К 2020 году Россия должна увеличить вывоз продовольствия на $4,5 млрд

На программу поддержки экспорта выделили всего 2,4 млрд рублей

Диверсификации поставок будет способствовать качественный анализ потенциальных рынков
Диверсификации поставок будет способствовать качественный анализ потенциальных рынков

Россия должна нарастить экспорт продовольствия и сельхозсырья на $4,5 млрд руб. к 2020 году, рассчитывает . Именно вывоз продукции является основным направлением, которое в будущем будет определять рост АПК, сказал на конференции «Аграрный форум России: как обеспечить устойчивый рост отрасли», организованной газетой «Ведомости», статс-секретарь — замминистра сельского хозяйства Сергей Левин.

«АПК устойчиво прибавляет на протяжении 15 лет подряд, это основа роста нашей экономики, — подчеркнул чиновник. — Мы добились заметных успехов в импортозамещении, хотя стартовали с очень низкой точки. Однако теперь мы подходим к тому, когда становится невозможно обеспечивать расширение производства, ориентируясь только на внутренний рынок». Для поддержки экспорта продовольствия Минсельхозом разработана и начала действовать с начала этого года специализированная подпрограмма. Пока, по словам Левина, на ее реализацию выделены «не очень большие финансы» - 2,4 млрд рублей до 2020 года, однако начало положено.

В подпрограмме выделяются три основные задачи. Во-первых, маркетинговая поддержка российского продовольствия на зарубежных рынках. Во-вторых, поддержка деятельности Россельхознадзора, чтобы ведомство помогало обеспечивать качество отечественной продукции для создания образа продукции высокого качества. Для этого в частности планируется переоснащение значительной части лабораторий Россельхознадзора. В-третьих, изучение потенциальных рынков сбыта. До сих пор этим «никто не занимался», акцентировал чиновник. Все вместе это будет способствовать диверсификации поставок за рубеж.

В прошлом году главными потребителями российского продовольствия стали Турция ($1,66 млрд) и Китай ($1,62 млрд). Однако страновая структура экспорта как и товарный ассортимент с каждым годом увеличиваются на фоне роста общего объема вывоза. «Если посмотреть на карту мира, наша продукция на ней представлена достаточно широко, даже иногда дотягиваемся до Латинской Америки, — подчеркнул замминистра. — Хотя перед тем как выходить на такие дальние рынки стоит внимательно просчитывать логистику: если стоимость доставки до покупателя превышает стоимость груза, то о какой конкуренции тут можно говорить?». Поэтому, чтобы максимально эффективно диверсифицировать экспорт, нужно сначала быстро провести качественный анализ рынков, добавил Левин.

В мире существует две модели поддержки экспорта. Американская, которая ориентирована на продвижение брендов, и европейская, сосредоточенная на поддержке на зарубежных рынках географически защищенных наименований. «Мы решили использовать обе схемы, но каждый должен сконцентрировать усилия на своем: крупные компании — на брендах, государство — на регионализации продукции, — отметил Левин. — Рынок географически защищенных наименований сейчас оценивается в $50 млрд в год. Всему миру известен итальянский пармезан, мы хотим чтобы и, например, наше вологодское масло за рубежом стало таким же узнаваемым брендом». разрабатывает подпрограмму поддержки продукции и по этому направлению. Сейчас, по данным Левина, в России насчитывается всего около 17 региональных наименований.

По данным ФТС, общий экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья в 2016 году достиг $17 млрд (в 2015-м — $16,1 млрд). Прирост объемов был обеспечен за счет увеличения поставок в государства дальнего зарубежья — с $11,9 млрд до $12,8 млрд, вывоз в страны СНГ напротив немного снизился — $4,2 млрд до $4,17 млрд.

Загрузка...