Журнал «Агротехника и технологии»
То, что защита растений — обязательный этап на пути получения хорошего урожая, известно каждому агроному. Тем не менее, многие хозяйства считают химические обработки нерентабельными или же проводят их по минимуму, стараясь сократить расходы. О распространении болезней зерновых и о том, можно ли избежать в сложившейся ситуации применения фунгицидов, рассуждают эксперты и аграрии.
В настоящее время в России из заболеваний зерновых наиболее распространены корневые и прикорневые гнили, септориоз, мучнистая роса, ржавчина, сетчатая пятнистость и снежная плесень. При эпифитотийном развитии каждая из этих болезней способна нанести урожаю существенный вред. Так, потери от мучнистой росы и ржавчины составляют в среднем 30-60% посевов, от септориоза — 40-50%, корневых и прикорневых гнилей — до 50%, а безобидная в некоторые годы снежная плесень может легко уничтожить до 70% озимых.
Специалист по зерновым компании KWS (производство и селекция семян) в России Алексей Леонов считает, что в связи с тем, что в большинстве хозяйств отказались от вспашки, на протяжении последних 3-5 лет настоящим бичом стали корневые гнили. На втором месте среди болезней зерновых стоит фузариоз колоса, третье место делят септориоз, бурая ржавчина и мучнистая роса. «Потери от корневых болезней составляют до 50% от всего урожая, а утраты от листовых болезней доходят до 20%», — отмечает Леонов.
С тем, что корневые гнили являются одними из самых вредоносных заболеваний на территории России, согласен Вячеслав Филоненко, директор ростовского представительства компании «Агрорус и Ко» (Москва; производство пестицидов и агрохимикатов).
По его информации, основные болезни пшеницы в ранневесенний период на юге России — это гельминтоспориозная, офиоболезная, церкоспореллезная и фузариозная корневые гнили, а также мучнистая роса и изредка снежная плесень.
Головневые инфекции, высокий уровень зараженности которыми наблюдается в последнее время, очень вредоносны, говорит специалист. Потери урожая только при 0,1% поражения посевов составляют 1-2%, а при сильном поражении достигают 13-30%. Но хуже всего то, что при пораженности семенными инфекциями ухудшаются качественные показатели зерна. Так называемое «мараное» зерно нельзя использовать ни в продовольственных целях, ни на корм скоту, поскольку в нем содержится опасный для человека и животных токсин триметиламин (при большой концентрации он имеет аммиачный запах и обладает удушающим действием, при более низких концентрациях вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей). По данным компании «Щелково Агрохим» (Московская область; производство пестицидов и агрохимикатов), за последние годы резко участились случаи поражения зерновых септориозом, мучнистой росой и ржавчиной (30-40% основных площадей культуры). Корневые и прикорневые гнили, а также головневые заболевания, наоборот, по данным компании, пошли на спад. Александр Абросимов, главный агроном агрофирмы «Норов» (Мордовия; мясное скотоводство, свиноводство, растениеводство), отмечает, что в его хозяйстве из болезней злаковых на озимых зерновых сейчас на первом месте стоит ржавчина. «А весной на озимых бывает мучнистая роса, — рассказывает специалист. — Например, эта болезнь наблюдалась у нас в 2011 году. Она развивается, когда растения уже распустились, в теплую влажную погоду. Если озимые выросли сильные, желательно проводить обработку. Но мы не проводим, потому что в последнее время они не очень хорошие. Это связано с ослаблением растений из-за позднего сева, а также с плохими погодными условиями весной на стадии возобновления вегетации». На яровых, продолжает Абросимов, встречаются различные пятнистости: септориоз, ринхоспориоз, окаймленная пятнистость. Поэтому на ячмене в хозяйстве проводятся обработки препаратами на семенных участках. Пивоваренного ячменя в «Норове» нет, а фуражному пятнистости и септориоз массового вреда не наносят, говорит главный агроном.
А вот «КХ Даниловка», входящему в состав компании «Амбика-Агро» (Калужская область; растениеводство), в этом году не повезло со снежной плесенью. По словам директора по производству Виктора Гулова, весной 2013 года повреждение этим заболеванием очень большое, поскольку в регионе очень долго лежал снег. «У нас погибло 50 из 300 га всей озимой пшеницы», — сожалеет специалист. По его словам, обычно это заболевание легко уничтожается специальными препаратами, но в прошлом году обработка против снежной плесени не была проведена, так как в последнее время это заболевание не было вредоносным. «Как правило, мы в обязательном порядке обрабатываем семена против корневых гнилей, а от снежной плесени препарат нужен другой. Поэтому в этом году новую партию семян обработаем обязательно», — делится планами Гулов.
Причины распространения болезней
По мнению Романа Пенкина, старшего менеджера компании «Щелково Агрохим», причины развития болезней могут быть самыми разными. «Несоблюдение севооборотов и агротехнических мероприятий, направленных на уменьшение инфекционного начала в почве, недостаточная борьба с сорными растениями, которые зачастую являются промежуточными хозяевами ржавчинных грибов (кислица, крушина слабительная и т.д.), — все это приводит к появлению заболеваний», — объясняет специалист. Также немаловажное значение имеет правильная настройка протравочных машин и внедрение устойчивых районированных сортов, добавляет он. Владимир Решетняк, директор агентства «Стратег» (Белгородская область; информационно-консалтинговое сопровождение аграрных проектов), считает, что одна из основных причин развития заболеваний — отсутствие системного фитомониторинга. «Коррупционные откатные схемы поставок семян и СЗР и, как следствие, отсутствие контроля — вот основные причины массового развития болезней зерновых в нашей стране. Риск загубить урожай при таких издержках огромен, но у нас, как известно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится (доказательством тому служит пример с африканской чумой свиней). В комплексе эти риски представляют угрозу продовольственной безопасности государства», — предупреждает эксперт.
Правильная агротехника
Когда речь идет о мерах борьбы с болезнями растений, на первом месте стоит, конечно же, профилактика. И здесь огромную роль играет правильная агротехника и своевременный контроль распространения инфекций.
Леонов из KWS считает, что в случае с корневыми гнилями и семенными инфекциями обработки фунгицидами можно избежать. Но тогда необходимо будет провести обработку семян качественным протравителем и использовать семена, генетически устойчивые к болезням. В «КХ Даниловка» с экспертом согласны. «Разница между сортами, безусловно, есть, — подтверждает Гулов. — Сорта «Московская-56» и «Скипетр», например, устойчивы к заболеваниям. По этому признаку мы отбираем весь семенной материал». Но есть вещи, которые не поддаются никакой логике. «Каждый год вносит свои корректировки. Это как игра в шахматы, и первый ход обязательно за природой, а нам остается только реагировать», — говорит Гулов. Например, существуют оптимальные сроки сева, рассказывает специалист. «В этом году получилось так, что время возобновления весенней вегетации озимых было поздним. В результате именно те растения, которые были посеяны в допустимые сроки сева, поздно осенью, не успели с прошлого года заложить узел кущения и сейчас висят на первичной корневой системе. Их не очень много — около 30%, но полноценный урожай они уже не дадут», — сожалеет он.
По мнению Решетняка из «Стратега», мероприятия, направленные на борьбу с болезнями зерновых, следует рассматривать по аналогии с лечением человека. Научно обос-нованную агротехнику в контексте защиты растений стоит отнести к категории профилактики болезней, а обработку семян, почвы и растений можно считать лекарствами от обнаруженных в ходе осмотра заболеваний, рассуждает эксперт. По этой же логике коррупционные схемы в растениеводстве, провоцируемые «откатами», можно сравнить с лечением кашля таблетками от несварения желудка, что для аграрных предприятий является риском банкротства, предостерегает Решетняк.
Обработка по вегетации
По данным компании KWS, в 2012 году в ряде хозяйств Центрально-Черноземного региона проводилось по две обработки фунгицидами (первая — от корневых гнилей, вторая — от болезней колоса).
Леонов придерживается мнения, что потеря урожая от болезней по сравнению со стоимостью обработки значительная. Именно поэтому в большинстве хозяйств проводят одну фунгицидную обработку и качественное протравливание семенного материала двух- или трехкомпонентным протравителем.
Впрочем, бывает и так, что причиной болезней растений становится банальная некомпетентность специалистов хозяйств и привлекаемых со стороны агроконсультантов, добавляет Решетняк. Но все же количество обработок подчас зависит от экономической состоятельности хозяйств, а не от обоснованной целесообразности применения средств защиты растений, резюмирует эксперт. Подтверждают слова аналитиков и аграрии. Однако две обработки проводятся далеко не всегда. «У нас в прошлом году не было засухи, сезон был нормальным, — рассказывает Абросимов из «Норова». — Зато озимые довольно сильно пострадали после перезимовки (произошло выпревание), поэтому от болезней обрабатывалась лишь небольшая площадь. Еще кое-где у лесополосы обнаружились небольшие очаги снежной плесени, но это не страшно. От нее массового выпада у нас нет». Против ржавчины в «Норове» проводятся профилактические и лечебные обработки. «В начале фазы колошения делаем обработку фунгицидами. Положено проводить две обработки, но по деньгам это очень дорого, к тому же, последний год озимые особого урожая не дают, поэтому проводим одну. Но если проводим две обработки, то сначала препаратом «Альто Cупер», а потом — «Рекс ДУО», — делится опытом Абросимов. По его мнению, обработки имеет смысл проводить только том в случае, если пшеница сильная, и урожай обещает быть выше 30 ц/га, если же он ниже, обработки только повышают себестоимость продукции. «Препараты, которые мы используем, стоят примерно 1 тыс. руб./л, доза — 0,5 л/га. Получается, на один гектар уходит 500 руб-лей. Да еще к этому надо прибавить зарплату тракториста, затраты на обслуживание техники и подвоз воды», — подсчитывает Абросимов. Он уверен, что две фунгицидные обработки целесообразны лишь при урожайности выше 40 ц/га: только в этом случае их проведение будет рентабельным.
Другого мнения придерживаются в «КХ Даниловка». По словам Гулова, в его хозяйстве встречаются различные корневые и листостеблевые инфекции, поэтому если своевременно проводить обработки, урожай можно сохранить без ущерба для рентабельности. «В нашем регионе выращивать зерно без обработок фунгицидами просто немыслимо, поэтому мы всегда в обязательном порядке протравливаем семена. В результате от корневых гнилей вреда урожаю нет никакого», — доволен специалист. В вегетационный период в хозяйстве проводятся обработки против листостеблевых инфекций препаратами «Альто Супер», «Амистар Трио» или «Колосаль ПРО». Также применяется опрыскивание в фазу флагового листа или выхода в трубку. Этого, по мнению Гулова, вполне достаточно. «Хотя в технологическую карту мы закладываем две обработки, на практике получается, что нужна только вторая. Впрочем, бывают годы, когда требуются обе, — рассуждает он. — Тогда одну делаем «Альто Супер», вторую — «Амистар Трио».
Что касается снежной плесени, то она присутствует каждый год, только в разных масштабах и с разной вредоносностью. А все остальные инфекции — ржавчина, корневые гнили — благодаря периодическим обработкам беспокоят агрария не слишком сильно.
Чем и почему болеет пшеница?
Анатолий Таракановский, менеджер по группе продуктов в странах СНГ компании Syngenta: На первом месте по вредоносности среди листовых инфекций стоит бурая ржавчина: 1% поражения листьев к фазе выхода в трубку может в дальнейшем привести к потере 10−15% урожая за счет снижения массы 1000 зерен. Однако текущий сезон является эпифитотийным по развитию бурой ржавчины, так как большая часть инфекции была реализована еще с осени и хорошо перезимовала из-за мягкой зимы.
Корневые и прикорневые гнили, как правило, причиняют значительный ущерб урожаю, но массово проявляются в среднем раз в 3−4 года. За последние пять лет вредоносность прикорневых гнилей на пшенице, особенно ризоктониоза, усилилась. Расширился ареал присутствия бурой ржавчины, растет распространение злаковых мух. На юге России происходит распространение такого практически неизученного заболевания, как гибеллиноз. Повсеместно усиливается вредоносность вирусных инфекций, которые часто из-за неправильной диагностики принимаются за недостаток элементов питания, бактериозыи т. п. Основными причинами усиления вредоносности заболеваний являются системные ошибки в агротехнике, отсутствие своевременного и грамотного фитосанитарного мониторинга посевов, а также распространяющиеся заблуждения по поводу возможности контролировать фитосанитарное состояние посевов с помощью биологических препаратов, половинных норм продуктов, и приписыванию фунгицидных свойств веществам, которые ими не обладают.
Важно понимать, что минимализация интенсивности обработки почвы, часто воспринимаемая как попытка снизить затратную часть производства зерна, не всегда подходит для зон с недостаточным количеством влаги с технологической точки зрения, а с фитопатологической — приводит к накоплению в почве значительного количества патогенов, вызывающих поражение проростков и корневые гнили, что также необходимо учитывать: составляющая СЗР в таких системах должна быть научно обоснована.
Ржавчина наступает
(ФАО), мировая распространенность ржавчины пшеницы с каждым годом увеличивается. В последнем докладе организации отмечается, что заболеванию уже подверглись наиболее восприимчивые сорта в некоторых областях Афганистана, Азербайджана, Индии, Ирана, Ирака, Марокко, Пакистана, Турции и Узбекистана. Также в зоне риска Северная Америка, Ближний Восток, Западная и Восточная Азия, где выращивается более 30% всей мировой пшеницы.
В данный момент ФАО в сотрудничестве с Международным центром улучшения кукурузы и пшеницы, Международным центром сельскохозяйственных исследований в засушливых регионах и Корнелльским университетом занимается разработкой и внедрением глобальной программы по пшеничной ржавчине с целью предоставления политической и технической поддержки заинтересованным странам. Организация призывает сельхозпроизводителей всего мира усилить мониторинговые мероприятия по ржавчине пшеницы и не допустить ее дальнейшего распространения.
Источник: ИТАР-ТАСС