Главный тренд ближайших пяти лет для Дальнего Востока — реализация инвестпрограмм, которые позволят региону выйти на самообеспечение продовольствием с дальнейшим потенциалом его поставок на мировой рынок. Поэтому компании должны строить свои бизнес-планы, учитывая перспективы продаж продукции за рубеж. Об этом сказал первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов, выступая на II Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
По словам чиновника, сейчас в округе реализуется 65 проектов в агроотрасли, еще столько же предложений рассматривается. «Стратегическое направление — изменение севооборота: удвоение производства сои, выращивание кукурузы, масличных агрокультур и даже возрождение производства и переработки сахарной свеклы в Приморье», — считает Хатуов. Потенциал выращивания последней он оценивает на уровне 20 тыс. га с урожайностью не менее 650 ц/га. В этом году агрокультурой в стране занято около 1,1 млн га, по данным на 1 сентября средняя по стране урожайность составила 446,5 ц/га.
Единственный на Дальнем Востоке сахарный завод «Приморский сахар» (принадлежит Rosenberg A.G., Сейшельские острова) работает на сырце и может выпускать до 210 тыс. т продукции в год. Однако после падения курса рубля предприятие ограничило выпуск сахара до 100 тыс. т, тогда как потребности региона оцениваются в 230-250 тыс. т в год. У предприятия есть проект технической модернизации стоимостью около 90 млн руб., чтобы перевести часть мощностей на переработку свеклы. Заводу понадобится примерно 600 тыс. т корнеплодов за сезон. Кроме того, в 2017-м тайская компания Sutech Engineering может начать возведение сахарного завода стоимостью $210 млн в Хабаровском крае.
Сахарную свеклу на Дальнем Востоке не выращивают с 1960-х годов. Тем не менее, Хатуов уверен, что в ближайшие годы проект ее возделывания в регионе будет реализован. Одним из стимулов может стать экспорт, думает он: сахар, гранулированный свекловичный жом и меласса востребованы на экспортном рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
О необходимости наращивания объемов производства сои ранее говорил министр сельского хозяйства Александр Ткачев. «Учитывая интенсивное развитие животноводства и растущие потребности в высокопротеиновых кормах, наша задача на ближайшие годы — удвоить производство сои», — сказал он на открытии завода по производству семян этой агрокультуры в Амурской области. В прошлом году в стране собрали рекордный урожай сои — 2,7 млн т, в том числе более 1 млн т — в этом регионе. В 2016 году общероссийский сбор достигнет 2,9 млн т, прогнозирует Минсельхоз. Экспорт соевых бобов в 2015 году превысил 380 тыс. т против 79 тыс. т в 2014-м, поставки соевого масла увеличились на 25% до 440 тыс. т.
Многие эксперты и участники рынка считают эту агрокультуру одним из наиболее перспективных экспортных агротоваров. Только Китай импортирует 70 млн т сои в год, поэтому ее поставки из России могут быть кратно увеличены, подчеркнул основатель и основной владелец группы «Русагро» Вадим Мошкович, выступая на одной из сессий ВЭФ. Кроме того, благодаря наличию в регионе обширных земельных угодий здесь реально производить дополнительно минимум 50 млн т зерна, которое можно направлять на экспорт, уверен он.
Однако в перспективе нужно делать ставку на вывоз продукции с добавленной стоимостью, а не сырья, думает гендиректор «Русагро» Максим Басов. Он считает Дальний Восток лучшим регионом для возделывания сои и кукурузы, поскольку здесь можно получить очень низкую себестоимость, но уверен, что по мере открытия зарубежных рынков, будет выгоднее поставлять за рубеж не зерно, а мясо, и не соевые бобы, а фасованное масло. Уже сейчас соевое масло, выпускаемое Уссурийским масложировым комбинатом (принадлежит «Русагро») поставляется в Китай. «Китайцы приезжают, сами покупают и вывозят», — рассказал Мошкович. Кроме того, компания экспортирует кукурузу в Японию, а в перспективе рассчитывает вывозить и мясо. Сейчас холдинг начинает строить в Приморье свиноводческий кластер стоимость 30 млрд руб., по словам Мошковича, комплекс будет находиться буквально в 10 км от границы с Китаем. «КНР импортирует 5 млн т замороженной свинины в год, а мы сможем поставлять охлажденную — тут у нас не будет конкурентов», — оптимистичен он.
Экспортные возможности Дальнего Востока сложно переоценить, соглашается руководитель практики по работе с компаниями сельскохозяйственного сектора KPMG (КПМГ) в России и СНГ Виталий Шеремет. Наиболее интересными направлениями поставок он считает Китай, Корею и Японию, а самой востребованной продукцией — сою и продукты ее переработки. При этом сейчас на долю России приходится лишь 0,5% всего импорта стран АТР, что говорит об огромном потенциале нашей страны, акцентирует он. «По сое и кукурузе очень высока концентрация стран-экспортеров, с точки зрения продовольственной безопасности государствам АТР было бы интересно рассматривать альтернативных поставщиков, которым может быть Россия», — отметил Шеремет, выступая на площадке ВЭФ. По его словам, благодаря девальвации рубля себестоимость производства растениеводческой и животноводческой продукции в России сейчас привлекательнее, чем в Китае: согласно анализу КПМГ, она на 10-15%, а по некоторым позициям и до 20% ниже, чем в соседнем государстве.
Кроме сои перспективным экспортным товаром на рынки стран АТР Шеремет считает мясо, а также рыбу, в частности, большой рост может быть за счет продукции ее переработки. «По нашим оценкам, если Россия будет только занимать долю рынка за счет пророста объемов импорта, не отнимая долю других игроков, то в денежном выражении экспорт сои может прибавить от $300 млн, по рыбе — до $4,5 млрд», — отметил Шеремет.
Однако не стоит забывать, что российская продукция конкурентоспособна на мировом рынке благодаря дешевому рублю. Если курс национальной валюты будет укрепляться, наша продукция окажется дороже, чем у многих других поставщиков и вывозить продовольствие будет не так выгодно. Об этом риск-факторе в частности говорит Басов. Тем не менее, хотя Дальневосточному региону есть куда расти в плане экспорта сельхозпродукции, он еще и самый дефицитный в стране по уровню обеспечения продовольствие, поэтому инвестиции в ДФО привлекательны, тем более при условии господдержки, подчеркивает топ-менеджер. По данным Минсельхоза, самообеспеченность округа мясом составляет лишь 25,4%, молоком — 44,3%.
По словам Хатуова, благодаря господдержке все инвесторы, решившие вкладывать в развитие сельхозпроизводства на Дальнем Востоке могут чувствовать себя комфортно и быть защищенными. В частности, при возмещении части капитальных затрат на строительство комплексов в приоритетных направлениях компании, работающие в регионах округа получают на 5% больше, чем другие. Также в ДФО введены повышающие коэффициенты по субсидиям на 1 кг молока, на поддержку племенного животноводства, комплексное обустройство сельских территорий, есть инфраструктурная поддержка проектов. Кроме того, со следующего года Минсельхоз обещает на 40% увеличить погектарную поддержку для Дальнего Востока.