Журнал «Агроинвестор»
В этом году в стране должны запустить минимум четыре площадки ОРЦ, всего же уже заявлено более 20 проектов общей мощностью свыше 2 млн т. Благодаря их реализации розничные цены снизятся на 20%, потери продукции — на 60%, а аграрии смогут оставлять у себя добавленную стоимость, что повысит доходность отрасли
В конце 2014 года Минсельхоз дополнил госпрограмму развития сельского хозяйства подпрограммой «Развитие ОРЦ и инфраструктуры системы социального питания» стоимостью 79,3 млрд руб. По ней инвесторам должны компенсировать 20% капитальных затрат и субсидировать часть процентной ставки по кредитам. Изначально предполагалось к концу 2020-го построить сеть общей мощностью единовременного хранения свыше 4,7 млн т, однако сейчас показатель уменьшен до 3 млн т. Сократилась и федеральная поддержка: в этом году на это направление запланировано 4,73 млрд руб. против 10,31 млрд руб., заложенных в программе. Показатели корректируются, поскольку Минсельхоз разработал схему размещения ОРЦ на основе продовольственных балансов регионов и их инфраструктурных особенностей, сообщила пресс-служба ведомства в ответ на запрос «Агроинвестора».
Уйти от перекупщиков
ОРЦ — агрологистические комплексы, позволяющие сельхозпроизводителям хранить, подрабатывать и поставлять продукцию в центры ее потребления — распространены за рубежом. Крупнейшие в мире площадки — Rungis во Франции и Mercasa в Испании. Для России это новый формат работы. К основным критериям проектов Минсельхоз относит мультитоварность (минимум пять групп продовольствия), наличие мощностей для обработки продукции, в том числе линии сортировки, калибровки, мойки, упаковки, нарезки
Предполагается, что ОРЦ позволят аграриям, в том числе небольшим хозяйствам, у которых нет собственных мощностей для подработки и хранения, найти покупателей и предложить им товар с необходимыми характеристиками. Сейчас такие производители чаще всего вынуждены реализовывать урожай с поля перекупщикам, при этом теряя маржу. По оценке Росстата, аграриям остается от 22,9% до 63% от розничной цены продовольствия, тогда как доля сферы обращения достигает 60%. Наценка оптового звена в Москве (в среднем 57%) в полтора раза превышает аналогичный показатель в европейских столицах (38%). По расчетам Минсельхоза, за счет создания сети ОРЦ можно снизить розничные цены в размере до 20% от нынешнего уровня. При этом совокупный объем потребления продовольствия увеличится не менее чем на 10%.
Еще одна цель — уменьшение потерь продукции, которые достигают 40-50% в процессе хранения, транспортировки и переработки. Хуже всего ситуация с овощами и фруктами, поскольку до 80% их объема производят фермеры и личные подсобные хозяйства, у которых нет доступа к инфраструктуре. Только за сутки хранения на сырьевой площадке при температуре выше 20°С убыль массы яблок составляет 7,5%. За один час перевозки неохлажденной продукции (с поля к месту хранения или сбыта) масса снижается на 0,35-1% в зависимости от вида продукции, приводит данные Минсельхоз. Сеть ОРЦ сделает современные технологии транспортировки, доработки и хранения доступными для мелких производителей. Снижение потерь, по расчетам ведомства, составит не менее 60%. Ввод мощностей на 3 млн т единовременного хранения позволит обеспечить доработку, хранение и логистику почти 2 млн т продовольствия.
Минсельхоз разработал схему размещения ОРЦ, учитывая коэффициент самообеспеченности по каждому виду продукции, показатели концентрации производства и личного потребления в регионах, а также их инфраструктурные особенности. Запуск проектов первой очереди позволит сформировать единую систему движения потоков продукции через всю страну. Общероссийская сеть ОРЦ будет обслуживать четыре агрегированных потока продовольствия. Западный поток — это овощи, молоко и мясо, основными поставщиками станут Белгородская, Брянская и Воронежская области. Северный и Восточный потоки обеспечат поставки рыбы и морепродуктов из Мурманской и Сахалинской областей, Приморского и Хабаровского краев. В Южном потоке из Краснодарского края, Ставрополья, Дагестана, Астраханской и Волгоградской областей пойдут овощи, фрукты, молочная продукция.
ОРЦ — логичное продолжение идеи сокращения числа посредников между производителями сельхозпродукции и потребителями. Если планы будет правильно реализованы, то аграрии, в частности, смогут продавать через комплексы мелкие партии товара по ценам крупных оптовиков, несетевому ритейлу центры позволят формировать ассортимент в одном месте по выгодным ценам, что сократит логистические затраты, а возможное создание электронных торговых площадок сделает прозрачной схему ценообразования. «В итоге мы сможем говорить о расширении линейки продукции, улучшении ее качества и снижении цен, в том числе за счет уменьшения количества посредников и улучшения инфраструктуры», — резюмирует гендиректор консалтинговой компании «А8 Практика» Андрей Морев. В этом случае основными бенефициарами станут конечные потребители, а также мелкие и средние сельхозпроизводители. За счет сохранения большей части маржи у аграриев должна повыситься доходность сельского хозяйства.
Председатель совета директоров компании «Славтранс-Сервис» (реализует проект ОРЦ в Подмосковье) Андрей Голландцев считает создание сети оптово-распределительных центров последней надеждой мелких и средних сельхозпроизводителей, чтобы не попасть в кабальную зависимость от сетевого ритейла. Сейчас на фоне падения потребительского спроса розничные сети обходят несетевую торговлю, объем продаж в которой за год в натуральном выражении упал почти на четверть, а прибыль — в среднем на 27%. Рыночные и ярмарочные продажи, на долю которых приходится около 7% покупок населением продуктов питания, уменьшились на 8-10%, приводит данные Голландцев. При этом именно эти площадки являются традиционным рынком сбыта малых и средних производителей, которые не могут обеспечить круглогодичную поставку стандартизированной продукции в торговые сети. «Многоуровневая, мультитоварная, вертикально интегрированная, межрегиональная сеть ОРЦ должна помочь преодолеть логистические препятствия по пути от поля до прилавка», — считает он.
Четыре площадки за 57 млрд руб.
На середину апреля в Минсельхоз потупило 23 заявки на создание ОРЦ в 18 регионах общей мощностью свыше 2 млн т единовременного хранения. Реализовать их предполагается в 2016—2020 годы, объем капитальных затрат достигает 200 млрд руб., сообщила пресс-служба ведомства. Наиболее проработаны четыре проекта — «Радумля», «Агромир Казань», первые очереди ОРЦ «Ромб» и «РусАгроМаркет-Новосибирск» — их должны запустить уже в этом году. Совокупная мощность планируемых к вводу объектов — 277 тыс. т, запланированные инвестиции — почти 17,3 млрд руб., а расчетный размер необходимых субсидий — 2,74 млрд руб.
Проект ОРЦ «Радумля» появился в 2015 году. Ранее инвестор проекта — структура «Промсвязьбанка» — хотела возвести логистический парк, но затем решила перепрофилировать его. Управляющий центра Павел Добжинский говорит, что выбор такого формата связан с желанием развивать цивилизованный прозрачный бизнес. Общий объем инвестиций оценивается примерно в 5 млрд руб. Годовой товарооборот может достигать 1,5 млн т. Запуск первой очереди в 22 га намечен на август этого года, а выход на полную мощность (54 га) — к весне 2017-го. По плану, свободных площадей к этому времени не останется, учитывая существующий спрос со стороны бизнеса. Степень готовности центра в середине апреля превышала 80%. К открытию ОРЦ «Радумля» мелкооптовой торговлей будет занято около 20 тыс. м² крытых площадок, 1,5-2 тыс. м² уйдет под линии мойки, сортировки и доработки продукции, на 35-36 тыс. м² сельхозпроизводители смогут реализовывать сезонные овощи и фрукты. Мультитемпературный корпус (35 тыс. м²) для ответственного хранения рыбы и мяса будет заполнен в ближайший зимне-весенний период, рассказывает Добжинский.
Среди особенностей и отличий «Радумли» от других проектов ОРЦ в столичном регионе топ-менеджер в первую очередь называет его выгодное расположение: комплекс возводится в Солнечногорском районе, в 30 км от МКАД, на пересечении Ленинградского шоссе и Московского малого бетонного кольца. «Плюс у нас есть серьезный потенциал для дальнейшего роста: прилегающий участок в 20 га мы можем использовать для расширения проекта, например чтобы увеличить число товарных групп, — комментирует он. — Изначально „Радумля“ будет служить пунктом перераспределения основных категорий продовольствия: овощей, фруктов, мясной, рыбной и молочной продукции. В перспективе добавится бакалейная линейка товаров».
Цены на продукты питания будут формироваться в основном путем проведения открытого аукциона, что позволит сбалансировать интересы поставщиков и покупателей. В центре будет предусмотрен входной фитосанитарный и ветеринарный контроль. «Мы сами станем проверять продукцию, гарантировать качество под свою ответственность», — добавляет Добжинский.
Работа над концепцией ОРЦ «РосАгроМаркет» началась около двух лет назад. Инициатором проекта стала группа «Ермак», объединяющая девелоперский бизнес (загородная и коммерческая недвижимость), производство мяса и мясной продукции. Основной инвестор проекта — Proxima Capital Group. «Мы с самого начала проектировали сеть ОРЦ, объединенную единой IT-платформой и логистикой. Исходя из этой концепции, приобретали участки в Новосибирской, Московской, Ростовской областях, а также на Урале и во Владивостоке — всего более 500 га», — перечисляет гендиректор «РосАгроМаркета» Богдан Григорьев.
В феврале проект первого ОРЦ холдинга получил статус стратегического на инвестсовете при губернаторе Новосибирской области, строительство должно начаться в ближайшее время. Общая площадь центра — 210 тыс. м², мощности единовременного хранения — 136 тыс. т. Объем инвестиций запланирован на уровне 16,5 млрд руб. Первую очередь ОРЦ предполагается ввести в эксплуатацию во втором квартале 2017 года. «Новосибирский проект сможет обслуживать соседние Томскую, Омскую, Кемеровскую области, Алтайский край, а также обрабатывать грузопотоки из Средней Азии, — перечисляет Григорьев. — „РосАгроМаркет“ уже получил заявки на аренду более 60 тыс. м² площадей в новосибирском комплексе».
Старт возведения площадок в Ростовской и Московской областях намечен на четвертый квартал этого года. Ростовский ОРЦ сейчас в стадии проектирования, первая очередь в 100 тыс. м² будет запущена в третьем-четвертом квартале 2017 года. Мощность единовременного хранения достигнет 68 тыс. т овощей и фруктов. После возведения второй очереди размер центра увеличится до 250 тыс. м², а объем хранения продукции — до 183 тыс. т. В этот проект «РосАгроМаркет» вложит 20,6 млрд руб., в том числе около 8 млрд руб. — на первом этапе. «Строительство ОРЦ в Подольске мы также планируем начать до конца этого года. Сумма инвестиций — 16 млрд руб., из которых 10 млрд руб. приходятся на первую очередь, которую мы планируем запустить в третьем-четвертом квартале 2017-го, — добавляет Григорьев. — Площадь подмосковного комплекса составит 242 тыс. м², объем единовременного хранения — 190 тыс. т».
На каждом своем ОРЦ компания создаст электронные платформы, которые объединит в единую систему так, что, например, продавец партии картофеля или яблок в Ростове-на-Дону сможет найти покупателя в Новосибирске и отправить ему товар расфасованным, упакованным и промаркированным так, как тому нужно. Это позволит сделать понятными и прозрачными ценообразование, объем спроса и предложения, уверен Григорьев. «Проектов такой же концепции, в какой развиваемся мы, в стране больше нет, — подчеркивает он. — Есть локальные распредцентры, но их функционал значительно отличается от наших комплексов, которые нужно воспринимать как взаимосвязанные объекты единой сети».
В столичном регионе много операторов и объектов хранения, соглашается топ-менеджер, но не все они могут предложить комплекс сервисов, который заложен в концепции «РосАгроМаркета». Одни специализируются на оптовой торговле и фасовке, другие на заморозке, третьи на так называемом «сухом» хранении продукции, которая не относится к категории fresh, поясняет Григорьев. «Мы же ориентированы только на fresh и будем оказывать весь необходимый комплекс первичной доработки, хранения, заморозки, фасовки, предпродажной подготовки, вплоть до нарезки сыров, логистики и предоставления современных торговых технологий производителям и оптовым покупателям разных форматов», — перечисляет он.
Привлекают разных инвесторов
Проект «Агромир Казань» тоже позиционируется как первое звено цепи ОРЦ. К 2021 году инвестор — «Национальная продуктовая корпорация» (НПК) — хочет создать оптово-распределительные комплексы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Красноярске, которые будут связаны единой логистической системой. В Татарстане первая очередь разместится на 49 га (117 тыс. м² коммерческих площадей). Ее должны открыть уже в четвертом квартале этого года, а на полную мощность — 357 тыс. м² — проект выйдет к 2021-му. Планируется, что годовой оборот центра превысит 120 млрд руб., через него будет проходить 2 млн т продукции в год. Расчетный объем инвестиций превышает 16 млрд руб., в том числе 9 млрд руб. — в первую очередь. Проект рассчитан на сегмент HoReCa, продовольственный ритейл среднего и мелкого форматов, сетевые супермаркеты, перерабатывающие предприятия и розничных покупателей.
Преимуществом московского комплекса НПК считает его расположение: инвесторы получили 110 га между Варшавским и Каширским шоссе вблизи МКАД (29-й км), также рядом находится железнодорожная ветка. Казанский и московский проекты были примерно на одинаковых стадиях готовности, но первый вышел вперед благодаря поддержке правительства Татарстана, пояснял ранее порталу «Бизнес Online» гендиректор НПК Александр Воробьев.
«Национальная продуктовая корпорация» зарегистрирована в Москве в феврале 2013 года, учредителями, согласно ЕГРЮЛ, являются оффшоры «Эдванс Комплекс Лтд» и «Лондотранс Корп.», бенефициары которых не раскрываются. СМИ Татарстана писали, что на церемонии старта строительства в Казани от инвесторов присутствовал Владимир Воронченко — крупнейший коллекционер русского искусства и антиквариата, директор Музея Фаберже. Также он возглавляет фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга (седьмое место в рейтинге богатейших людей России по версии Forbes с $10,5 млрд) — президента фонда «Сколково» и председателя совета директоров группы «Ренова».
Проект «Ромб» в Санкт-Петербурге объединит четыре площадки в разных районах города, причем каждая из них будет фактически самостоятельным ОРЦ, но это единый комплекс с общей хозяйственной и диспетчерской системами. Его мощность — 165 тыс. т единовременного хранения, хотя изначально планировалось 265 тыс. т. Этот вариант подразумевал очень плотную застройку и недостаточное соотношение площадей для торговли, переработки и хранения продукции, поэтому инвестор — компания «Агро-Лайн» — на этапе проектирования скорректировал объемы хранения. Проект реализуют за три года, ввод первой очереди намечен уже на 2016-й. Инвестиции составят 17 млрд руб.
Одна из особенностей комплекса — наличие портового холодильника и железнодорожных путей, что позволит принимать любую продукцию, в том числе импортную. «У нас предполагается достаточно большой поток мелких покупателей, розничная торговля, HoReCa, при этом у каждой из четырех площадок будет своя специфика: где-то станем больше работать с оптовым звеном, где-то с фермерами и мелкими сельхозпроизводителями, где-то сосредоточим больший объем доработки продукции», — рассказывал гендиректор «Ромба» Дмитрий Грант на форуме «ОвощКульт».
Еще один проект, запуск первой очереди которого намечен на этот год, пока формально не сможет считаться ОРЦ, поскольку начнет работать только с мясом и рыбой, но уже в 2017-м добавятся другие продовольственные позиции. Комплекс в подмосковном Селятино строит «Славтранс-Сервис» совместно с ТЛК «Евразия». Общий объем хранения сельхозпродукции составит 55 тыс. т, столько же можно будет подрабатывать и перерабатывать. Сумма прямых капитальных затрат в 2015—2016 году оценивается в 1,52 млрд руб., общая стоимость проекта — около 3,2 млрд руб.
Во второй половине этого года в Московской области должно начаться возведение ОРЦ «Максимиха». Лицензионное соглашение по его созданию в декабре 2015-го подписали ВТБ и компания Semmaris — оператор французского центра Rungis. Заявленные инвестиции превысят 40 млрд руб., площадь комплекса достигнет 950 тыс. м². Завершить строительство планируется в конце 2018 года.
«Агрополис Северо-Запад» («дочка» московской «С-Фрут Альянс», подконтрольной сенатору Сергею Лисовскому) строит в Красносельском районе Петербурга ОРЦ «Агрополис» площадью 400 тыс. м². Инвестиции составят до 25 млрд руб. Сдача проекта намечена на 2020-й, первую очередь предполагается ввести в эксплуатацию в четвертом квартале этого года. Ее планировали запустить еще летом 2015-го, но в конце 2014-го стройка даже не начиналась. Тогда проект, изначально стоивший 60 млрд руб., корректировался: из генерального плана исключили таможенный пост и авиатерминал для грузовых перевозок. «Агрополису» присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга. В сентябре прошлого года инвестор привлек в проект в качестве генерального подрядчика «Китайскую металлургическую корпорацию „Чжэн И“», которая вложит в него более $400 млн, сообщала администрация города.
Есть и проекты, близкие к ОРЦ по функционалу, крупнейший из них — оптово-розничный продовольственный центр «Фуд Сити» — реализовала компания «Киевская площадь» Зараха Илиева и Года Нисанова. Первую очередь запустили в сентябре 2014 года. У центра примерно 800 тыс. м² специализированных торговых и складских помещений, но нет линий подработки продукции. Источник, близкий к руководству компании, ранее оценивал инвестиции в «Фуд Сити» на уровне $1,2 млрд, писали «Ведомости».
Осваивают бюджет?
Часть заявленных проектов направлена на «освоение бюджетных субсидий», а не на извлечение прибыли и построение эффективного бизнеса, категоричен Морев. «Некоторые в реальности рассматриваются не как логистические центры, а как крупные посреднические площадки, что может перенести торговую наценку от посредников к владельцам ОРЦ, — думает он. — Это не позволит снизить цены для конечных потребителей». Кроме того, такой подход грозит возможностью создания избыточных мощностей ОРЦ.
Эксперт считает, что нужно скорректировать идею их создания, в частности, самим центрам законодательно запретить выступать посредниками, они должны оказывать только сервисные функции. Также работать на комплексах должны лишь первичные производители продукции или их кооперативы. «Если же мы продолжим развиваться по существующему сценарию, то бюджетные деньги будут потрачены, мы получим ряд крупных дистрибуторов, которые за счет владения инфраструктурой станут диктовать свои условия производителям, — предупреждает он. — В этом случае для последних ничего не изменится, зато возникнет новый элемент цепочки формирования добавленной стоимости, который проводит продукцию от поля до потребителя».
Голландцев уточняет, что также важно не допустить доминирования потоков импорта, поэтому государство обязано гарантировать первоочередной беспрепятственный доступ отечественных аграриев к услугам ОРЦ, получивших субсидии. «Например, во Франции или Испании для местных производителей предусмотрены обязательные скидки, и никакое членство в ВТО не мешает этому национальному лоббизму», — акцентирует он.
Доступ к услугам ОРЦ «РосАгроМаркета» будет равным для всех производителей независимо от масштаба, говорит Григорьев. «Человек может приехать к нам на „Газели“, арендовать место в кросс-доке и за сутки-двое распродать свой товар. Или же фермер снимает павильон, ставит кассира-продавца и реализует свой товар в течение одного-двух-трех месяцев сбора урожая, — рассказывает он. — Крупные хозяйства могут закладывать продукцию на хранение с последующей доработкой и предпродажной подготовкой под конкретные поставки по заказам от ритейлеров».
Пока законодательно есть возможность осуществлять, среди прочего, торговлю «с борта», в ОРЦ «Радумля» под нее будет выделено 16 га. Руководство комплекса считает, что это максимально сократит дистанцию между производителем и потребителем. Доступ на площадку кросс-дока будет открыт не только многотонным грузовикам, фермер может привезти урожай и на легковом автомобиле — для мелких сельхозпроизводителей предусмотрены преференции. Ставка будет зависеть от типа автомобиля и вида продукции. «Понятно, что машина со свеклой дешевле, чем с виноградом», — поясняет Добжинский.
В том, что ОРЦ в перспективе рискуют стать локальными монополистами и будут устанавливать свои условия работы с аграриями, участники рынка сомневаются: нельзя обязать сельхозпроизводителя или поставщика продукции продавать товар только через сеть ОРЦ. «К тому же центры будут конкурировать между собой, производитель сможет выбирать, куда везти товар, а потребитель всегда должен получать лучшее соотношение цены и качества», — комментирует Добжинский. Рисков, что изначально правильная идея создания сети ОРЦ в российских условиях будет искажена, он тоже не видит: поскольку фактически это перенос зарубежного опыта в наши условия, инвесторы проектов должны перенять его и не совершать ошибок, свойственных первопроходцам.
«Мы по определению не сможем стать монополистами и конкурировать с закупщиками, поскольку ОРЦ не ведут торгово-закупочную деятельность», — отмечает Григорьев. Опасаться того, что идея оптово-распределительных центров в итоге недалеко уйдет от концепции традиционных продбаз, тоже не стоит. По его словам, это технически невозможно, поскольку изначально комплексы создаются с учетом размещения современного оборудования, без которого ОРЦ не сможет выполнять свои функции. «Проекты ОРЦ — это объективный эволюционный путь развития всего АПК», — резюмирует топ-менеджер.
Крупным тоже интересно
Несмотря на то, что агрохолдинги развивают собственные системы логистики и дистрибуции, формат работы с ОРЦ может быть интересен и им, думает Павел Добжинский. «Я общался с компаниями из Брянской области, Ставропольского края и других регионов России и стран СНГ — они заинтересованы в том, чтобы закладывать продукцию на хранение в непосредственной близости от потребителей, — рассказывает руководитель. — Например, если сельхозпроизводитель выращивает и поставляет картофель в федеральную розничную сеть на Ставрополье, а ритейлер, с которым он работает, готов брать продукцию и в центральном регионе, причем по более высокой цене, то аграрию будет выгодно потратить 60 коп./кг в месяц за хранение на площадке ОРЦ». Так производители смогут не только получить дополнительный доход, но и географически диверсифицировать бизнес.
Сергей Журавлев
Руководитель департамента стратегического развития «Фуд Сити»
Оптово-розничный продовольственный центр «Фуд Сити» — крупнейший в России, он занимает 91 га. У нас примерно 800 тыс. м² специализированных торговых и складских помещений, в том числе с различными температурными режимами, с подвесными путями для мясных туш и полутуш, для реализации живой рыбы. Мы работаем со всеми возможными видами продовольствия. Плановый годовой оборот, которого мы уже почти достигли, — 1,8 млн т, или примерно 5 тыс. т в сутки — это около 15% товарооборота Москвы, хотя продукция нашего центра поставляется не только в столицу, но и в Подмосковье, а также еще в 52 региона.
На нашей площадке работает 5 тыс. компаний, в каждой категории продуктов питания представлено от 30 до 300 поставщиков. Среди них есть и сельхозпроизводители, правда, их больше в сезон реализации овощей, фруктов и ягод. Небольшие фермерские хозяйства часто кооперируются: в зависимости от вида товара арендуют склады или продают с машин. Например, поставщики молочной продукции снимают помещение на длительный срок и выстраивают стратегию использования нашей площадки по своему усмотрению — занимаются мелкооптовой или оптово-розничной торговлей. Закупки в «Фуд Сити» делают сегменты HoReCa, региональные оптовые компании, несетевой ритейл — магазины формата «у дома», в меньшей степени — крупные торговые сети. У нас основной канал сбыта продуктов питания именно в первые три сегмента, этот концепт мы будем усиливать независимо от развития сети ОРЦ в стране.
При этом мы открыты не только для России: в феврале на территории центра начал работу склад временного хранения «Фуд Логистик» — для товаров, перемещаемых через границу. Это не только импорт, но и экспорт, который в последнее время становится все более востребованным у российских производителей. Некоторые уже выстроили модели реализации продукции за рубеж с нашей площадки. Мы планируем развивать это направление бизнеса, возможности есть. Также будем достраивать вторую очередь кросс-доков, увеличив число машиномест до 1590, введем еще 19 помещений с холодильными и морозильными камерами, подвесными путями для мяса и добавим 10 павильонов (около 1 тыс. м²) для рыбного рынка.
Доступ на полку
По словам Андрея Морева, сейчас торговые сети предъявляют достаточно жесткие требования к производителям, что ограничивает их доступ к рознице. «Это плата за полку, долгие сроки фиксирования цены, отсрочка платежа, — перечисляет он. — К тому же сетям неинтересны мелкие игроки, им проще работать с крупными партиями товара». Поставщиком «Дикси» может стать любой производитель с отлаженной системой контроля качества, способный гарантировать бесперебойный объем товаров, комментирует представитель +компании Екатерина Куманина. «Сегодня около трети нашего ассортимента, особенно в категории fresh (молочные и охлажденные мясные продукты, овощи, фрукты, яйцо, хлеб), выделяется производителям региона, в котором расположен магазин, — рассказывает она. — В супермаркетах „Виктория“ расположены фермерские уголки „Хуторок“, там представлено около 100 наименований молочных и мясных продуктов от небольших предприятий многих регионов. Для наполнения ассортимента отдела мы подбираем локальных игроков, использующих натуральное сырье, способных гарантировать стабильное качество, заявленный объем продукции и соблюдать график поставок».