В 1970 году в своей песне Working Class Hero уже бывший «битл» Джон Леннон перечислил основные ингредиенты одурманивания рабочего люда: религия, секс и телевидение. Но если бы бард писал сегодня, то он бы наверняка не пропустил еще одну составляющую — сахар. На прошлой неделе газета New York Times опубликовала очередное резюме разрушительных последствий чрезмерного употребления быстрых углеводов. Конечно, это и традиционный диабет второго типа, и гнилые зубы, а также ожирение печени и сердечные заболевания. Медицинские расходы, связанные с лечением этих болезней в США, составляют $1 трлн. Сахар повсюду — не только в бесчисленных конфетах, печенье и пирожных, но и в менее очевидных продуктах — в хлебе, соках и даже в некоторых колбасных изделиях.
Однако самым эффективным средством доставки сахаров до организма являются газированные напитки. Именно в этой отрасли на сегодня проходит линия фронта, разделяющая сторонников ограничения употребления сахара и отраслевых лоббистов. В ряде муниципалитетов США введены акцизы. Понятно, что налог — это дополнительные расходы. Но акциз также моментально уравнивает «газировку», табак и алкоголь в сознании потребителя, что также, мягко говоря, не способствует росту продаж. Эффективность налогообложения доказана, и именно поэтому производители не жалеют усилий для ограничения этой практики. При этом используются «старые добрые» методы, уже опробованные табачной отраслью: скоординированная PR-активность, дискредитация недружественных научных публикаций, «обработка» журналистов и влиятельных блогеров, создание псевдо-общественных организаций и интенсивное лоббирование на всех уровнях власти.
Размах деятельности американских компаний глобален. Противодействие дополнительному налогообложению оказывается в паре десятков стран, в том числе и в России. В 2016 году лоббисты Coca-Cola отчитались об успешном противодействии введению акцизов в нашей стране. Интересно, что большинство сахаросодержащих продуктов (как и алкоголь) не попали в российские «антисанкционные» списки. Остается надеяться, что идеальный гражданин в представлении российской элиты все же имеет мало общего с литературным героем Джона Леннона.
Производители сладостей не единственные последователи табачной отрасли. Сейчас один из крупнейших производителей средств защиты растений — компания Monsanto - находится в центре скандала, связанного с возможной канцерогенностью их гербицидов (в статье по ссылке также чудесная графика с долями рынка производителей семян и почему-то мяса и пива). Проблемы начались в 2015 году, когда Всемирная организация здравоохранения признала потенциально канцерогенным глифосат (активное вещество популярного гербицида Roundup). С тех пор число поданных против Monsanto исков растет пропорционально все новым доказательствам, увязывающим глифосат и рак. Также становится все более очевидным, что представители компании знали о возможных рисках. Но все это вовсе не означает, что лоббисты Monsanto готовы признать поражение. Компания ведет активную борьбу за продление лицензии на использование глифосата в ЕС на следующие десять лет. Исход борьбы менее очевиден, чем может показаться. Германия поддерживает продление лицензии Roundup в ЕС, а ее позиция может стать решающей. С точки зрения европейских фермеров, в это трудное для всех время экспериментировать с заменой гербицидов и рисковать дальнейшей потерей конкурентоспособности было бы нелогично. Поэтому лоббисты Monsanto могут спать спокойно.
На фоне рекордных урожаев между фермерами из различных зернопроизводящих регионов разворачивается настоящая война за рынки сбыта. Бразилия теснит США на рынке кукурузы. Россия доминирует на рынке пшеницы. А европейским странам остается принимать условия, навязанные «прайс-мейкерами». В этом сезоне экспорт пшеницы из Франции упал на 35%. Но и перспективы российского вывоза пшеницы не остаются безоблачными. Турция, которая является вторым по важности для России рынком сбыта, недвусмысленно намекает, что объемы российского экспорта пшеницы будут пропорциональны импорту турецких томатов. Похоже, что для российских экспортеров пшеницы найдут выход. Ну а отечественным производителям овощей остается рассуждать о превратностях судьбы и корректировать бизнес-планы.
Автор — руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово».