В этом году впервые за последние годы производство молока в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах превысило выбытие в личных подсобных хозяйствах, сообщил министр сельского хозяйства Александр Ткачев в ходе «правительственного часа» в Госдуме. По его словам, доля отечественного молока в общем объеме потребления приблизилась к 82%. «Рассчитываем, что дальнейшая работа в этом направлении позволит выйти на показатели Доктрины продовольственной безопасности по молоку в ближайшие три, максимум пять лет», — оценил Ткачев.
«Молочная отрасль растет, и на самом деле очень неплохо. Последние инвестпроекты и та поддержка государства, которая у нас сегодня существует, отрасль достаточно хорошо воспринимает. Мы в ближайшие два-три года закладываем более 90 новых молочных комплексов — средних, больших, крупных
«В последние годы объемы производства росли, в основном, не за счет строительства новых ферм, а за счет увеличения продуктивности животных», — прокомментировал «Агроинвестору» слова министра исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов. И здесь, по его словам, остается большой потенциал. «Сейчас средняя продуктивность в стране — 4200 кг на корову, в сельхозорганизациях — чуть больше 5000 кг. Увеличить до 6000-6500 кг в нашей стране — не такая уж непреодолимая задача, и это в ближайшие годы будет одним из ключевых драйверов сектора», — отметил он. Несмотря на это, по мнению Белова, за пять лет полностью закрыть дефицит молока вряд ли удастся. «По нашим оценкам, сейчас доля импорта составляет порядка 22%. И увеличение рынка товарного молока на 2-3% — а это именно тот прирост, который был последние два-три года — позволит России в перспективе трех-четырех лет выйти на долю импорта в 14-15%», — полагает эксперт. При этом, по его словам, в последнее время ситуация на российском молочном рынке была «тепличной». «Было закрыто большинство рынков, а поставлять молочную продукцию из тех стран, которые не попали под санкции, не позволял слабый рубль. Но сейчас фактором, который будет определять развитие рынка, является спрос, а он падает. И если государство не включит регулирующие механизмы, которые будут поддерживать и спрос, и доходность производителей, то, я боюсь, мы можем столкнуться со стагнацией молочного рынка, а не его ростом», — полагает Белов.
Однако думать об экспорте необходимо вне зависимости от уровня самообеспечения, уверен эксперт. «Снижение потребления молока и молокопродуктов внутри страны на фоне слабого рубля делает экспорт одной из альтернатив для развития молокоперерабатывающих предприятий и поддержания их доходности. Кроме того, ведущие рынки, прежде всего, стран Юго-Восточной Азии, в ближайшие 10 лет по ряду позиций обеспечат удвоение объемов потребления. Так, потребление сыров в Китае вырастет более чем в два раза», — считает Белов.
В Доктрине продовольственной безопасности пороговое значение отечественного производства молока указано на уровне не менее 90% от общего объема ресурсов. По итогам 2016 года это значение, по оценке Минсельхоза, выросло на 2,1 п.п. до 81,5%, однако планового значения госпрограммы (83%) не достигло. Производство сырого молока во всех хозяйствах составило 30,7 млн т, что на 0,2% ниже уровня 2015-го, импорт в пересчете на молоко — почти 7 млн т. Потребление молока на душу населения в 2016 году снизилось на 2,3% и составило 233,3 кг при рекомендованной норме 325 кг, что, как указано в Нацдокладе, связано как со снижением общих ресурсов молока и молокопродуктов, так и с удорожанием молочной продукции в условиях падения реальных располагаемых доходов населения.
По данным Росстата, в январе-июле 2017 года производство молока во всех хозяйствах выросло на 0,6% к аналогичному периоду прошлого года, за семь месяцев произведено 18,5 млн т. При этом стадо КРС к концу июля, по расчетам статистического ведомства, составляло 19,7 млн животных (на 0,9% меньше уровня 2016-го), в том числе коров — 8,3 млн (также на 0,9% меньше). В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 43,5% общего стада (в конце июля 2016-го — 44,1%).