«Росрыболовство» может ввести запрет на вылов омуля

Численность омуля в 2014 году была в 10 раз ниже среднемноголетнего уровня

Численность омуля в 2014 году была в 10 раз ниже среднемноголетнего уровня
Численность омуля в 2014 году была в 10 раз ниже среднемноголетнего уровня

Недавно в ходе рабочего совещания у главы «Росрыболовства» Ильи Шестакова были рассмотрены проблемы сокращения численности омуля на озере Байкал. По данным ученых, уменьшение популяции этого вида рыбы в последние годы достигло критического уровня. Точную причину установить пока не удалось, но в числе факторов, влияющих на снижение численности омуля, фигурируют вырубка лесов, браконьерская добыча, обмеление Байкала и впадающих в него рек. Эксперты подчеркивают, что решение проблемы должно быть комплексным. В числе прочего, в ходе встречи рассматривалась возможность введения запрета на промышленный вылов ценной рыбы.

По словам Виктора Ашарина, главы Управления аквакультуры «Росрыболовства», существует закономерность: чем меньше осталось рыбы, тем более изощренными становятся браконьеры. «Если мы будем снижать квоты на добычу, все равно под эти объемы будет производится незаконный вылов. Мы это уже проходили. Нужно решать проблему радикально. Основная проблема снижения популяции омуля — потеря естественных нерестилищ», — отметил эксперт в ходе своего выступления на совещании в ведомстве.

В ноябре 2015 года в Бурятии специалисты «Росрыболовства», подводя итоги прошедшего нерестового периода года, уже обсуждали вопрос о том, стоит ли вводить полный запрет на вылов байкальского эндемика в ближайшие годы в связи с критическим сокращением его популяции. В Минсельхозе тогда сообщили, что самостоятельно Бурятия ввести запрет или ограничение добычи омуля не может, так как это не входит в компетенцию субъекта РФ, потому вопрос в очередной раз был отложен. Не согласны с таким подходом были и сами рыбаки. По их мнению, полный запрет на промысел омуля совершенно бесполезен. Они считают, что браконьеров эта мера все равно не остановит. Поэтому вылов байкальского эндемика нужно лишь ограничить, разрешив только минимальный летний отлов глубоководного омуля, и введя полный запрет промысла на период нереста рыбы.

Другая сторона проблемы — это риск, что введение запрета приведет к росту социальной напряженности в регионе после того как местные жители — эвенки — не смогут осуществлять добычу рыбы. Кроме этого, снизятся налоговые поступления в бюджет. «Один из выходов из данной ситуации — увеличение объемов воспроизводства рыбы. Мы планируем увеличение финансирования, на выделенные средства будут реконструированы три рыбозавода. На сегодняшний день мы можем производить до 3,2 млрд мальков. Свой вклад внесут и рыбаки, имеющие квоту: они обязаны заказывать воспроизводство на данных рыбозаводах», — заявил Даба-Жалсан Чирипов, глава Минсельхоза Бурятии.

Илья Шестаков подчеркнул, что мораторий на вылов не будет единственной мерой. По его словам, необходимо также усилить мероприятия по охране и искусственному воспроизводству этого вида рыб, в том числе в рамках компенсации ущерба водным биоресурсам.

По данным Минприроды, численность омуля в 2014 году составила 440 тыс. (почти в 10 раз ниже среднемноголетнего уровня). О грядущей проблеме с популяцией омуля стало известно еще с нерестового периода, когда в 2015 году рыба впервые за 30 лет не приплыла на традиционные места метания икры.

Загрузка...