Яичные тренды

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

К 2012 году производство яиц вырастет на 8,5%

Рынок яйца, хоть и считается насыщенным, в ближайшие пять лет продолжит расти в среднем на 1,7% в год, подсчитали аналитики Института аграрного маркетинга. Больше всего производство увеличится в сельхозорганизациях — на 11,8% к концу 2012 года, пишут они в новом исследовании, посвященном яичному сектору. Птицефабрики наладят глубокую переработку 17% производимого яйца вместо нынешних 10%.

С 2004 по 2007 год российский рынок яйца развивался динамично. Поголовье кур-несушек за этот период выросло на 4,8%. Яйценоскость тоже увеличилась, на 3,8%, и составила в среднем по России 303 шт./год. Вследствие этого выросло и производство яиц: в хозяйствах всех категорий — на 7,4%, а в сельхозорганизациях — на 11% (см. диаграмму «Яичные миллиарды»). В результате рыночная доля яйца, произведенного на птицефабриках, в 2007 году выросла до 75,5% против 73% в 2004-м.

Приволжье и центр — первые

Увеличение доли птицефабрик свидетельствует о том, что сектор все больше ориентируется на промышленное, а не на мелкотоварное производство яиц. Из всех семи федеральных округов по его производству, во всех хозяйствах, лидируют Приволжский и Центральный — на них приходится 25% и 22% российского рынка. А в десятку регионов, являющихся крупнейшими игроками яичного сектора с долей более 3% каждый, в 2007 году вошли Ленинградская область, Краснодарский край, Ростовская, Челябинская области, Башкортостан, Свердловская, Тюменская, Новосибирская, Нижегородская и Белгородская области (см. таблицу «Топ-10»).

Регионы также можно разделить на дефицитные, то есть ввозящие яйцо, и профицитные, в которых фабрики реализуют его в другие области либо на экспорт. По показателям внутреннего производства, промышленного и розничного потребления самыми дефицитными в 2007 году были Москва и Санкт-Петербург, в аналогичной ситуации оказалась Московская область. Пятерка профицитных территорий выглядит следующим образом: абсолютным лидером является Ленинградская область, далее следуют Белгородская, Новосибирская области, Мордовия и Краснодарский край.

В Северо-западном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах доля яиц, производимых в сельхозорганизациях, превышает среднероссийскую. Максимальный уровень — около 96% — в Северо-западном округе, а в остальных этот показатель ниже, чем в целом по стране. Самая низкая доля сельхозорганизаций — немногим больше 50% — в Южном ФО, так как в нем развито производство яйца в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах.

Розница, упаковка и экспорт

Особенность отечественного рынка — это стабилизация розничных продаж яйца на фоне роста спроса со стороны пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе кондитерского, мясного, хлебопекарного и масложирового секторов. На розничном рынке постепенно увеличивается доля продаж яйца в упаковке. По оценке аналитиков , с 2004 по 2007 год этот сегмент вырос на 5,4%. А доля упакованных яичных продуктов в нем увеличилась за этот же период с 71,3% до 73,2%.

Наиболее рентабельны крупные птицефабрики: доходность яичного бизнеса напрямую зависит от производственной мощности компании, а также ее технической оснащенности. Причем в зерноперерабатывающих регионах рентабельность производства яйца выше, чем в остальных. Большинство успешных предприятий инвестируют не только в технологическую модернизацию, логистику и маркетинг, но и в строительство цехов глубокой переработки яичного сырья. Это актуальное для России бизнес-направление, поскольку продукция из яйца, прежде всего яичный порошок, в основном импортируется. А отечественные фабрики перерабатывают только 10-12% яиц, которые производят.

Если говорить о внешней торговле, то яйцо поставляется только на экспорт. Импорт практически отсутствует. За 2004-2007 годы вывоз этого продукта увеличился на 70,5% и по итогам прошлого года составил 260 млн. Максимальный объем пришелся на Сибирский и Приволжский федеральные округа, доли которых в 2004 году были 50% и 41%, а в 2007-м — 43% и 35%. В числе регионов, лидирующих по вывозу яйца, — Оренбургская, Иркутская, Новосибирская, Тюменская области, Алтайский край и Самарская область (см. диаграмму «Яйца на вывоз»). У каждого из них сейчас более 5% общероссийского экспорта. Крупнейшие покупатели нашей яичной продукции — Казахстан (72,6% поставок за рубеж) и Монголия (20,7%).

Что будет к 2012 году

По прогнозу , производство яиц во всех хозяйствах до 2012 года может вырасти примерно на 8,5%. Что касается сельхозорганизаций, то в них темпы роста могут быть выше — они могут прибавить 11,8% за 2007-2012 годы. В связи с наметившейся тенденцией увеличения промышленной переработки яйца можно прогнозировать рост доли продукции глубокой переработки — в первую очередь жидкой: белка, желтка, меланжа и др. К 2012 году, вероятно, в переработанном виде будет реализовываться до 17% производимых в стране яиц вместо нынешних 10-12%.

Материал основан на исследовании Института аграрного маркетинга «Текущее состояние российского и региональных рынков яйца за период 2004—2007 гг., перспективы развития до 2012 г.»

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»