Журнал «Агроинвестор»
Легко ли женщинам на руководящих постах
Аграрный бизнес — преимущественно мужское занятие: среди топ-менеджеров и владельцев компаний АПК всего 20% женщин. Намного лучше прекрасный пол представлен в таких секторах, как банки, торговля, образование или медицина. А в сельском хозяйстве его представительницы чаще всего трудятся не директорами, а агрономами, бухгалтерами, зоотехниками и ветеринарами. Впрочем, опрошенные «Агроинвестором» женщины считают, что умеют руководить не хуже мужчин. Просто многие считают своим призванием семью и дом, а не работу и карьеру
По данным агентства «Ставрополь-карьера», женщины владеют или возглавляют не больше чем 20% российских агрокомпаний. Наталья Никифорова, руководитель направления коммерческого партнерства ростовского центра развития бизнеса «А-5» /ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?/, считает, что женщин на топ-менеджерских должностях в сельском хозяйстве больше — 40%. Причем их представленность на таких постах, по наблюдениям Никифоровой, выросла недавно. До 2007 года работодатели, заполняя заявки на подбор персонала, в разделе «пол» выбирали графу «мужской», а теперь все чаще оставляют вариант «не важно».
Не до эмансипации
До села эмансипация еще не дошла, напоминает гендиректор «Ставрополь-карьеры» Евгения Клименко. В ее регионе подавляющее большинство руководителей предприятий АПК — мужчины. «Видимо, сказывается близость к Кавказу, — размышляет она. — Там не любят подчиняться женщинам, и наши мужчины — не исключение». Женщины и сами неохотно идут в агросектор, продолжает Клименко. Зарплаты там низкие, а управлять подчиненными тяжело: чего стоит одна только их склонность к пьянству. А вот в пищепроме женщин-руководителей больше, чем на селе, сравнивает она. По словам Клименко, клиенты ее агентства почти всегда выбирают кандидатов из мужчин. Если пол сотрудника в заявке не оговаривается, то после собеседований предпочтение все равно отдается мужчине, даже когда он уступает в профессионализме претендующей на ту же позицию женщине.
В сельхозкомпаниях представительницы слабого пола работают главными агрономами, бухгалтерами, зоотехниками, ветеринарами, а выше им пробиться сложно, утверждает Клименко. Никифорова говорит, что женщины, кроме бухгалтерий, часто возглавляют юридические отделы, службы финансов, персонала, маркетинга и рекламы либо отвечают за технологию производства.
В сельском хозяйстве руководителей-женщин мало потому, что этот бизнес один из самых сложных, да и вообще в России мало женщин на топовых должностях — «просто так сложилось исторически», рассуждает первый замгендиректора мясного холдинга «Эксима» Елена Климова. С 2006 года она курирует агропроект в Орловской области, где компания строит 12 свинокомплексов и обрабатывает 40 тыс. га земли. Работа Климовой нравится, но свою карьеру она считает исключением. Женщины часто добиваются успеха в таких секторах, как банки, торговля, образование и медицина, перечисляет Климова.
Женские истории
Ольга Галактионова больше 10 лет является директором и акционером новгородского «Еврохимсервиса»: занимается поставками удобрений, сельхозтехники и средств защиты. Мужчин в коллективе компании большинство. Сначала они отнеслись к начальнику-женщине настороженно, однако это быстро прошло. Галактионова говорит, что хорошо сработалась с ними благодаря спокойному характеру, профессионализму и заслужила признание мужчин тем, что никогда не задевала их самолюбия. А партнеры по бизнесу, в том числе директора агрохозяйств, всегда общались с ней на равных.
За 10 лет обороты «Еврохимсервиса» выросли в несколько раз, а продажи, начинавшиеся с северо-запада, расширились до центральных, поволжских и южных регионов. Руководство компанией занимало почти все время Галактионовой: «Личная жизнь была на втором месте», — сетует она. Однако вместе с другими акционерами она сформировала сильную команду и теперь уделяет больше внимания семье, в том числе недавно родившейся дочери.
У гендиректора подмосковного производителя косилок «Сельхозмаш» Веры Агарковой два диплома о высшем образовании — финансового факультета Заочного института Минхлебопродуктов России и экономики и управления предприятием Всесоюзного финансово-экономического института. До 2003 года она работала главным бухгалтером Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского, а после его закрытия вместе с еще двумя топ-менеджерами предприятия учредила «Сельхозмаш». Бизнес-партнеры — оба мужчины — предложили ей возглавить компанию, а сами заняли должности главного инженера и замдиректора по коммерции. «Без них у меня бы ничего не получилось, — признается Агаркова. — Я финансист и всегда работала с цифрами [а не с людьми и технологиями]. Эту отрасль я почти не знала, поэтому было трудно, особенно в первый год». Возникало много вопросов, приходилось часто просить совета, вспоминает Агаркова. Благо в «Сельхозмаш» вместе с ней перешли конструкторы, технологи и другие специалисты. «Теперь я уже втянулась, и мы с ними иногда даже спорим», — улыбается она. Коммуникативных трудностей с подчиненными, в том числе мужчинами, Агаркова не испытывает и уверенно чувствует себя на позиции директора. «Я всегда их внимательно выслушиваю, поощряю инициативу, — формулирует она свой принцип руководства. — Одним словом, уважаю людей, а они — меня». За несколько лет завод стал рентабельным, а заказы на его технику сейчас расписаны «на полгода вперед», довольна Агаркова.
В «Щелково агрохиме» женщины занимают три из пяти высших должностей. Одна из них, Эльмира Ираидова, работает в компании с 1981 года. В 1998 году ее назначили коммерческим директором. «Генеральный директор не боится ставить нас на руководящие посты. Он на своем опыте убедился, что женщины справляются со своими обязанностями не хуже мужчин», — говорит Ираидова. За 10 лет, которые она возглавляет коммерческую службу «Щелково агрохима», продажи компании выросли с $15 до $115 млн/год. В 2008 году Ираидова планирует нарастить их до $140 млн. Она курирует филиалы, где работают в основном мужчины. «Когда я начала общаться с ними как коммерческий директор, конечно, чувствовала их сомнения: наверное, боялись, что я не справлюсь, — рассказывает Ираидова. — Но все опасения быстро развеялись, и мы работаем вполне слаженно».
Климова из «Эксимы» тоже не сталкивалась с отказом мужчин подчиняться руководителю только потому, что он принадлежит к противоположному полу. В таких случаях, наоборот, проще работать, уверена она: мужчина всегда готов помочь женщине, не теряет времени на самоутверждение, как это часто бывает между мужчинами. Опытному и компетентному директору не нужно много времени, чтобы заслужить уважение своих сотрудников, считает Климова. Правда, если мужчины делают что-то по-своему и ошибаются, добавляет она, то им очень неприятно выслушивать порицания женщин-руководителей с фразами типа «А я вас предупреждала!..».
Глава тамбовского КФХ «Спутник» Любовь Воронина в сельском хозяйстве с 1978 года. Она работала в местном колхозе, выросла до агронома. А 10 лет назад, когда колхозы начали распадаться, пришлось выбирать -потерять работу или открыть свое дело. Воронина решила рискнуть: вместе с мужем и еще одним родственником она создала фермерское хозяйство. Говорит, что возглавила «Спутник» сама, так как имеет агрообразование и более оперативно, чем работающие с ней мужчины, решает производственные вопросы. Сейчас хозяйство за год откармливает 250 свиней и возделывает зерновые на 30 га, позиционируя земледелие как органическое: без минудобрений, стимуляторов роста растений, пестицидов и другой «химии».
Евгения Клименко из агентства «Ставрополь-карьера» рассказывает о Нине Михайлюк, возглавляющей, как и Воронина, фермерское хозяйство. Она создала под Пятигорском КФХ «Нина», набрала работников, убедив их бросить пить, и увлекла новой работой. Михайлюк выращивает зерно, делает муку и хлеб. «Она многого добилась, ее ценят и уважают», — говорит Клименко, оговариваясь, что знает всего два-три случая, когда женщина создала на селе бизнес либо занимает высокий пост в агросекторе.
Такой у них характер
Женщины на руководящей должности хороши тем, что умеют проявлять гибкость и склонны не к конфликтам, а к компромиссам, считает Никифорова из центра «А-5». Если работодатели предпочитают их мужчинам, то прежде всего за эти качества, говорит она. На женщину выбор падает и в том случае, когда ее профессионализм аналогичен уровню компетенции соискателя-мужчины или превосходит его, но при этом она согласна на меньшую оплату труда, добавляет Никифорова.
Женщины «психологичны» - хорошо чувствуют людей и способны с ними договариваться, вторит ей Климова из «Эксимы», поэтому допускают меньше ошибок при подборе команды и проявляют больше гибкости. «Мужчины-руководители тоже умеют обсуждать принципиальные вопросы, но часто стоят на такой позиции: я директор и лучше знаю, что делать», — говорит она. А в остальном эффективность топ-менеджера определяется не полом, а складом характера: либо человек обладает способностью руководить, либо нет.
Роль играют не только личностные качества, но и субъективные предпочтения, высказывает свое мнение директор по маркетингу московского офиса американской компании Terborg Agro Елена Артемова. В наших компаниях, в том числе имеющих отношение к сельскому хозяйству, мужчинам отдают «негласное предпочтение» при назначении на высшие посты, убеждена она. В своем секторе Артемова знает единственное исключение — шведский De Laval, где финансовым директором и директором по персоналу работают женщины. Ни одной российской агрокомпании она назвать не смогла.
Женщины сами «побаиваются» идти в руководители, замечает Агаркова из «Сельхозмаша» и ссылается на свой опыт: «Когда я пытаюсь назначать начальницами отделов женщин, они отказываются либо начинают сомневаться. Видно, такой уж у нас менталитет — работать, подчиняясь мужчинам». Если представительница слабого пола и решится занять ответственный пост, то у нее должно быть много «мужских» черт — таких как твердость и умение настаивать на своем, признает Агаркова. «Стать директором проще, чем удержаться на этой позиции», — резюмирует она.
К издержкам успешной карьеры Агаркова относит невозможность уделять достаточно внимания семье. «Нам трудно на любой должности, — поддерживает ее Воронина из «Спутника». — Ведь нужно, кроме работы, заниматься домом и детьми. Поэтому я считаю, что женщине, какой бы пост она ни занимала, стоит уделять работе не больше 40% своего времени».