По прогнозу Росптицесоюза, в 2018 году производство мяса птицы в России может увеличиться на 100 тыс. т и превысить 4,9 млн т в убойном весе. На долю птицы будет приходиться 47% всего производства мяса в стране, при этом импорт продолжит сокращаться и снизится на 8% до 230 тыс. т, а экспорт прибавит 40% и может достигнуть 210 тыс. т, следует из материалов союза.
Драйвером роста сектора является индейка, рассказала в ходе организованной «Агроинвестором» конференции «Агрохолдинги России» замгендиректора Росптицесоюза Елена Степанова. «Этот сегмент птицеводства развивается наиболее активно: если по бройлеру в 2018 году рост к уровню 2013-го составит 30%, то по индейке — в 2,4 раза», — сравнила она. В этом году производство индейки в промышленном секторе составит 293 тыс. т в живом весе, к 2020-му показатель увеличится до 397 тыс. т, прогнозирует союз. В 2017-м выпуск этого вида мяса оценочно составил 276,8 тыс. т.
Правда, основатель холдинга «Евродон» - одного из крупнейших в стране производителей индейки — Вадим Ванеев в ходе конференции сказал, что «эра индейки закончилась». Новые заявляемые проекты не будут реализованы, компании работают на склады, и бешеного роста ждать не стоит, поскольку все упирается в ограниченные возможности увеличения потребления этого вида мяса. «Это определенный сегмент. Когда мы в 2007 году вышли на рынок, население потребляло в среднем 76 г индейки в год, сейчас — больше 1 кг/чел.», — отметил Ванеев.
Единственный выход для участников рынка — экспорт, считает он, однако обращает внимание, что Россию в мире никогда не воспринимали как экспортера продуктов питания. «Мы — поставщики зерна, масла, но никто в мире не ждет нас с мясом, — подчеркнул Ванеев. — Мы 100% выйдем на экспорт, но нам никто не поможет: каждая компания должна сама найти партнеров, и затем с помощью государства закрепиться на этих рынках».
Необходимость развития экспорта всем понятна, и здесь требуется помощь государства, подтвердила Степанова. Птицеводческую продукцию нужно вывозить, поскольку это единственный способ выровнять баланс рынка и избежать его перенасыщения в условиях ограниченного внутреннего спроса. «Экономическая доступность мяса птицы — это его конкурентное преимущество, но по мере того, как насыщается рынок свинины, и цены на нее снижаются, это преимущество будет уходить», — предупредила эксперт. При этом она обратила внимание, что темп роста цен на птицу отстает от динамики увеличения себестоимости производства: за прошедшие три года бройлер подорожал на 9,6%, а себестоимость увеличилась почти на 18%. Сейчас цены на мясо птицы находятся примерно на уровне 2013 года, а прогнозы Минэкономразвития относительно увеличения располагаемых доходов населения, что могло бы позитивно повлиять на продажи, не оправдываются. «Производители должны ориентироваться на то, что серьезных улучшений не будет», — подчеркнула Степанова. Так, по итогам этого года потребление мяса птицы вырастет лишь на 0,2 кг до 33,7 кг/чел. в год.
Союз совместно с Минсельхозом разработал программу развития экспорта продукции птицеводства, которая в частности предполагает увеличить внешние продажи мяса птицы более чем в два раза до 350 тыс. т к 2020 году. По итогам 2017-го за рубеж было поставлено оценочно около 150 тыс. т, в том числе 65% объема пришлось на страны СНГ, оценил Росптицесоюз.