Продовольственная инфляция в августе в годовом исчислении составила 18,1% с учетом плодоовощной продукции. Без нее показатель достиг 17%, говорится в мониторинге социально-экономического развития, подготовленном Минэкономразвития. В целом инфляция в августе составила 15,8% против 15,6% в июле.
В августе существеннее всего подорожали социально значимые товары с длительным сроком хранения: сахар (36,9% к аналогичному периоду прошлого года), подсолнечное масло (31,3%), крупы и бобовые (43,4%), макаронные изделия (23,3%). Кроме того, на 14,2% выросли цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Минэкономразвития связывает это с повышением спроса со стороны населения с низким доходом, доля которого растет.
В группе белковых продуктов питания больше всего — на 29% — увеличились цены на рыбу и морепродукты. Мясо и птица в среднем подорожали на 10,3%, при этом цена говядины прибавила 20,3%, свинины и птицы — 7% и 6,3%. Молоко и молочная продукция стали дороже на 13,2%, заметнее всего в этой категории выросла цена на сыр (16,7%). Яйца за год подорожали на 7%.
Несмотря на то, что с апреля по июль плодоовощная продукция подешевела на 13,2%, а в августе цены снизились еще на 9,8%, в годовом исчислении отмечается рост на 29,1%. По расчетам Минэкономразвития, существеннее всего — на 38,5% — поднялись цены на лук, капусту, морковь и свеклу. Картофель подорожал на 11,1%, томаты — на 5,2%, а вот огурцы стали дешевле, чем в августе-2014 на 17,7%. Цена на фрукты за этот период увеличилась на 39,1%.
По оценке министра сельского хозяйства Александра Ткачева, по итогам года продовольственная инфляция не превысит 15%. Цены выросли в основном за счет использования в производстве импортных компонентов — оборудования, кормовых добавок, ветпрепаратов, подорожавших на фоне девальвации рубля, пояснил глава агроведомства в интервью «Российской газете». «Но в ближайшем будущем мы не ждем таких скачков цен. Инфляция будет сдерживаться разными факторами, и прежде всего тем, что мы растем по объему производства. Эту нишу мы замещаем своими продуктами. Стоимость продуктов будет абсолютно предсказуемой», — заверил Ткачев.
На фоне падения реальных доходов населения даже с учетом продовольственного эмбарго и ослабшего рубля, спрос на отечественную сельхозпродукцию вряд ли будет существенно расти в ближайшие два года, оценивает аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин. «Исключением, пожалуй, являются товары в нижнем ценовом сегменте и собственные торговые марки ритейлеров, — предполагает он. — Я ожидаю, что в 2016 году спрос на продукты питания стабилизируется на уровне 2015-го. Даже при дальнейшем ухудшении экономической конъюнктуры вряд ли продолжится его падение, поскольку сейчас в структуре потребления домохозяйств остались преимущественно товары первой необходимости, от которых нельзя отказаться». Партнер компании «А8 Практика» Андрей Тихомиров прогнозирует дальнейшее снижение потребления в 2016 году. «Бизнесу нужно будет менять свою структуру производства: фокусироваться на более дешевых и массовых марках, а также стараться снижать себестоимость производства продукции, чтобы оставаться в рынке», — говорит он.
Международный валютный фонд в этом году ожидает инфляцию в России на уровне 15,8%, в следующем — 8,6%, сообщает ТАСС. При этом фонд рассчитывает показатель в среднем за год, а не «декабрь к декабрю» как принято в России. Минэкономразвития и Центробанк ранее скорректировали свои прогнозы по инфляции из-за августовского «нефтяного шока», когда нефть марки Brent подешевела с июльских $53-62/баррель до минимума в $42,5 за бочку. Примерно пропорционально ослаб рубль: курс доллара приблизился к пиковым значениям декабря-2014. Это добавит примерно 2% к уровню годовой инфляции, поэтому ЦБ повысил ее прогноз с 10,8% до 12-13%. МЭР предполагает, что цены вырастут на 11,9%, однако глава ведомства Алексей Улюкаев отмечал, что оценка может быть повышена, и признавал резонными цифры ЦБ.