Правительство России расширило список сельскохозяйственной и продовольственной продукции, запрещенной к ввозу из Евросоюза, США, Канады, Австралии и ряда других государств, которые ввели или поддержали санкции против нашей страны. Как следует из опубликованного постановления кабмина, датированного 25 октября, в перечень включены живые свиньи, за исключением чистопородных племенных животных, а также пищевые субпродукты КРС, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов и лошаков, за исключением товаров для производства фармацевтической продукции. Кроме того, под запрет попали свиной жир, жир КРС и домашней птицы, лярд-стеарин, олеостеарин и животное масло.
«Введенные ограничения на ввоз товаров не скажутся на обеспечении внутренних потребностей России», — говорится в сообщении пресс-службы правительства. Как пояснил вице-премьер Аркадий Дворкович, таким образом наша страна закроет «серые» каналы поставок, которые фактически использовались для ввоза одних товаров под видом других. «Речь идет прежде всего о субпродуктах мясной группы, также о живых свиньях», — сказал Дворкович, слова которого приводятся на сайте кабинета министров.
Объем этих поставок оценивается в десятки тысяч тонн. «Не сотни тысяч, что могло бы реально нанести серьезный ущерб рынку, но десятки тысяч тонн, которые неблагоприятно сказываются на конъюнктуре цен на российском рынке, ведут к потерям наших производителей», — подчеркнул вице-премьер.
То, что товарные свиньи попали под «антисанкции», никак не скажется на российском рынке мяса в ближайшей перспективе, констатирует руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово» Андрей Дальнов. «Перемещение животных уже запрещено из-за сложной эпизоотической обстановки. Свиной жир из Евросоюза в Россию не ввозится по тем же причинам», — прокомментировал он «Агроинвестору». Ранее живые свиньи поставлялись в основном из стран Евросоюза, однако в январе 2014 года Россельхознадзор запретил импорт продукции свиноводства из ЕС после обнаружения африканской чумы свиней (АЧС) в некоторых регионах блока. Этот запрет действует до сих пор. При этом потенциально европейские свиньи представляют серьезную проблему, отмечает Дальнов. «После присоединения к ВТО этот сегмент рынка России остался самым незащищенным. Таможенный тариф на ввоз живых свиней составляет лишь 5%, а квота отсутствует — то есть импорт не ограничен. Беспрепятственный ввоз «живка» из ЕС привел бы к росту предложения на уже и без того насыщенном российском рынке», — констатирует он.
Что касается шпика и свиных субпродуктов, то, по оценке Национального союза свиноводов, за последние пять лет в связи с увеличением собственного производства объем их импорта в Россию сократился с 450-500 тыс. т до незначительных 25 тыс. т. При этом основной объем импортного шпика сейчас ввозится из стран Латинской Америки — около 20 тыс. т. в год. «Из-за нового распоряжения импорт снизится примерно на 2-3 тыс. т, которые продолжали поступать из США», — подсчитал Дальнов.
«Десятки тысяч тонн — это совсем небольшие объемы, которые на рынке никак не скажутся», — уверен президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян. Он напомнил, что в отрасли свиноводства российский рынок уже близок к насыщению, и из Евросоюза сейчас не импортируется ни одного грамма субпродуктов. «Немного везется из США, однако этот выпадающий объем рынок даже не увидит. К тому же замещение может происходить и между разными видами мяса: есть избыток птицеводческой продукции, и если люди увидят, что свиные субпродукты стали дорожать, они просто перейдут на птичьи», — сказал «Агроинвестору» Мамиконян.
Принятое решение о расширении эмбарго эксперт считает хорошим, но недостаточным сигналом для инвесторов. «Постановление правительства — техническая корректировка того, что должно было быть сделано в ответных мерах еще в 2014 году. Тогда эти позиции не были включены просто из-за того, что торопились. Однако есть другие продукты животного происхождения и продукты переработки убоя, которые в список и сейчас не вошли», — подчеркнул Мамиконян. Например, под продэмбарго не попадает консервная продукция, продукция глубокой переработки, заметил он. «А это не дает четкого и понятного сигнала инвесторам. Лучше было бы сразу взять полный список продуктов животного происхождения и полностью по этому списку сделать ответные меры», — считает эксперт.
Россия ввела продуктовое эмбарго в августе 2014 года в ответ на санкции Запада. Под запрет попали мясо КРС, свиней и птицы, рыба и морепродукты, колбасы, молочная продукция, овощи, фрукты, орехи. Первоначально эмбарго было введено в отношении стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии, а позднее распространено на Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину. Эмбарго неоднократно продлевалось, сейчас оно действует до конца 2018 года.