Функция по проведению государственных закупочных и товарных интервенций может быть передана от «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) во ФГУП, который планируется создать при Минсельхозе. Об этом сообщил «Интерфаксу» начальник департамента информационной политики ОЗК Максим Тимофеев. «Обсуждается вариант выделения из ОЗК функций по проведению государственных закупочных и товарных интервенций и передаче их специальному ФГУПу при Минсельхозе», — заявил он, отметив, что окончательное решение о таком преобразовании должны принять Минсельхоз и Минэкономразвития.
По словам Тимофеева, передача функций, скорее всего, произойдет осенью. До этого момента предстоит решить ряд вопросов, прежде всего — по оплате услуг хранителей зерна интервенционного фонда. Общий долг федерального бюджета перед ОЗК составляет 1,9 млрд руб., в том числе по услугам хранителей интервенционного зерна — 1,3 млрд руб., уточнил он.
ОЗК стоит в утвержденном правительством плане на приватизацию в 2017—2019 годах. «Приватизировать компанию с полностью государственной функцией было бы не правильно», — подчеркнул в разговоре с РИА «Новости» врио генерального директора ОЗК Михаил Кийко. По его словам, есть еще целый ряд мероприятий, которые необходимо выполнить перед проведением приватизации ОЗК. «Согласно этому перечню мы все будем выполнять», — сказал он, не уточнив деталей.
ОЗК создана в марте 2007 года в результате преобразования ФГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка», основной функцией которого было госрегулирование зернового рынка. Компания управляет 17 элеваторами и хлебоприемными предприятиями с общей паспортной емкостью хранения 2 млн т, семью перерабатывающими предприятиями мощностью 1,6 млн т/год и двумя портовыми элеваторами с мощностью перевалки 4,1 млн т зерна в год в Новороссийске и Калининграде, говорится на сайте ОЗК. Самый крупный из активов — «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», ежегодная мощность перевалки которого составляет 3,5 млн т зерна. Выручка ОЗК в 2016 году составила 12 млрд руб. (на 30% ниже, чем в 2015-м), чистая прибыль — 2,24 млрд руб. (-12%).
В мае 2017 года по итогам совещания у первого вице-премьера России Игоря Шувалова по вопросу приватизации ОЗК, Минэкономразвития, Минсельхозу и Минфину было поручено определить цену госпакета компании, а также изучить возможность его продажи консорциуму «Сумма» Зиявудина Магомедова (сейчас владеет 50% минус одна акция ОЗК) и РФПИ. Одновременно Минсельхозу, Минэкономразвития и ОЗК было поручено к 5 июня представить предложения по передаче функций госагента по проведению зерновых интервенций другой компании, говорилось в протоколе совещания. По информации «Интерфакса», в сентябре МЭР намерено отобрать инвестконсультанта по продаже 50% + одной акции ОЗК. «До 14 августа включительно юридические лица присылали заявки на участие в отборе для продажи акций компаний и (или) осуществлении функций продавца», — сообщила агентству пресс-служба министерства, не уточнив, сколько заявок поступило.
ОЗК выполняет функции госагента с момента своего создания в 2007 году и, по словам директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, идеи о передаче этих полномочий возникали и ранее. «Понятно, что если сейчас идет разговор о приватизации, то надо что-то делать с функцией госагента. Сейчас ОЗК является госкомпанией, однако если она перестанет быть таковой, то и остальные компании в равной степени могут выступать госагентом и получать за это вознаграждение», — говорил «Агроинвестору» Сизов. К 1 января 2017 года в госфонде находилось 4,04 млн т зерна, в том числе 1,7 млн т пшеницы 3-го класса, 1,6 млн т — 4-го класса, 376 тыс. т — 5-го класса, 243 тыс. т ячменя и 140 тыс. т ржи. В 2016 году закупки в интервенционный фонд проводились с 19 августа по 14 декабря. В этом году Минсельхоз пока не планирует начинать интервенции на рынке зерна. Как сообщил на этой неделе первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов, «сегодняшний этап не требует вмешательства и применения инструмента от имени государства по интервенциям».