После отмены турецкого продэмбарго российским аграриям нужно увеличить субсидии, чтобы компенсировать потерянное преимущество, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. Ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что санкции могут быть сняты с Турции до конца 2016 года.
«Я считаю, что это (снятие продэмбарго) должно быть выверенное решение наших властей… Многие предприниматели уже инвестировали в производство томатов и других овощей, которые мы покупали в Турции, и если мы снимаем ограничения, то им нужна компенсация. Это должна быть нормальная система субсидий наших сельскохозяйственных товаров», — сказал Титов журналистам (цитата по «РИА Новости»).
По его словам, Россия имеет право утроить субсидии. «Мы по требованиям ВТО имеем право до $9 млрд осуществлять субсидии по сельхозпродукции. Мы на сегодняшний день осуществляем только на $3 млрд. Надо помогать своему бизнесу так же, как это делают другие страны. Мы должны быть в равных конкурентных условиях», — отметил он.
Титов призвал увеличить эффективность программ субсидирования. «Но субсидии надо представлять не по неэффективному принципу, например, погектарной поддержки, которая сегодня существует, а по субсидиям готовой продукции, то есть, выпустил реально продукцию, тогда ты можешь получить субсидию. Такая субсидия сейчас действует по молоку. Это был шаг вперед в экономической политике. Но надо это сделать и по помидорам, и по огурцам, и по другой овощной и сельскохозяйственной продукции», — добавил бизнес-омбудсмен.
Турецкие продукты смогут вернуться на российские прилавки уже к концу года, пообещал Улюкаев. Такой срок необходим для того, чтобы убедиться в соответствии их качества российским требованиям, пояснил он. До кризиса на долю турецких фруктов в российском импорте приходилось 14,5%, овощей — 19,5%. В основном удалось заменить турецких поставщиков, говорит сотрудник крупной торговой компании, но проблемная категория — томаты. По данным экспертов РАНХиГС, теперь их основной поставщик — Марокко, но томаты оттуда на 47% дороже турецких. Вне сезона у российских поставщиков перцы, томаты и все косточковые фрукты (абрикосы, персики) отсутствуют либо их недостаточно, говорит сотрудник торговой компании. По оценкам Александра Кнобеля из РАНХиГС, Россия не получила турецких товаров на $200−300 млн, пришлось купить более дорогие.
Как ранее заявлял министр сельского хозяйства Александр Ткачев, Россия не намерена снимать продовольственное эмбарго на поставки турецких овощей и фруктов в ближайшее время, поскольку такая мера может негативно повлиять на внутренних производителей. Ограничения на ввоз действуют с начала этого года. По словам Ткачева, дефицит по овощам на рынке составляет порядка 1,5 млн т, которые закупаются за границей и могут быть замещены отечественными производителями. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев также заявлял, что Россия не собирается «расчищать рынок» для турецких сельхозпроизводителей.
29 июня президент Владимир Путин дал поручение правительству проработать механизм снятия продовольственного эмбарго с Турции, а также ограничений на организованный туризм.
Ввоз продовольствия из Турции был основной статьей российского импорта из этой страны. По данным Федеральной таможенной службы, за январь-апрель в Россию ввезено из Турции товаров всего на $598 млн, что почти втрое ниже чем за аналогичный период прошлого года ($1,4 млрд). Экспорт при этом снизился вдвое. Турецкий министр сельского хозяйства Фарук Челик оценивал потери от российского продэмбарго в $764 млн в год. Турция помимо нефтепродуктов закупала у Москвы зерно (примерно на $1,1 млрд ежегодно). Введение экспортных ограничений в отношении ряда стран, включая Турцию, привело к перестройке российского продовольственного рынка и способствовало поддержке отечественных производителей продуктов питания.