участником национального проекта «Развитие АПК» и начала строительство индустриального свинокомплекса мощностью 11 тыс. т мяса в год. Еще на стадии проектирования, чтобы снять кадровые риски, к работе решили привлечь иностранного консультанта. Им стал француз по имени Жан Жак. «Он помогал нам выбирать оборудование, выстраивал технологию, составлял технические регламенты, но главное — постоянно обучал людей [самым разным компетенциям]», — вспоминает Гозман. На вопрос, что должен уметь делать рядовой специалист, работающий на свиноферме, Жан Жак отвечал людям лаконично: «Читать, писать, и главное — иметь желание работать». Все остальное — дело наживное, считал он. «Например, он объяснил нашим операторам, что кроме элементарного ухода за животными те также должны уметь делать им вакцинации, обрезать хвосты, обрабатывать новорожденных поросят и т. д., — рассказывает Гозман. — В большинстве российских ферм это функции ветеринарных операторов, а у нас на новом свинокомплексе все это теперь может делать один человек». Жан Жак проработал в «Дороничах» год, и в течение этого времени у него консультировался один из специалистов холдинга, тогда руководивший проектом. «Сейчас он руководит комплексом, в его подчинении 250 человек», — гордится Гозман. Зарплата экспата, по его словам, составляла «несколько тысяч долларов в месяц» (назвать точный размер оклада, ссылаясь на конфиденциальные договоренности с иностранным специалистом, он отказался), но приезжал он на ферму один раз в месяц на пять-семь дней. По данным Kelly Services, средний уровень заработных плат у иностранных менеджеров — 250-400 тыс. руб. «Оценить эффективность иностранного менеджера трудно, но уже в 2008 году мы, как планировали, поставили на свинокомплекс первое поголовье, а в 2009-м получили первую продукцию — около 5057 т мяса», — говорит Гозман. В 2010 году, по его словам, компания реализует запланированные 11 тыс. т мяса.

По сравнению с другими отраслями — машиностроением, экономикой и юриспруденцией — в сельское хозяйство молодежь идет неохотно. Именно поэтому половина заказов сегодня — это поиск экспатов, владеющих современными технологиями, признают рекрутеры. Кроме зарплат, иностранцам обычно предлагают релокационный пакет (оплата переезда и аренда жилья), медстраховку (в том числе для всех членов семьи), бонус по результатам работы и выполнения KPI — ключевых показателей эффективности. В большинстве случаев иностранцы с удовольствием рассматривают вариант временного переезда в Россию, утверждает Копылова. Так, недавно Kelly Services нашла для отечественного плодоовощного холдинга на позицию управляющего предприятием специалиста из Германии. «В его подчинении сейчас административная и техническая службы, а также служба главного агронома, он получает зарплату около €10 тыс., квартальный бонус плюс годовой по результатам работы», — перечисляет Копылова. Также, добавляет она, иностранцу предоставили жилье, семейную медицинскую страховку и автомобиль.

И все же главное для таких менеджеров не компенсационный и релокационный пакеты, а возможность профессионально развиваться, убеждена Бровина: «Российский агрорынок дает такую возможность, поскольку во многом отстает от других развитых стран и требует значительных интеллектуальных вложений».

Хедхантеры не в почете

«С кадровыми агентствами [при поиске менеджеров] работает немного агрокомпаний — примерно 1-1,5% от общего числа», — делится наблюдениями Бровина из Manpower. «В основном через агентства набирают не руководящий, а оперативный персонал, то есть специалистов», — объясняет непопулярность кадровых компаний у аграриев Светлана Цветкова, руководитель отдела маркетинга компании «Клаас Восток» (сбытовая структура производителя сельхозтехники Claas). Она припоминает случай, как два года назад, обратившись в агентство, в компанию взяли директора по продажам. Через год выяснилось, что менеджер не соответствует уровню, которого от него ждали. «По сути, это должен был быть инженер по сельхозтехнике, который бы имел опыт работы в обслуживании машин, знал иностранный язык и при этом умел продавать», — говорит Цветкова. Хэдхантеры, по ее наблюдениям, редко могут удовлетворить требования специализированных компаний по поиску таких сотрудников. В отсутствие качественных hr-услуг выращивать менеджеров приходится самим, вздыхает она. Цветкову тоже вырастили до менеджерской позиции с нуля. «Я 13 лет назад пришла в компанию секретарем, — говорит она. — А наш директор по продажам начинал как менеджер по запасным частям».
«С помощью кадровых агентств, как правило, набирают сотрудников финансово-экономического блока, — делится опытом Подольский. — Функции тех же бухгалтера, финансового аналитика, аудитора и прочих специалистов более-менее унифицированы, они почти одинаковы на всех предприятиях. Поэтому эти люди могут работать в любой отрасли, и найти их кадровикам не составит труда. Что же касается производства, то квалифицированным акционерам виднее, какие люди им нужны. Верно и то, что они сами знают, где их найти».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»