Правительство внесло в Госдуму проект закона о производстве органической продукции. Документ в том числе устанавливает правовые основы для производства органической продукции, формулирует основные понятия, определяет полномочия органов власти и предусматривает ведение единого реестра производителей органической продукции.
Так, в законопроекте под органической продукцией предлагается понимать «продукцию растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемую в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, произведенную в соответствии с принципами производства органической продукции». Производители такой продукции смогут пройти добровольную сертификацию, после которой получат право размещать на ней графический знак.
Какой именно это будет знак, в законопроекте не уточняется. «Пожалуй, это самая сложная проблема на сегодняшний день, связанная с законопроектом, — говорит председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. — По замыслу проекта, маркировка должна вводиться одновременно с принятием закона, однако вероятно, что маркировка будет утверждаться позднее. Сейчас пока даже непонятно, кто ее должен разрабатывать, когда мы работали над законопроектом, то думали, что это будет Минсельхоз. Сейчас предполагается, что это будет другой орган — Росстандарт или Росаккредитация». При этом Коршунов отметил, что до появления маркировки закон об органическом производстве в полной мере не заработает.
Производителей, прошедших сертификацию, планируется включать в единый госреестр, который будет общедоступным. Как следует из законопроекта, реестр должен появиться в течение 24 месяцев после принятия документа. Такой срок связан с тем, что создание реестра «потребует внесения соответствующих изменений в федеральные государственные информационные системы в области сельского хозяйства», указано в пояснительной записке. Затраты на создание реестра правительство оценило в 24 млн руб. «С реестром также пока непонятно, как он будет составляться и кто его будет вести. Надеюсь, что это будет обсуждаться в Госдуме на совещании в феврале. Кроме того, в проекте не до конца прописано взаимное признание с европейскими стандартами. Я рассчитываю, что такие поправки в законопроект удастся внести», — сказал «Агроинвестору» Коршунов.
В законопроекте написано и о господдержке производителей органической продукции, включенных в соответствующий реестр. Как следует из текста законопроекта, такая господдержка, как и сам реестр, должна заработать в течение двух лет после принятия закона. «Рассматривается несколько вариантов. Первое — это помощь в конверсионный период, то есть период перехода с традиционного на органическое земледелие. В период конверсии себестоимость продукции уже выше, а ее рыночная стоимость при отсутствии сертификата остается прежней. Разрабатывается вариант некой компенсации на этот период», — рассказал Коршунов. Также изучается предложение о компенсации в виде снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду. «При работе по органическим технологиям экологическое воздействие минимизируется, соответственно, наверное, будет минимизироваться плата за НВОС [негативное воздействие на окружающую среду], которую сейчас вынуждены платить переработчики и животноводы. Кроме того, рассматривается вариант частичной компенсации зарубежной сертификации, необходимой для начала экспорта», — добавил Коршунов. Пока же, по его словам, господдержка для органических производителей не предусмотрена — они имеют такие же льготы, как и все остальные аграрии.
Как заявлял глава Минсельхоза Александр Ткачев, сейчас Россия занимает менее 1% на мировом рынке органических продуктов. В будущем доля может вырасти до 10-25%. По данным Международной федерации экологического земледелия на 2015 год, в мире под органическое сельское хозяйство было задействовано 43 млн га земель сельхозназначения. В то же время только в России, по подсчетам авторов законопроекта, есть 28 млн га неиспользуемых земель, которые в любой момент могут быть введены в оборот для ведения органического сельского хозяйства. Собственные законы в области органического земледелия сейчас действуют в 82 странах, в том числе в США, Японии, Индии, Канаде, Китае, Европе. Среди государств СНГ законы об органическом сельском хозяйстве приняты в Казахстане, Молдавии, Грузии, Армении.
В России же рынок органической продукции пока развивается стихийно, признавал 18 января премьер-министр Дмитрий Медведев. «Отметку «органическая» можно встретить на продуктах, которые таковыми вообще не являются. Людям трудно понять, чем этот продукт отличается от тех, на которых есть знак «био», «эко», «фермерский», «натуральный». После принятия закона невозможно будет вводить потребителей в заблуждение, их права будут защищены», — говорил Медведев. По словам Коршунова, по состоянию на декабрь в России было три сертифицирующих организации, которые получили в Росаккредитации разрешение на сертификацию по российскому ГОСТу об органическом производстве.