Журнал «Агроинвестор»
Месяц назад Владимир Путин выдвинул на экономическом форуме в Петербурге идеи по перезапуску экономики, зависшей между стагнацией и спадом.
Основной смысл инициатив можно изложить в пяти пунктах: 1) дешевые деньги с целью инвестиций в новые производства. Бизнес получит их под процент не выше инфляции через докапитализацию госбанков, кредиты Центробанка для банков по ставке «инфляция минус 1%» и налоговые вычеты для greenfield-проектов; 2) технологическое перевооружение; 3) рост производительности и качества труда; 4) замещение импорта; 5) рост инвестиций. В июне эти идеи обсуждались и уточнялись на уровне ведомств и отраслей.
Предпоследний пункт, суть которого — вернуть рынок российским производителям, особенно актуален для АПК как отрасли, ориентированной на внутренний спрос. Новым инструментом поддержки будет рост закупок российского продовольствия для госнужд, бюджетной и социальной сфер. Сейчас Россия тратит на госзаказ до 12 трлн руб./год, и продукты питания являются далеко не последней статьей.
Сделать приоритетом закупки местных агротоваров — логичный и при этом рыночный шаг. Тем самым государство инвестирует в сельхозпроизводство дополнительные средства, поддержит спрос на эти товары в условиях снижения (из-за замедления экономики) темпов роста потребления free market, оставит в стране добавленную стоимость от всех стадий передела продукта, поможет росту выручки и сохранению рабочих мест у всех тех, кто участвует в выпуске продовольствия. Этот инструмент финансирования агробизнеса можно использовать без ограничений — при вступлении в ВТО Россия не присоединялась к соглашению о госзакупках.
Если не делать глупостей — не злоупотреблять политическими и лоббистскими решениями, правильно настроить законодательство о госзакупках, а за поставки товаров не рассчитываться так же, как в последние два года рассчитываются за проценты по субсидируемым кредитам, — толк наверняка будет. Тогда бенефициаром меры будет вся отрасль, а не отдельные компании и регионы.
Третий пункт нет смысла отдельно обсуждать — во-первых, при нынешнем состоянии отрасли на это нет почти никаких шансов, а во-вторых, высокопроизводительный труд и качественные рабочие места невозможны без пунктов 1 и 5. Вот с ними как раз сложнее. Деньги — не всегда, правда, дешевые — в стране есть. Но ситуация в макроэкономике и АПК такова, что бизнес не может их взять, а банки — дать, о чем «Агроинвестор» писал много раз. Инвестиции в агро не растут, при этом увеличивается долг, уже превысивший 2 трлн руб., и растет просрочка.
Нехватки инвестиционных средств как таковой нет, что отчасти подтверждается высоким выводом капитала ($80 млрд за январь-май). Зато есть отсутствие гарантий возвратности денег банкам и невозможность инвестировать (особенно в капвложения) — у бизнеса, за исключением отраслевых флагманов. Замедление кредитования и отсутствие новых раундов инвестирования в АПК почти не связаны с нехваткой в экономике страны капитала, а с дефицитом дешевых денег они связаны только отчасти.
Деньги, конечно, нужны, но нет и новых инвесторов. В аграрном секторе мало прибыльных проектов и бизнесов, а значит, не может быть растущего спроса на деньги. Путин и его команда могут сделать их хоть бесплатными, но сельское хозяйство не сможет ими воспользоваться, пока у него не будет стабильной доходности. 7% с учетом субсидий, которые получились по итогам 2013 года, — повод для разговора о выживании, но никак не о развитии по тем пяти пунктам, которые месяц назад вполне разумно сформулировал президент.