Журнал «Агроинвестор»
В Тверской области инвестиционно емки картофель, КРС и нишевые проекты, такие как овце- и козоводство
У региона сейчас не самый благоприятный период развития: есть новый губернатор, но нет внятной политики развития АПК, бюджетная обеспеченность недостаточна, рейтинги области снижаются. Соответственно, господдержка тоже низка, а реальных инвестпроектов мало. Вместе с тем есть преимущества. Малоплодородные для большинства агрокультур супесчаные почвы оптимальны при возделывании картофеля и овощей. Регион развивает нишевое животноводство (овцы, козы, лошади) и является вторым после Вологодской области российским производителем льна. Одним словом, привлекательные ниши и потенциал развития налицо. Вопрос только в том, можно ли капитализировать этот потенциал, превратив его в реальные проекты и инвестиции.
В Тверской области можно успешно инвестировать в ограниченное число агроотраслей, считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. «Это овощеводство, производство картофеля, молочное животноводство и то, что по-английски называется specialty, то есть реализуемые небольшими предприятиями нишевые проекты — сыродельные фермы, козоводство, сельский туризм, сбор дикоросов
Кому здесь работать
По мнению Валерия Нехаева, гендиректора местной компании «Румелко-Агро», развивать сельское хозяйство в Тверской области получится в первую очередь у частных инвесторов, имеющих «крупные и долгие» деньги. Лучше вкладывать в картофеле-, льноводство, фуражное зерно, зеленые корма и откармливать последними молочный и мясной КРС, советует он. Без поддержки эти проекты могут не окупиться, и это риск: Тверская область — дотационный регион с ограниченным бюджетом. К тому же областной бюджет сильно закредитован, регион недобирает запланированных налогов и сборов, знает Нехаев. Тем не менее дотации и субсидии на закупку агротехники, ГСМ и выращивание скота регион выделяет, продолжает он, а вот перечисление средств федеральной поддержки зависит от того, достигает ли регион целевых показателей производства сельхозпродукции. Если нет, то область лишается дотаций и получается, что демотивируются все сельхозпроизводители, в том числе эффективные, у которых показатели выше целевых значений, недоволен Нехаев.
Инвестиционному развитию региона мало способствуют недавние политические перестановки, произошедшие во второй половине 2011 года. Свой пост тогда покинул губернатор Дмитрий Зеленин. Нынешний глава региона Андрей Шевелев полностью заменил правительство и провел масштабную реорганизацию исполнительной власти. В декабре председатель местного СПК «Красный Октябрь» Павел Порфиров был назначен новым министром сельского хозяйства области. Он заявил о намерении сделать приоритетом поддержку крупных агропромышленных комплексов, создал при министерстве государственное казенное учреждение, которому теперь подчиняются агроотделы райадминистраций. По замыслу Порфирова, министерство должно сосредоточиться на внешнеэкономических функциях, в том числе GR и привлечении инвесторов. После замены губернатора было принято решение возродить при школах и лицеях курсы агрономов, зоотехников и механизаторов.
У Тверской области сейчас не лучший период развития, оценивает председатель общественного совета федерального Минсельхоза Андрей Даниленко: менее года назад сменился губернатор, прошло всего полгода с момента назначения нового министра сельского хозяйства. А главное, нет внятной политики развития АПК: неудивительно, что инвесторы не спешат в регион, говорит Даниленко. Потенциал у местного агропрома есть, не отрицает он, называя, как и другие эксперты, производство картофеля, овощей и льна, а преимуществом — большие площади неиспользуемых и недорогих сельхозугодий. Порфиров добавляет к этому зерновые, а из овощей инвестиционно емки капуста, столовая свекла и морковь, считает он. При использовании современных технологий урожайность картофеля в регионе достигает 200-300 ц/га, овощей — 300-400 ц/га, а ведущие льноводческие хозяйства производят более 10 т/га волокна, перечисляет министр. Он уверяет, что тверской агробизнес успешно развивается, регион является «одним из наиболее инвестиционно привлекательных» в России, а АПК для администрации — в числе приоритетов социально-экономической политики. Порфиров называет конкурентными преимуществами области географическое положение, кадровый и промышленный потенциал, наличие «развитой транспортной инфраструктуры» (федеральные трассы «Москва — Санкт-Петербург» и «Москва — Рига»), а также «мощную энергетическую базу». Агентство Standard & Poor’s, впрочем, не разделяет оптимизма, указывая на закредитованность региона, большие финансовыке риски, и дает прогноз «негативный» по рейтингам области. До апреля прогноз был «позитивным». S&P не исключает дальнейшего понижения рейтинга. В числе главных причин — слабые финансовые показатели местной экономики и возрастание долговой нагрузки.
Лен и картофель
По данным Минсельхоза Тверской области, лен-долгунец в 2011 году занимал в регионе 6,3 тыс. га — 38% посевов этой агрокультуры в ЦФО и 11% российских. По льняному клину область вторая в стране после Вологодской.
Крупнейший местный производитель льна-долгунца — «Тверская агропромышленная компания». Это ее основное бизнес-направление. Она производит более 2 тыс. т льноволокна в год: длинное — для текстильной промышленности, короткое используется при строительстве, производстве брезента, веревок и пр. Кроме посевов, у компании есть два льнозавода в Бежецке и Сонкове. Работать с льном в нынешних экономических условиях трудно, сетует гендиректор Сергей Конаныхин: «Это теперь убыточная агрокультура, и каждый год для нас как последний. Кроме того, тверские земли сами по себе требуют больших инвестиций, ведь они нечерноземные. Господдержка льняной индустрии сейчас небольшая, ощущается и давление импорта, в частности белорусского». Поэтому сельхозпроизводители региона сокращают посевы льна в пользу других агрокультур. «Мы держимся только за счет эффективности производства — собираем до 109 ц/га — и вертикальной структуры бизнеса», — говорит Конаныхин. Текущая деятельность компании убыточна, утверждает он, не называя цифр. «Лен-долгунец не основной для растениеводов продукт, на нем не много заработаешь, в том числе из-за небольшого и при этом локального спроса», — комментирует гендиректор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
Всего у «Тверской агропромышленной компании» 15 тыс. га, на которых, кроме льна, выращивают фуражное зерно. Чтобы диверсифицировать бизнес и зарабатывать прибыль, в этом году предприятие запустит картофельный проект на 500 га. Если конъюнктура рынка льна не улучшится, то его посевы заменят картофельными, не исключает Конаныхин. «Проблема в том, что мы работаем на b2b-рынке, где сейчас низок спрос на лен: текстильная промышленность сокращается, и в итоге сужается круг потребителей, — поясняет директор. — Стараемся выходить на новые рынки, к примеру, продаем волокно в Китай, который возвращает нам готовые изделия — скатерти, рубашки и спецодежду. Пытаемся выйти в розницу, продавая сети OBI утеплитель для строительства».
Сделать бизнес рентабельным, продолжает он, могло бы наличие в тверском или одном из соседних регионов текстильного комбината. Тогда можно было бы делать пряжу и производить ткани из своего сырья. Конаныхину предлагали купить линию на разваливающемся Костромском комбинате, но господдержка отрасли недостаточна, и «Тверская агропромышленная компания» воздерживается от проекта. «Пока развиваем картофелеводство», — говорит Конаныхин, уточняя, что проект финансируется на кредитные средства «Россельхозбанка». Есть планы не только выращивать его, но и построить комплекс хранения и переработки мощностью более чем 10 тыс. т. Сейчас компания закупает агротехнику. Кредит предоставлен на семь лет, первая продукция будет осенью, тогда же начнется погашение основного долга, рассказывает директор. Дальнейшие планы он с льноводством не связывает: «Пойдем в овощеводство, хотели бы и молоком заниматься, если, конечно, будут длинные деньги». По словам Конаныхина, мясное животноводство, картофель, молоко и овощи — ликвидные для Тверской области бизнесы при наличии таких средств.
Но, возможно, компании не придется отказываться от основной агрокультуры. По данным тверского Минсельхоза, в ближайшее время реконструируют производственный корпус муниципального предприятия «Ржевский лен», а потом запустят там переработку короткого волокна, выпускаемого местными заводами — до 6 тыс. т/год. Такой объем сопоставим с нынешним годовым производством льноволокна в области. Предприятие должно будет выпускать экологически чистые льняные строительные утеплители и иглопробивное полотно. На 2015-2020 годы намечается производство льносодержащих панелей для авто- и авиапромышленности, льняной целлюлозы. Реализация проекта позволит сохранить в регионе производства, занимающиеся выращиванием льна, надеется Павел Порфиров, министр сельского хозяйства Тверской области.
Есть и другие инвесторы, которым интересен картофель. В их числе управляющая компания «ИПФ-Менеджмент», занимающаяся в области этим бизнесом с 2010 года. Планируя выходить с продукцией на крупнейшие рынки — в Москву и Санкт-Петербург, — инвестор искал регион, который был бы оптимально расположен и где выращивать картофель экономически выгодно. По словам гендиректора «ИПФ-Менеджмента» Веры Иньковой, Тверская область оказалась логистически оптимальным вариантом. «Земли в регионе преимущественно супесчаные — на них можно выращивать ограниченное число агрокультур, но в их числе — высококачественный картофель, — рассказывает она. — Кроме того, у нас хорошие рабочие отношения с руководителями области».
В 2010 году ИПФ и обладминистрация подписали инвестиционное соглашение о строительстве комплекса по хранению, первичной обработке, сортировке, мойке и упаковке картофеля на мощностях хозяйства «Тверь Агропром». Оно же является оператором проекта. «Сельхозпроизводство — овощи и картофель — развернуто на 1,5 тыс. га, — говорит Инькова. — Земли ранее не обрабатывались по 8-10 лет. Мы ввели их в сельхозоборот, сделали склад семян и в середине 2011 года приступили к строительству комплекса». Сейчас построены первые две очереди, запущено производство отсортированного и упакованного картофеля, построены склады на 40 тыс. т и другие здания. Запланированная мощность комплекса — 200 т готовой продукции в сутки. В этом году ИПФ должен увеличить посадки картофеля до 400 га (в 2011-м было 156 га). Компания выращивает зерновые и кормовые агрокультуры, введя в оборот 800 га из 1,5 тыс. га имеющихся угодий. В следующем году планируется обработать все земли.
Инвестиции в строительство комплекса по переработке составили примерно 1 млрд руб. (60% средств — кредит РСХБ). Еще на 300 млн руб. собственных средств компания купила агротехнику, семена, ввела в обработку земли. Срок окупаемости проекта Инькова оценивает в 8-10 лет. Свою продукцию ИПФ реализует в магазинах X5 Retail Group и «Дикси», но не напрямую, а через контрагентов, ведет также переговоры с «Ашаном», «Магнитом», «Лентой» и другими ритейлорами. В ближайшие годы компания продолжит развивать переработку картофеля и его отходов, а сейчас тестирует посевы других овощных агрокультур из так называемого борщевого набора — капусты, лука, свеклы и моркови. «В этом году посадим по 20 га каждой из них», — делится планами Инькова.
Нишевые бизнесы
Владимир Петриченко из «ПроЗерно» не видит у сельского хозяйства Тверской области очевидных инвестиционных перспектив. Здесь могут срабатывать какие-либо специфичные нишевые проекты, думает он — при условии, что их согласятся финансировать банки и поддержит региональная власть. Одним из таких специфичных проектов можно назвать строительство кролиководческой фермы, соглашение о создании которой в начале этого года подписали обладминистрация и компания «Бизнес Корпорация». Предприятие планируется строить в Калязинском районе, расчетный объем инвестиций — около $10 млн. Это будет ферма промышленного типа с ежегодным производством 1 тыс. т мяса по итальянской технологии. Сейчас инвестор готовит проект и ведет переговоры о финансировании, следует из сообщения калязинской райадминистрации, вторым этапом будет подведение к участку инженерных коммуникаций, газа и электричества.
Осенью прошлого года о намерении создать в Удомельском районе многопрофильный агрохолдинг заявляла компания «ЭкоРос». Инвестиционный проект предусматривает создание тепличного комплекса по выращиванию овощей с применением голландских технологий, крупного рыбоводческого хозяйства, научно-исследовательского центра (специализация — разработка и производство удобрений из отходов рыбоводства), козоводческих ферм и завода по переработке козьего молока. Инвестиции в проект должны составить более 11 млрд руб.
В Торжокском районе области есть ферма «Надежда», где с 1991 года тоже занимаются козоводством — как товарным, так и племенным (200 животных). Хозяйство разводит зааненскую породу, делает бутилированное молоко и мягкие сыры. «Румелко-Агро» - проект одного из богатейших российских бизнесменов, владельца Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина, — вкладывает в овцеводство. У него даже есть статус племзавода по романовской породе. Проект небольшой: сейчас в хозяйстве около 2 тыс. овец. «Мясо этой породы диетическое и не содержит холестерина», — хвалит романовскую овцу Нехаев. Более трех лет в компании развивается еще один нишевый бизнес — пчеловодство. Под медоносы — фацелию, донник, пустырник — «Румелко» засевает около 200 га земли. «У инвестиций в сельское хозяйство длительная окупаемость, но они обеспечивают населению здоровое питание и защищают нашу национальную безопасность не хуже ракет! — восклицает топ-менеджер. — Поэтому этим надо обязательно заниматься». В проекте Лисина есть и социальная функция: создаются новые рабочие места и вводятся в оборот новые земли, подчеркивает он.
По данным Минсельхоза области, всего в регионе 48 тыс. овец и три генофондных хозяйства, специализирующихся на сохранении романовской породы: «Благодать», «Румелко-Агро» и «Актив». В течение года от одной матки можно получить до 6-8 ягнят, говорит Порфиров.
В Кашинском районе работает хозяйство «Снайп». Это одна из примерно 100 российских агрокомпаний, перерабатывающих кобылье молоко в кумыс. Тверской Минсельхоз называет «Снайп» самым крупным отечественным производителем кумыса и одним из ведущих племрепродукторов башкирской породы. Компания содержит более 1 тыс. лошадей, за год производит более 100 т кумыса и 50 т конины. По данным Минсельхоза области, сейчас предприятие разрабатывает проект производства сухого кобыльего молока и жидкого стерилизованного продукта из него для детского питания.
Свою нишу в АПК региона нашел даже экс-губернатор области Дмитрий Зеленин. Сразу после отставки в 2011 году он заявлял о намерении развивать здесь проекты по производству мяса и картофеля. Зеленин намерен вложить в АПК «миллиарды рублей», сообщала тогда, ссылаясь на него, РБК daily. «Это будет, скорее всего, мясное животноводство, картофелеводство, а также развитие сети фермерских хозяйств по производству экологически чистых продуктов», — рассуждал Зеленин в интервью изданию. Он уверял, что аграрный бизнес может быть прибыльным и рассказывал о планах привлечь соинвесторов, сохранив, однако, контроль в собственных сельхозпроектах. Их ежегодный оборот ожидается на уровне 1 млрд руб., прикидывал бывший губернатор. В начале этого года стало известно, что Зеленин является владельцем двух агрокомпаний. «СаначиноАгро» он владеет единолично, а «Кашинский галловей» является совместным бизнесом с бывшим замглавы его администрации Михаилом Устиновым (Зеленину принадлежит 70%), писала деловая газета «Маркер». Первая компания создана для оптовой торговли сельхозживотными, зерном, продуктами животноводства и растениеводства, выращивания картофеля и разведения КРС. Вторая будет заниматься мясным животноводством.
Как поддерживают агроинвесторов
Власти Тверской области
предоставляют льготы по выплате налога на прибыль
освобождают от налога на имущество (в течение срока окупаемости проекта, но не более чем на 7 лет), если объем инвестиций в проект превышает 150 млн руб. в течение трех лет
компенсируют юрлицам и индивидуальным предпринимателям 50% банковской ставки (в сумме — до 5 млн руб.) по кредитам, взятым предприятиями в банке на инвестиционные цели
выплачивают субсидии на выплату части процентов по кредитам
дают региональные государственные гарантии
Более 1,5 млрд руб.
в 2012 году запланировано выплатить сельхозпроизводителям области из регионального и федерального бюджетов. Сейчас в регионе реализуется и планируется более 20 инвестиционных проектов общей стоимостью 36 млрд руб. Расчетное число новых рабочих мест превысит 1600, рассчитал областной МСХ.
S&P: прогноз — «негативный»
В апреле Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по рейтингам Тверской области со «стабильного» на «негативный». Одновременно агентство подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента «В+", рейтинг по национальной шкале «ruA+" и рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта «3». Как говорится в сообщении S&P, пересмотр прогноза по рейтингам отражает мнение экспертов агентства о том, что финансовые показатели области, вероятнее всего, будут ниже, а расходы на обслуживание и погашение долга выше, чем ожидалось ранее, что может обусловить ухудшение показателей ликвидности и повышение рисков рефинансирования. Уровень рейтингов Тверской области отражает мнение экспертов S&P об ограниченной гибкости и недостаточной предсказуемости доходов и расходов бюджета, слабых финансовых показателях, негативных показателях ликвидности и невысоком уровне благосостояния.
Позитивное влияние на рейтинги региона оказывают благоприятное расположение между Москвой и Санкт-Петербургом, способствующее привлечению инвесторов, относительная диверсификация экономики и низкий уровень условных обязательств. Прогноз «негативный» отражает мнение экспертов агентства о том, что слабые финансовые показатели и постепенный рост долга области могут повысить риски рефинансирования обязательств в 2013—2014 годах.
«Мы можем понизить рейтинг в ближайшие 12 месяцев, если наша оценка показателей ликвидности области станет «крайне негативной» вследствие того, что отношение свободных остатков на счетах и объема подтвержденных банковских кредитных линий к расходам на обслуживание и погашение долга составит менее 80%. Это может быть обусловлено устойчиво-слабыми финансовыми показателями с дефицитом после капитальных расходов около 10% доходов, привлечением большего объема краткосрочного долга, сокращением остатков денежных средств или недостаточным объемом подтвержденных банковских кредитных линий в соответствии с нашим негативным сценарием», — говорится в сообщении S&P.
Агентство также не исключает благоприятного сценария — пересмотра в ближайший год прогноза на «стабильный». Это случится, если область будет поддерживать отношение свободных остатков на счетах и объема подтвержденных банковских кредитных линий к расходам на обслуживание и погашение долга на уровне более 80%, а текущий дефицит на 2013−2014 годы сократится до 1−2% текущих доходов.
«Финмаркет»