Министерство экономического развития опасается, что со снятием продовольственного эмбарго с Турции на российский рынок подвидам турецких смогу попасть запрещенные к ввозу товары из Евросоюза. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление первого замминистра экономического развития Алексея Лихачева. В конце июня было принято решение снять продэмбарго с турецкой продукции, сейчас правительство прорабатывает механизм возвращения продуктов из Турции на российский рынок.
«Конечно, есть (опасения по реэкспорту товаров из ЕС через Турцию)», — заявил Алексей Лихачев по итогам беседы с главой Минэкономики Турции Нихатом Зейбекчи. »Администрировать это очень сложно», — добавил он.
Реэкспорт сегодня представляет серьезную угрозу для санкционного режима. Страны, которые не попали под продэмбарго, иногда поставляют в Россию продукцию из попавших под санкции стран под видом собственных. Среди самых громких случаев подобных нарушений — поставки «белорусской» красной рыбы и морепродуктов, польских яблок под видом белорусских, а также поставка персиков, груш, клубники, киви, перца, томатов, нектаринов из Бенина через Европу, тогда как Бенин не выращивает персики, нектарины и киви. Помимо спорных поставок из Бенина, у российских регуляторов имеются вопросы к партиям овощей и фруктов из Буркина-Фасо, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Камеруна, Кот-д'Ивуара и Либерии.
С января 2016 года в России запрещена поставка ряда овощей (томатов, цветной капусты, брокколи, репчатого лука и лука-шалота, огурцов) и фруктов турецкого происхождения (апельсинов, мандаринов, винограда, яблок, груш, абрикосов, персиков и нектаринов, сливы и клубники). В марте дополнительно был запрещен ввоз из Турции перца и гранатов, а в апреле — баклажанов. В мае к списку санкционной турецкой сельхозпродукции присоединились салат латук и салат айсберг, а также кабачки и тыквы.
Ввоз продовольствия из Турции был основной статьей российского импорта из этой страны до введения эмбарго. По данным Федеральной таможенной службы, за январь-апрель в Россию ввезено из Турции товаров всего на 598 млн долларов, что почти втрое ниже чем за аналогичный период прошлого года (1,4 млрд долларов). Экспорт при этом снизился вдвое. Турецкий министр сельского хозяйства Фарук Челик оценивал потери от российского продэмбарго в 764 млн долларов в год. Турция помимо нефтепродуктов закупала у Москвы зерно (примерно на 1,1 млрд долларов ежегодно). Введение экспортных ограничений в отношении ряда стран, включая Турцию, привело к перестройке российского продовольственного рынка и способствовало поддержке отечественных производителей продуктов питания.