Крупнейшие компании экспортировали 1,2 млн тонн подсолнечного масла

В 2017 году вывоз масла наливом вырос на треть

Дальнейшее развитие внешних продаж сдерживает нехватка сырья
Дальнейшее развитие внешних продаж сдерживает нехватка сырья

По итогам 2017 года Россия увеличила экспорт подсолнечного масла на 32% до рекордных 1,8 млн т. В денежном выражении отгрузки выросли на 27% до $1,3 млрд или 77,5 млрд руб., сообщает информационно-аналитическое агентство OilWorld. Основным фактором роста вывоза стало увеличение производства подсолнечника в стране с 9,3 млн т в 2015-м до 11 млн т в 2016 году. По итогам 2017-го, согласно Росстату, сбор составил 10,5 млн т. Тем не менее, недозагруженность маслоэкстракционных заводов в среднем по стране сейчас составляет около 30%, ранее говорил «» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка () Даниил Хотько. По оценке Масложирового союза России, за счет имеющихся мощностей отечественный масложировой комплекс имеет наибольший потенциал по наращиванию экспорта, к 2025 году он может достигнуть $7 млрд.

Крупнейшие экспортеры подсолнечного масла

Топ-5 экспортеров

Крупнейшим российским экспортером подсолнечного масла наливом в 2017 году вновь стала группа «». Согласно рейтингу OilWorld, компания вывезла за рубеж 391 тыс. т масла против 331 тыс. т годом ранее. Несмотря на такой рост, доля компании в общем объеме экспорта снизилась с 24% до 22%. Традиционными странами поставки для «Астона» остались Египет и Турция, однако вывоз в последнюю снизился на 57 тыс. т. Кроме того, в прошлом году компания вышла на рынки Ирака и Ирана.

Группа «» в 2017 году заняла второе место в рейтинге крупнейших российских экспортеров подсолнечного масла наливом. Как говорится в сообщении компании, вывоз масла вырос почти вдвое до 346 тыс. т. Такой результат достигнут благодаря увеличению отгрузок в Египет, Судан и Саудовскую Аравию, а также выходу на рынки Индии, Китая, Туниса, Омана и Азербайджана. По данным OilWorld, доля группы в общем объеме экспорта в этой категории за год выросла с 14% до 19%.

По словам гендиректора группы Евгения Ляшенко, в прошлом году предприятия компании в России и Казахстане увеличили объем переработки маличных на 15,7% до более 1, 5 млн т. В то же время он отметил, что дальнейший рост во многом сдерживается нехваткой сырья. Вопрос обеспечения российских перерабатывающих мощностей сырьем остается достаточно острым и во многом не только, но и ограничивает возможности расширения экспортного потенциала России, подчеркнул Ляшенко. В целом доступный экспортный потенциал в среднесрочной перспективе «» оценивает более чем в 5,4 млн т.

Третье место заняла группа , которая была четвертой по итогам 2016-го. За год компания нарастила экспорт подсолнечного масла на 55 тыс. т до 175 тыс. т, что составляет 10% всего российского экспорта в этой категории. Среди основных покупателей - Китай, Иран и Ирак. С пятой на четвертую позицию переместилась группа «», в 2017-м увеличившая отгрузки масла на 48 тыс. т до 144 тыс. т (доля рынка — 8%). Компания также начала поставки в Иран и Ирак, однако основным покупателем масла холдинга по-прежнему является Турция.

Группа «», в 2016-м занимавшая вторую позицию, по итогам прошлого года стала лишь пятой. В минувшем году компания снизила объем экспорта на 74 тыс. т примерно до 144 тыс. т, при этом ее доля на рынке упала в два раза — до 8%. «Традиционными рынками этого экспортера в последние годы являются Турция, Египет и Казахстан. Однако экспорт компании в Турцию упал в этом году почти на 52 тыс. т. На египетском направлении «» потеснили «» и «», а Казахстан из-за роста внутреннего производства подсолнечного масла в этом году в целом значительно сократил импорт подсолнечного масла из России», — указывают аналитики OilWorld.

По данным Минсельхоза США, Россия является вторым в мире производителем и экспортером подсолнечного масла после Украины. В сезоне-2016/17 на нашу страну приходилось 23% мирового производства, такая же доля ожидается и по итогам 2017/18. Вывоз подсолнечного масла прогнозирует на уровне 2,1 млн т, что составляет почти 23% мировой торговли данным продуктом. оценивает экспорт ниже — в 1,9 млн т по итогам сезона против 2,2 млн т сельхозгодом ранее.

По данным ФТС, крупнейшим импортером российского подсолнечного масла в 2017 календарном году осталась Турция, хотя поставки в эту страну и снизились на 22% до 439 тыс. т. Второе место по-прежнему занимает Египет, нарастивший объемы закупок в 1,6 раза до 384 тыс. т. Замыкает топ-3 импортеров Иран, закупивший 177 тыс. т российского подсолнечного масла. За ним следуют Китай (142 тыс. т) и Ирак (98 тыс. т). 

Загрузка...