Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил продумать вопрос оказания господдержки на восстановление плодородия давно неиспользуемых земель сельхозназначения. Об этом сообщается на сайте кабинета министров. Поручение дано Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития. О результатах рассмотрения этого вопроса министерства должны доложить до 27 февраля.
Поручение дано по итогам правительственного совещания по совершенствованию законодательства о землях сельхозназначения, состоявшегося 17 января. На нем Медведев потребовал разработать четкие правила оборота сельхозземель, которые «не только не должны создавать каких-либо препятствий для развития отрасли, но и должны поощрять это развитие». «Земли, которые пригодны для сельхозпроизводства, надо, конечно, использовать рационально, а это значит, что земля должна находиться в руках тех, кто на ней готов работать», — говорил Медведев. В этой связи, напомнил премьер-министр, в июле 2016 года был принят закон о принудительном изъятии земли, если она в течение трех лет не использовалась, также появилась возможность при проведении торгов снижать стоимость участков, которые находятся в непригодном состоянии. «Сэкономленные деньги могут быть направлены, в частности, на проведение других действий — на мелиорацию, на подготовку земель к использованию», — отметил Медведев, но подчеркнул, что «принудительное изъятие — это крайняя мера».
Случаи изъятия сельхозземель в России пока довольно редки, однако, возможно, в некоторых ситуациях господдержка действительно целесообразна, полагает ведущий научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики Екатерина Гатаулина. «Например, когда сельхозпроизводитель долго не использовал землю, ее у него изъяли, пришел новый собственник и хочет эту землю возделывать», — привела пример Гатаулина. Однако забрасываются, как правило, те земли, которые неэффективны и инвесторы не видят смысла в их использовании, заметила она. «При рыночной конъюнктуре бизнес сам решает, какие земли использовать. Например, в Краснодарском крае сложно найти заброшенный участок», — обратила внимание она.
Также, по словам эксперта, необходимо определиться с терминологией, что понимать под «землей сельскохозяйственного назначения, которая длительное время не использовались для ведения сельскохозяйственного производства». «Так, чаще, чем случаи фактически изъятых неиспользуемых земель, встречаются ситуации, когда земли фактически не числятся неиспользуемыми, — например, в отчетности проходят как занятые посевами многолетних трав, но фактически уже заросли кустарником и действительно требуют затрат на введение в оборот. В этом случае субсидии дадут эффект, если сельхозпроизводитель посчитает, что с дотацией он сможет использовать эту землю и обратится за субсидией», — добавила Гатаулина.
По данным Минсельхоза, в результате принятия закона об изъятии земель с лета 2016 года исполнено почти 3 тыс. предписаний Россельхознадзора, в результате чего в стране в оборот введено дополнительно более 120 тыс. га земель сельхозназначения. В целом в прошлом году посевная площадь увеличилась на 620 тыс. га и впервые за 15 лет превысила 80 млн га. Как заявлял глава Минсельхоза Александр Ткачев, «потенциально мы можем вернуть в оборот еще порядка 10 млн га». По данным аграрного ведомства, лидером среди регионов по вводу в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения стала Пензенская область — в 2017 году в регионе введено 57 тыс. га ранее неиспользуемой пашни, что составляет 114% от плана. В планах региональных властей на 2018 год ввести в оборот еще 45 тыс. га неиспользуемых земель.
Для ускорения темпов вовлечения земель в оборот Минсельхоз ранее подготовил четыре законопроекта, в том числе об упрощении порядка признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, о предоставлении земли в аренду начинающим фермерам без проведения торгов и повышении налоговых ставок на неиспользуемые земли. Медведев поручил проработать эти вопросы в течение ближайших двух-трех месяцев. Кроме того, Минсельхозу и Минэкономразвития дано поручение в рамках совершенствования законодательства об обороте земель уточнить понятийный аппарат, представить предложения по процедуре перехода долей в общей собственности и проработать вопрос «об установлении особенностей регулирования землеустройства в отношении земель сельскохозяйственного назначения».