Универсальная овца

Состояние, в котором пребывало овцеводство начиная с перестроечного периода до наших дней, было не самым благополучным
Состояние, в котором пребывало овцеводство начиная с перестроечного периода до наших дней, было не самым благополучным
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В овцеводство не вкладываются такие большие деньги, как в разведение КРС. Овец не завозят из других стран, каракуль давно вышел из моды, а молока этих животных практически нет в продаже. Однако на овцеводстве еще можно заработать, уверены специалисты.

По данным заведующего лабораторией разведения и кормления овец Всероссийского научно-исследовательского института животноводства (ГНУ ВНИИЖ)

Владимира Двалишвили, в РФ в настоящее время имеется 175 племенных хозяйств, специализирующихся на овцеводстве, в том числе 74 племзавода и 101 племрепродуктор. По тонкорунным породам работают 98 племзаводов, по полутонкорунным — 28, по мясным — 2 племрепродуктора, по полугрубошерстным — 4 племенных хозяйства и по грубошерстным — 45.

Всего на сельхозпредприятиях РФ разводят 37 пород овец: 13 тонкорунных, 10 полутонкорунных, 2 полугрубошерстных и 12 грубошерстных.

По информации генерального директора Национального союза овцеводов (НСО) Михаила Егорова, в начале 2010 года во всех категориях хозяйств содержалось 22 млн 144,4 тыс. голов овец и коз. На сельхозпредприятиях — 4 млн 086,4 тыс., в ЛПХ — 11 млн 196,2 тыс., в КФХ — 6 млн 861,7 тыс. голов.

Для чего разводить

Овца — животное универсальное: от нее можно получать шерсть, молоко, мясо и кожу. Но далеко не все из этого списка в России приносит прибыль. А если и приносит, то часто только при условии государственной помощи.

Директор компании «Стат-Ока» (Калуга, сельскохозяйственный консалтинг) Антон Кузин считает, что текущая экономическая ситуация и состояние легкой промышленности не предполагают значительного спроса на шерсть. «Это, скорее, затратная статья, особенно для крупной фермы, — предупреждает он. — Мы рекомендуем подбирать оптимальное соотношение мясо/молоко».

Не востребована продукция российского овцеводства и в мире. «За границей сейчас есть спрос на супертонкую шерсть толщиной 15-19 мкм, которая у нас почти не производится. Мясных пород у нас также почти нет. На мировом рынке в настоящее время востребована ягнятина и молодая баранина, а их в России производится недостаточно», — поясняет Двалишвили.

Для прибыльного разведения, по подсчетам ученого, хозяйству необходимо содержать минимум 3 тыс. голов овец основных российских пород, а романовской достаточно иметь 300 голов овцематок. По его словам, сейчас наиболее выгодно разводить овец мясного направления для получения ягнятины и молодой баранины. Прибыльны также племенные романовские овцы: 1 кг живого веса племенной романовской ярки стоит 250-300 руб.

Однако шерсть не всегда была убыточной, напоминает Егоров. До недавнего времени экономика отрасли базировалась в основном на производстве шерсти, доля которой в общей стоимости продукции овцеводства достигала 60-80%, к тому же закупочная цена 1 кг шерсти была эквивалентна 20 кг баранины в живой массе. Поэтому все силы и средства направлялись на производство шерсти, в ущерб мясу.

Кризис в легкой и текстильной промышленности привел к тому, что шерсть стала убыточной. «При минимальной ежегодной потребности россиян в 120-130 тыс. т шерсти в 2009 году было произведено только около половины необходимого объема. Выпуск шерстяных тканей в стране за 10 месяцев прошедшего года, по данным Минпромторга

России, уменьшился по сравнению с тем же периодом 2008 года на 28,8%», — приводит цифры Егоров.

Снижение уровня производства, по его мнению, связано с моральным и физическим износом технологического оборудования, а также сокращением потребительского спроса из-за высокой конкуренции со стороны импортных и контрафактных товаров. Поэтому в современных условиях, считает Егоров, развитие овцеводства и повышение его конкурентоспособности связано с мясной продуктивностью животных, поскольку баранина рентабельна для овцеводства всех направлений, в том числе тонкорунного. «У производства баранины имеется большой потенциал, поскольку рациональная норма ее потребления составляет 4,1 кг на человека в год. В нашей стране на человека приходится 0,75 кг/год», — приводит дополнительный довод в пользу баранины Егоров.

По его мнению, необходимым условием увеличения производства мяса овец являются современные технологии как в выращивании животных, так и при их забое и  упаковке. В стране практически нет перерабатывающих предприятий, которые бы проводили забой, разделку и вакуумную упаковку баранины. Чтобы отрасль развивалась, необходимо построить несколько таких предприятий в зонах массового разведения овец (Дагестан, Калмыкия, Ставропольский край), утверждает он.

В дополнение к этому можно отметить, что в последнее время у нас в стране набирает обороты мясо-сальное овцеводство. Об успехе этого направления говорит популярность тувинской жирнохвостой овцы, информирует Двалишвили.

Без лопаты и вил не обойтись

Тем не менее, новые овцефермы в России строятся, и для них завозят импортное оборудование. Как утверждает Двалишвили, для начала работы овцефермы сложного оборудования не нужно. Достаточно иметь овчарню с простым внутрикошарным оборудованием: щитами для сооружения оцарков (сакманов), кормушек и поилок. Впоследствии необходимо приобрести стригальное оборудование, а также оборудование для искусственного осеменения овец.

Кузин отмечает, что большинство начинающих овцеводов делают одну и ту же ошибку: сначала приобретают сельскохозяйственную технику, затем осуществляют капитальное строительство или реконструкцию помещений, после чего закупают оборудование. В итоге на животных ни залогов, ни собственных средств зачастую не хватает. «Совершенно очевидно, что в животноводстве именно животное является источником формирования денежного потока, а не ферма или трактор. Поэтому формировать всю прочую инфраструктуру необходимо от будущего состава поголовья и механизма его развития», — настаивает консультант.

По словам Кузина, основой современной животноводческой фермы является ERP-система управления стадом (контролирует привесы, определяет оптимальные сроки осеменения, предупреждает болезни, позволяет определять наиболее продуктивных животных для оптимизации состава стада). В случае использования мясо-молочной породы понадобится также доильный зал.

Реализация крупного инвестиционного проекта от момента открытия финансирования до завоза животных редко может длиться менее года, продолжает специалист. «Мы рекомендуем своим клиентам приступать к заготовке кормов под будущее поголовье весной, параллельно с этим запуская фазу капитального строительства. Эффективное ведение строительных работ в средней полосе возможно с апреля по ноябрь, поэтому все капитальные объекты должны быть закончены к ноябрю», — говорит Кузин.

Одновременно с фазой благо-устройства должен проходить монтаж оборудования, утверждает он. Завоз суяготных ярок, таким образом, можно производить сразу же по факту готовности кормовой базы и родильного зала. Реализация подобного подхода возможна только в случае использования круглогодичного стойлового содержания беспривязным способом. Если речь идет о стойлово-пастбищном содержании овец (летом пасутся, зимой нет), то завозить их целесообразно в конце осени, чтобы после ягнения весной выпустить на пастбища и минимизировать затраты на корма.

Менеджер по продажам компании «Созидание» (Санкт-Петербург, продажа оборудования для животноводства) Ольга Ерошова рекомендует закупать доильные комплексы для хозяйств, где больше 2 тыс. голов. Для маленьких ферм выпускаются небольшие передвижные доильные установки. В остальном для больших хозяйств без полного комплекта оборудования не обойтись, полагает она.

В то же время на практике у ферм часто денег на оборудование не хватает. Профессор кафедры овцеводства и козоводства Российского государственного аграрного университета им. К.А.Тимирязева (РГАУ-МСХА) Александр Ерохин констатирует, что сейчас никакого оборудования на большинстве овцеводческих ферм в принципе нет. Аграрии обходятся самым простым инвентарем, таким как вилы и лопаты. Это связано с тем, что большинство ферм в России небольшие и дорогого оборудования им не нужно. Но для крупных предприятий необходимы кормораздатчики, доильные аппараты, стригальные пункты — весь комплекс, подтверждает он мнение Ерошовой.

Его слова соответствуют данным продаж. В большинстве фирм, поставляющих оборудование для овцеводства, заявили, что спрос на него небольшой. Так, в компании «Трансфэр» (Санкт-Петербург, поставщик оборудования и сельскохозяйственной техники) признались, что у них только изредка бывают небольшие поставки. В «Созидании» продажей оборудование для овцеводства занимаются всего год и пока не готовы сообщить о результатах.

Породы

Для разведения овец подходят почти все регионы России за исключением крайнего севера, Сибири и сильно заболоченных областей: овцы плохо переносят переувлажнение, предупреждает Двалишвили из ВНИИЖ.

Для каждого региона страны есть свой набор пород, говорит он. Так, для средней полосы прежде всего подходят романовская, цигайская, волгоградская мясо-шерстная, а также куйбышевская мясо-шерстная. На юге России (Ставропольский край, Ростовская область, Калмыкия, Краснодарский край) хорошо разводить все отечественные тонкорунные породы, а также мясные породы овец тексель (ташлинская, создана у нас на основе текселя) и мясо-шерстные типа коридель и северокавказской.

Необходимо также сказать о карачаевской, которая относится к жирнохвостым породам, продолжает Двалишвили. Она широко распространена в республиках Северного Кавказа, хорошо себя чувствует на экстремальных горных пастбищах, которые не могут освоить другие виды животных. К тому же у таких овец непревзойденные вкусовые качества мяса. В горах Северного Кавказа хорошо зарекомендовали себя карачаевская порода, тушинская и осетинская. Это грубошерстные породы с жирным хвостом и прекрасными вкусовыми качествами, уточняет эксперт.

Широкое распространение получает и эдильбаевская порода овец — курдючная. Она хорошо приспособлена к условиям сухих степей и полупустынь. В нашей стране это районы в Астраханской и Волгоградской областях, а также Республика Калмыкия. А популярную тувинскую жирнохвостую овцу разводят в основном в Республике Тыва, рассказывает эксперт. «Она очень хорошо приспособлена к экстремальным климатическим условиям республики с очень холодной зимой (морозы достигают -40-45оС и более) и жарким летом. Поголовье овец этой породы перешагнуло миллионный уровень и продолжает расти», — констатирует Двалишвили.

Его поддерживает Екатерина Крушинская, руководитель департамента управления маркетингом УК «Айтакс» (Московская область, растениеводство, молочное и мясное животноводство). «С нашей точки зрения, предпочтение нужно отдавать породам, демонстрирующим наилучшие качества мяса, так как именно оно сегодня востребовано на внутреннем рынке. В Средней полосе это куйбышевская, волгоградская, цигайская породы. В более южных областях — северо-кавказская. Мясо этих животных отличается отсутствием неприятного запаха и равномерным жировым поливом», — сообщает она.

В отличие от коров, овец в Россию из других стран почти не завозят. Ерохин из РГАУ-МСХА видит в этом только плюс и считает, что завоз овец из других стран — напрасная трата денег. Однако Егоров из НСО утверждает, что завозить по крайней мере импортных производителей необходимо. «С их использованием ведется селекционно-племенная работа, направленная на улучшение отечественного генофонда. Новое направление в овцеводстве — использование австралийских мясных мериносов — позволит через некоторое время создать породу российского мясного мериноса, отличающегося тонкой шерстью и высоким качеством мяса», — рассказывает он. По информации Егорова, спросом пользуется и высокоценное племпоголовье тонкорунных пород, а также мясных и мясо-шерстных. Тонкорунные — это, например, австралийский мясной меринос, благодаря которому на протяжении нескольких десятков лет совершенствовались практически все отечественные тонкорунные породы овец, а мясные — мясной меринос (Германия), дони (ЮАР, Австралия), шаролезская иль де франс (Франция), перечисляет специалист.

Не согласен с Ерохиным и Кузин, директор «Стат-Ока»: «Разрабатывая проект современной овцеводческой фермы, мы проанализировали значительное количество пород для определения наиболее экономически эффективной. В итоге выбрали овец иностранной породы асаф как наиболее хорошо приспосабливающихся к новым условиям и экономически эффективных».

Он убежден, что главное — это прибыль, поэтому сначала нужно выбирать лучшую с точки зрения производительности породу, а уже затем обеспечивать условия для ее содержания. Разводить климатически устойчивую, но не рентабельную породу нет никакого смысла, заключает Кузин.

А есть ли прибыль?

В овцеводстве, по утверждению Крушинской, очень важно наличие земель. Чтобы прокормить одну овцу, потребуется 1/4 га (а возможно и больше, в зависимости от плодородности угодий) для выпаса и заготовки кормов на зимне-стойловый период. Понятно, что стоимость земель в разных районах может отличаться в десятки раз, и от размера этих инвестиций будет зависеть срок окупаемости проекта. Однако быстрого возврата денег в любом случае ждать не приходится — производственный цикл в овцеводстве существенно длиннее. «При выращивании овцематки он составляет около двух лет, что существенно длиннее, чем в птице- и свиноводстве. Норма прибыли в овцеводстве тоже невелика, ведь овцематка в год дает только одного или двух ягнят, в то время как свинья за один опорос приносит от 8 до 16 поросят и поросится два раза в год и более», — сравнивает она.

Группа компаний «Айтакс» сосредоточилась на производстве мяса, так как шерсть и кожу сейчас сложно продать даже на внутреннем рынке, не говоря уже о внешнем, сожалеет Крушинская. Она считает, что причины неконкурентоспособности российской шерсти и кожевенного сырья — в низком качестве материала и отсутствии в нашей стране общепринятой и соответствующей международным нормам системе сертификации.

Тем не менее, Кузин верит в прибыльность овцеводства. Для подтверждения своих слов он приводит разработанный «Стат-Ока» проект овцеводческой фермы на 10 тыс. голов маточного поголовья со сроком окупаемости пять лет, готовящийся к реализации в Калужской области. Совокупный объем инвестиций в данный проект, включая капитальные затраты, покупку оборудования, поголовья и сельскохозяйственной техники для производства кормов составил порядка 700 млн руб.

По словам Кузина, срок окупаемости проектов в овцеводстве значительно выше, чем в свиноводстве или производстве КРС. Однако его достижение возможно только при самостоятельной переработке продукции. «Условием эффективного ведения бизнеса в сельском хозяйстве является сохранение максимума добавленной стоимости у товаропроизводителя. Необходимо по возможности локализовать у себя производство кормов и интегрировать наибольшее количество операций, связанных с производством конечной продукции — убой, обвалку, разделку и фасовку мяса, переработку молока», — настаивает он.

Но не всем удается получать прибыль от овцеводства. Главный бухгалтер предприятия «Петропавловское» (Саратовская область, племенное разведение овец волгоградской породы) Нина Кособрюхова говорит, что компания работает в основном благодаря помощи государства. Именно за счет государственных субсидий хозяйству в 2009 году удалось выйти в плюс. По словам Кособрюховой, помощь в прошлом году увеличилась. В 2008-м хозяйству выделили 8 млн руб., а в 2009-м — уже 10 млн руб. (из них из федерального бюджета — 4446 тыс. руб.)

Видимо поэтому многие аграрии предпочитают заниматься овцеводством «непрофессионально». Например, в «Благодатском» (Пензенская область, растениеводство) создана мини-ферма по выращиванию овец гиссарской пароды (курдючные). Главный технолог предприятия Николай Зитев говорит, что ферма представляет собой стадо всего в 200 овец, которых держат исключительно для снабжения собственной столовой хозяйства.

Себестоимость и цена баранины и шерсти

В 2009 году всеми категориями российских овцеводческих хозяйств было произведено 392 тыс. т баранины в живом весе. Больше всего мяса овец и коз произведено в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах — 191,4 тыс. т в живом весе. Лидерами являются Дагестан и Калмыкия.
В последние годы цена на баранину была выше по сравнению с говядиной на 34−38%, со свининой — на 26−40%, а с мясом птицы — на 39−45%.
На примере ЮФО видно, что с 1990 по 2002 год себестоимость производства шерсти возросла на 32,5%, в то время как цена ее реализации повысилась только на 18,8%. То есть производство шерсти все эти годы оставалось убыточным.
В то же время себестоимость производства баранины хотя и возросла на 62%, однако реализационная стоимость мяса овец за это время повысилась более чем в два раза.

Источник: Национальный союз овцеводов

Три этапа российского овцеводства

Состояние, в котором пребывало овцеводство начиная с перестроечного периода до наших дней, было не самым благополучным.
Период 1990—1998 годов характеризовался обвальным падением численности и продуктивности овцеводства, особенно на сельхозпредприятиях. Поголовье овец и коз за это время сократилось на 43 млн голов (73%). Связано это было в первую очередь с общим плачевным состоянием дел в агропромышленном комплексе страны на тот период.
С 1990 по 2001 год наметилась стабилизация численности животных. А с 2002-го
начался период роста поголовья овец и производства продукции в отрасли.

Источник: Национальный союз овцеводов

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»