Россельхознадзор запретил поставки в страны Евразийского экономического союза продукции «Останкинского мясоперерабатывающего комбината» (ОМПК) и ставропольского предприятия «Птицекомбинат» (входит в ГАП «Ресурс»). Как говорится в сообщении ведомства, решение принято в связи с выявлением несоответствий продукции. Так, в колбасном изделии ОМПК специалисты обнаружили «ДНК ингредиентов, не заявленных производителем», а в мясе птицы «Птицекомбината» - «превышение количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов».
«Согласно действующему законодательству в области ветеринарии Россельхознадзор счел необходимым ввести временные ограничения в отношении продукции», — указано в сообщении надзорного органа. ОМПК на вопросы «Агроинвестора» к моменту публикации не ответил. Представитель ГАП «Ресурс» отказалась от комментариев, отметив, что сейчас компания разбирается в ситуации.
Одновременно Россельхознадзор объявил о введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции еще 10 предприятий. Среди них — один из ведущих производителей индейки «Евродон», в мясе птицы которого обнаружены «патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы». По этой же причине под пристальный контроль ведомства также попала птицефабрика «Северная» (Ленинградская область, входит в тайский холдинг CP Foods), которая является крупнейшим производителем бройлеров на северо-западе России.
Кроме того, в списке Россельхознадзора оказались еще три предприятия Danone - молочные комбинаты «Саранский» (выявление дрожжей в твороге), «Владимирский» (несоответствие по содержанию дрожжей в кефире) и «Липецкий» (несоответствие по содержанию дрожжей в кисломолочном продукте). Ранее в мае аналогичная мера из-за несоответствия жирно-кислотного состава в молоке была введена в отношении молочного комбината «Шадринский» группы Danone. Также под усиленный контроль попал «Еланский маслосыркомбинат», крупнейшее предприятие Волгоградской области по производству молочной продукции из-за обнаружения нитрат калия и нитрат натрия в сыре.
Упомянутая Россельхознадзором продукция в ЕАЭС не поставляется и режим «усиленного контроля» никак не скажется на работе предприятий, сообщила «Агроинвестору» представитель Danone. При этом она отметила, что несоответствие содержания дрожжей, на которое указывает Россельхознадзор, могло быть следствием неправильного хранения продукции. «Для кефира и некоторых других кисломолочных продуктов дрожжи являются частью заквасочной микрофлоры. Даже в случае кратковременного нарушения условий хранения происходит развитие дрожжей в продукте, так как данный вид микроорганизмов способен развиваться при достаточно низких температурах», — указала представитель Danone. Она добавила, что как только компании станет известно, о какой конкретно продукции идет речь, а также в какой именно лаборатории Россельхознадзора проводились исследования, будут обязательно проверены условия транспортировки и хранения образцов, а также организована независимая экспертиза в аккредитованной лаборатории Роспотребнадзора.
Россельхознадзор регулярно вводит ограничения и режим усиленного контроля в отношении российских производителей. Так, ранее в мае он запретил поставки мяса в ЕАЭС четырем российским предприятиям, в том числе воронежскому «Лиско-Бройлеру» (входит в ГК «Черкизово») и белгородскому ООО «Белгранкорм». В ноябре 2017-го ведомство лишило возможности поставлять в страны ЕАЭС сыр «Ламбер», произведенный на Рубцовском молочном заводе группы PepsiCo. Как пояснял Россельхознадзор, запретить оборот продукции предприятий на территории России он не может «в силу отсутствия соответствующих полномочий». При выявлении нарушений служба направляет в адрес региональных ветеринарных служб письмо с просьбой обратить внимание на выпускаемую предприятиями продукцию.
Запреты и ограничения, вводимые Россельхознадзором, как правило, временные и снимаются через определенное время после устранения нарушений, прокомментировал «Агроинвестору» исполнительный директор компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. «Системного характера действия Россельхознадзора, в основном, не носят: у крупных компаний есть и ресурсы, и компетенции, чтобы разобраться с претензиями ведомства», — полагает Корнеев. Поэтому, по его мнению, меры Россельхознадзора сказываются на деятельности производителей лишь опосредованно. «При этом такие меры влекут гораздо меньшие последствия, чем если бы нарушения были выявлены в уже поставленной продукции на территорию других стран, так как заново получить согласования и обеспечить логистику будет гораздо сложнее и дольше», — заметил Корнеев.
Президент Владимир Путин в майском указе поручил нарастить экспорт продукции АПК c $20,7 млрд в 2017-м до $45 млрд в 2024 году. Выступая в марте на форуме сельхозпроизводителей, глава государства попросил надзорные органы и в первую очередь Россельхознадзор «внимательно заниматься вопросами безопасности и качества отечественных продуктов, поставляемых за рубеж». Тогда же Путин выразил мнение, что настало время наделить Минсельхоз дополнительными полномочиями и «создать стройную систему» в сфере ветеринарного контроля. Позднее в марте министр по делам открытого правительства Михаил Абызов заявлял, что правительство рассматривает возможность создания в лице Россельхознадзора единого органа в сфере контроля пищевой продукции. Сейчас в полномочия Россельхознадзора входит контроль сырья, в то время как надзор за готовой продукцией осуществляет Роспотребнадзор. При этом, по словам Абызова, каждое из этих ведомств «проверяет свою стезю, результаты проверок не публикует и не обменивается этими данными».