ФТС: экспорт продовольствия вырос до $20,3 млрд

Одновременно на 15% увеличился импорт

Более трети российского экспорта приходится на пшеницу
Более трети российского экспорта приходится на пшеницу

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос на 21,5% до $20,3 млрд, сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС). Таким образом, данные ФТС оказались выше озвученного ранее Минсельхозом предварительного итога в $20,1 млрд. Удельный вес продовольствия в стоимостном объеме несырьевого экспорта, согласно таможенной статистике, снизился до 15,2% с 15,3% в 2016-м, при этом физический объем поставок продукции в этой категории увеличился на 21,7%.

Более 37% в стоимости экспорта продовольственных товаров пришлось на зерно. В том числе вывоз пшеницы и меслина в течение календарного года увеличился на 37,4% до $5,8 млрд. Четверть этого объема пришлась на Египет, нарастивший за год отгрузки на 45%, 10% — на Турцию (+29,9%), 6% — на Бангладеш (+14,6%).

Одновременно с экспортом стал больше и продовольственный импорт. Стоимостной объем поставок продовольственных товаров в прошлом году ФТС оценила в $28,8 млрд, что на 15% или на $3,8 млрд больше, чем в 2016-м. Наибольшую долю в стоимостном объеме продовольствия — 16% — составляли фрукты и орехи, которых было закуплено на $4,7 млрд. По сравнению с прошлым годом поставки фруктов выросли на $0,8 млрд. Как и годом ранее, второе место по объему ввоза занимают мясо и субпродукты, на которые приходится 9% импорта продовольственных товаров. Их закупки увеличились на $0,4 млрд до $2,7 млрд. На третьем месте с долей 9% — молочная продукция, ввоз которой в стоимостном выражении прибавил $0,4 млрд до $2,6 млрд.

При этом по физическим объемам существенный рост зафиксирован только в импорте фруктов, овощей, а также алкогольных и безалкогольных напитков, указывает ФТС. Так, ввоз фруктов в физическом выражении увеличился за счет расширения поставок черешни и винограда из Турции, по которым в 2017 году были сняты ограничительные меры, а также бананов из Эквадора и цитрусовых из Южной Африки. Также в 1,4 раза вырос физический объем импорта овощей из Китая практически по всей товарной номенклатуре, в 2,5 раза увеличились поставки картофеля из Египта, в 1,5 раза — томатов из Азербайджана, в 1,3 раза — картофеля из Белоруссии, в 3500 раз — лука из Турции. «Увеличение стоимостных объемов по остальным категориям продовольственных товаров связано в основном с ростом цен на ввозимую продукцию», — отмечает ФТС.

В 2016-м объем российского экспорта продовольствия составил $17,1 млрд, импорта — $25 млрд. При этом уже в 2018 году АПК может вернуть себе статус нетто-экспортера продовольствия, утраченный в 1955 году, заявил глава Минсельхоза Александр Ткачев на Всероссийском агрономическом совещании со ссылкой на подсчеты аналитиков Сбербанка. «Россия уже сегодня производит продуктов питания на душу населения примерно в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире», — сказал министр. При этом, по его словам, в отрасли остается огромный незадействованный потенциал для дальнейшего развития. «Мы стоим перед серьезными вызовами, связанными с необходимостью переориентировать многие направления на экспорт, повышать свою эффективность, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке», — уверен Ткачев. (), в свою очередь, прогнозирует, что в 2018 году вырастет как объем экспорта, так и импорта. Вывоз отечественной агропродукции, по оценке , в нынешнем году увеличится на 10% до $22,4 млрд в стоимостном выражении, импорта — примерно на 7% до $30,8 млрд.

Согласно прогнозу Минсельхоза, к 2025 году Россия должна существенно нарастить экспорт по ряду позиций, в том числе зерна — на 10 млн т или на $1,7 млрд, подсолнечного масла — на 1,7 млн т или на $1,3 млрд, соевого масла — на 1,4 млн т или на $1 млрд. Кроме того, важным направлением является работа по поиску рынков сбыта в отношении мясной продукции, замечает руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора КПМГ Виталий Шеремет. «У нас часто поднимаются проблемы птичьего гриппа и АЧС — их действительно необходимо решать. Но это не единственный путь на внешние рынки. Движение по цепочке добавленной стоимости в сторону термически обработанной продукции (ready-to-eat) позволяет обойти существующие сегодня ограничения для российского мяса, но обнажает другу проблему — очень слабое понимание потребительских предпочтений на целевых рынках и слабые компетенции наших производителей в вопросах маркетинга продукции высоких переделов», — прокомментировал Шеремет «». Еще одной сложностью, по его словам, является неосведомленность потенциальных импортеров о российской продукции. Поэтому построение странового бренда и поддержке экспорта является сейчас одной из главных задач Минсельхоза и Российского экспортного центра.

Загрузка...