Минсельхоз совместно с другими ведомствами и отраслевыми союзами проработал вопрос о целесообразности проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке мяса и мясопродуктов. Как сообщила «Агроинвестору» представитель пресс-службы министерства, в результате проведение госзакупок в этой отрасли было признано преждевременным.
«В целом производство скота и птицы на убой в России имеет относительно равномерный уровень в течение года и, в отличие от рынка зерна, объем выпуска мяса не отличается на десятки процентов от года к году, так как погодный фактор имеет ограниченное влияние на производственные процессы», — рассказала представитель агроведомства. Кроме того, поквартальные объемы производства заметно сгладились на фоне структурной модернизации отрасли, в результате которой доля ЛПХ уменьшается. «А именно преобладание ЛПХ в свиноводстве еще 12 лет назад было причиной существенной разницы в объемах производства по кварталам», — напомнила она.
Также чиновники Минсельхоза пришли к выводу, что в настоящее время производители скота и птицы имеют возможность своевременно регулировать поголовье на откорме, исходя из прогнозов спроса и предложения и учитывая сложившиеся сезонные колебания. Наконец, в случае проведения интервенций могут возникнуть проблемы с хранением продукции, для которой необходимы особые температурные условия, а также со своевременной реализацией мяса из госфонда, чтобы не всколыхнуть рынок.
На рынке мяса таких провалов в производстве, как в зерновой отрасли, действительно нет, соглашается председатель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Да, у нас есть сезонные колебания потребления мяса, но производство мало зависит от сезонных факторов, в отличие от того, как это было 10 лет назад, когда доля ЛПХ была огромной, в частности, в свиноводстве. Сейчас же промышленное производство обеспечивает довольно-таки плановый порядок выдачи продукции. И потом, если государство решит закупать мясо и тратить деньги на его хранение, то когда оно будет поступать на рынок? У нас нехватки мяса нет в принципе», — сказал «Агроинвестору» Юшин. В то же время, идея интервенций все же могла бы быть реализована, полагает он. «Если бы государство выкупало мясо и оказывало гуманитарную поддержку каким-то странам, то есть снимало бы избыточный объем, отдавая его на внешние рынки, то такая тактика могла бы поддержать отрасль. Правда, такой катастрофической ситуации с перепроизводством в России пока нет: наиболее сложная ситуация сейчас в птицеводстве, где наблюдается определенный избыток предложения, но это мы можем решать и развивая экспортные поставки», — добавляет он.
Эксперт относится с сомнением и к идее молочных интервенций. «В отличие от рынка мяса, который в целом защищен тарифными квотами на импорт, на молочном рынке таких барьеров нет. Мы живем в ЕАЭС, и если гипотетически государство решит закупить, например, сухое молоко и сыры, чтобы поддержать отечественного производителя, то сразу же начнется массированный ввоз импортного молока или сыра, — отметил Юшин. — Затем, когда придет сезон, и цена на молоко пойдет вверх, государство должно будет вернуть продукцию на рынок. А это вызовет снижение цен и, следовательно, также отнюдь не поддержит отечественного производителя».
Проработать вопрос о целесообразности проведения интервенций на рынке
мяса Минсельхозу поручил премьер-министр Дмитрий Медведев в начале
апреля. С 2001 года в России проводятся интервенции для стабилизации
внутренних цен на зерно. Кроме того, в этом году впервые могут
состояться госзакупки молока и молочной продукции — как ранее сообщал
Минсельхоз, они будут проведены в пилотном режиме в сезон «большого
молока» и только в тех регионах, где потребуется сбалансировать уровень
цен. По словам зампредседателя аграрного комитета Госдумы Айрата
Хайруллина, молочные интервенции могут начаться уже с 1 июля. Согласно
предложению Минсельхоза, ежемесячная плата за хранение сухого молока в
госфонде составит 280 руб./т, сливочного масла — 865 руб./т.