Готовая молочная продукция не будет проходить электронную ветеринарную сертификацию (ЭВС) в системе «Меркурий». Как сообщает RNS, об этом объявил журналистам министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Для ряда видов готовой продукции «Меркурий» будет исключен, эти виды продукции, например, молочная продукция, будут исключены из приказа Минсельхоза, на них «Меркурий» распространяться не будет», — сообщил Мантуров.
По словам министра, соответствующие изменения в приказы аграрного ведомства будут внесены согласно поручению курирующего АПК вице-премьера Алексея Гордеева. Вместо ветеринарных сертификатов к готовым молочным продуктам будет применяться предложенная Минпромторгом система маркировки — Data Matrix или QR-код, добавил Мантуров. Он пояснил, что будет происходить стыковка двух систем. «Сырье заходит по системе «Меркурий», то есть по системе электронной ветеринарной сертификации, а на готовую продукцию уже будет включаться наша маркировка», — рассказал глава Минпромторга.
Представитель Минсельхоза подтвердил «Агроинвестору», что изменения в перечень подконтрольных товаров готовятся. «В настоящий момент Минсельхоз России на основании поручения заместителя председателя правительства Российской Федерации Алексея Гордеева прорабатывает вопрос об уточнении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, в части пищевых продуктов в переработанном виде, не несущих ветеринарные риски», — сообщила представитель аграрного ведомства.
О том, что маркировка рассматривается в качестве альтернативы ЭВС, ранее на этой неделе сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на итоги состоявшегося в конце мая совещания у вице-премьера Дмитрия Козака. В материалах к совещанию говорилось, что только 6% поставщиков готовой молочной продукции готовы к внедрению ЭВС, которая должна вступить в силу уже с 1 июля. В результате Минсельхозу было поручено рассмотреть возможность внесения изменений в приказы в части особенностей сопровождения готовой молочной продукции ветеринарными документами. Как сообщила в среду исполнительный директор «Магнита» Ольга Наумова, к введению ЭВС готовы около 70% крупных производителей-поставщиков ритейлера и лишь 40% локальных небольших производителей. Ранее X5 Retail Group оценивала готовность своих поставщиков к работе в «Меркурии» на уровне 40%, «Дикси» - 50%. Минсельхоз, в свою очередь, заявлял, что российские регионы к введению ЭВС в целом готовы и оставшегося месяца должно хватить для решения сохраняющихся проблем.
Помимо исключения готовой молочной продукции из ЭВС также принято решение отложить на год введение штрафов за неоформление электронного ветсертификата в «Меркурии» для остальных товарных позиций, рассказал Мантуров. «Будет отложено введение административной ответственности за неиспользование системы «Меркурий» на год, то есть она будет идти в виде эксперимента», — отметил Мантуров. По его словам, будут подготовлены соответствующие изменения в КоАП. Введение электронной ветеринарной сертификации было прописано в законе «О ветеринарии» еще в 2015 году, на освоение новой информационной системы «Меркурий» участникам аграрного рынка было отведено два с половиной года, до 1 января 2018 года. Позднее вступление в силу обязательной ЭВС был отложено до 1 июля 2018 года.
Эксперимент по добровольной маркировке готовой молочной продукции также планируется начать с 1 июля. Он будет проводиться в рамках единой национальной системы маркировки, которая получила название «Честный знак». Оператором проекта должен выступить Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, учрежден USM Holdings Алишера Усманова, «Ростехом» и «Элвис-плюс групп» Александра Галицкого). Об участии в эксперименте уже объявила группа Danone, отметив, что маркировка является более перспективной для молочной промышленности, чем обязательная электронная сертификация в «Меркурии». Как сообщал «Агроинвестору» исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов, кроме Danone есть и другие компании, которые в будущем готовы присоединиться к системе маркировки. По мнению «Союзмолоко», ЭВС и маркировка решают примерно одни и те же задачи прослеживаемости продукции, при этом второй вариант более интересен производителям. «Во-первых, она носит уведомительный характер, а это сводит фактически к нулю риски остановки товара в цепочке его движения из-за отсутствия разрешения. Во-вторых, предполагается, что система маркировки будет универсальной, то есть она будет действовать не только для пищевой продукции, что снижает риски того, что система начнет сбоить», — отмечал Белов.
Молочный союз России прокомментировать «Агроинвестору» замену ЭВС на маркировку для готовой молочной продукции отказался, сославшись на отсутствие подтверждающей информации.
Глава Россельхозандзора Сергей Данкверт, в свою очередь, ранее заявлял, что без внедрения ЭВС обеспечить прослеживаемость товаров невозможно. В том числе, по мнению ведомства, ЭВС необходима и для готовой молочной продукции, где существенна доля фальсификата. Как отмечала представитель ведомства Юлия Мелано, маркировка не решит эту проблему. «Данная позиция [отказа от ЭВС в пользу маркировки] нацелена на то, чтобы не дать возможность отдельным участникам рынка показать, из чего делается их продукция», — уверяла Мелано (цитата по газете «Ведомости»). При этом еще в апреле представитель Россельхознадзора называла сообщения о возможном переносе либо отмене введения ЭВС дезинформацией.