Министр сельского хозяйства Александр Ткачев ожидает политического решения по судьбе продовольственного эмбарго, который Россия ввела против Турции с 1 января 2016 года. Так Ткачев прокомментировал возможные последствия для торговых отношений двух стран после получения российским президентом письма от своего турецкого коллеги с соболезнованиями родственникам пилота Су-24, сбитого турецким истребителем. Глава ведомства подчеркнул, что вопрос отмены ограничений находится в компетенции правительства.
«Я еще не видел (послание Эрдогана Путину — ред.). Если будет политическое решение, посмотрим», — заявил Ткачев РИА Новости.
Как сообщил вчера пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган написал письмо Путину, в котором принес свои соболезнования и извинения за гибель пилота Су-24 Олега Пешкова в ходе военной операции в Сирии. Письмо было направлено российскому президенту спустя полгода после инцидента, который состоялся 24 ноября 2015 года. Как позже добавил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в интервью телеканалу TRT, Турция готова выплатить компенсацию. Сам Эрдоган вчера вечером также заявил о надежде на скорую нормализацию отношений с Москвой.
Ситуация с Су-24 привела к охлаждению российско-турецких отношений, что выразилось в запрете значительной части турецкого импорта и ограничении туризма. С января 2016 года в России запрещена поставка ряда овощей (томатов, цветной капусты, брокколи, репчатого лука и лука-шалота, огурцов) и фруктов турецкого происхождения (апельсинов, мандаринов, винограда, яблок, груш, абрикосов, персиков и нектаринов, сливы и клубники). В марте дополнительно был запрещен ввоз из Турции перца и гранатов, а в апреле — баклажанов. В мае к списку санкционной турецкой сельхозпродукции присоединились салат латук и салат айсберг, а также кабачки и тыквы. В мае 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству проработать вопрос о продлении продэмбарго до конца 2017 года.
Ввоз продовольствия из Турции был основной статьей российского импорта из этой страны. По данным Федеральной таможенной службы, за январь-апрель в Россию ввезено из Турции товаров всего на 598 млн долларов, что почти втрое ниже чем за аналогичный период прошлого года (1,4 млрд долларов). Экспорт при этом снизился вдвое. В прошлые годы Россия закупала у Турции овощей и фруктов на 750 млн долларов ежегодно. Турецкий министр сельского хозяйства Фарук Челик оценивал потери от российского продэмбарго в 764 млн долларов в год. Турция в свою очередь помимо нефтепродуктов закупала у Москвы зерно (примерно на 1,1 млрд долларов ежегодно) и угрожала прекращением этих закупок в случае сохранения продэмбарго.
Введение экспортных ограничений в отношении ряда стран, включая Турцию, привело к перестройке российского продовольственного рынка и способствовало поддержке отечественных производителей продуктов питания.