В 2016 году впервые за последние годы в России снизился платежеспособный спрос на молочные продукты. По подсчетам исполнительного директора «Союзмолока» Артема Белова, по итогам года спрос на молоко и молочную продукцию может упасть на 2-3%.
В первую очередь на такую тенденцию повлияло изменение доходов населения, которые падают 22 месяца подряд. Как свидетельствуют данные Росстата, в январе--сентябре доходы населения сократились на 5,3%. Кроме того, по информации пресс-службы III Международного агропромышленного молочного форума, негативно сказывается низкая информированность населения о пользе молочных продуктов, а также сведения о болезнях коров, подчас недостоверные.
«В предыдущие годы динамика потребления балансировала в районе нулевых значений: по некоторым категориям потребление снижалось, по некоторым — росло», — сказал «Агроинвестору» Белов. Так, по данным «Союзмолока», в 2015 году потребление цельномолочной продукции увеличилось на 0,7%, йогуртов — снизилось на 3,6%, кефира — на 1,3%, сыров — на 4,4%, сливочного масла — на 3,2%. В будущем, полагает Белов, если турбулентная ситуация в экономике страны будет продолжаться, спрос на молочную продукцию будет стагнировать. Кроме того, продолжит увеличиваться доля потребителей, покупающих только базовые продукты, такие как молоко и кефир, а также переключение с молочных продуктов на молокосодержащие.
По данным маркетинговой компании Nielsen, сейчас 27% потребителей выбирают более дешевые марки молочной продукции, в том числе собственные торговые марки сетей. «Наиболее популярной стратегией экономии является поиск магазинов с низкими ценами, специальных промопредложений, «красных ценников». Другой интересный тренд заключается в том, что на полке растет количество упаковок молока объемом более 1 литра», — говорит руководитель направления по стратегическому партнерству Nielsen Россия Салтанат Нысанова.
Потребление молочных продуктов в натуральном выражении в текущем году растет в пределах 1%, однако замеры проводились без учета потребления сыров, свидетельствуют данные Nielsen. Если смотреть в целом на потребление молочных продуктов, то снижение потребления на 3% действительно может быть, говорит независимый эксперт по молочному рынку Татьяна Рыбалова. «Россияне продолжают экономить, а в текущем году режим экономии затронул и продукты питания. Ситуация с потреблением ухудшается, так как сказывается накопительный эффект», — сказала «Агроинвестору» Рыбалова.
Динамика потребления в 2017 году во многом зависит от экономической ситуации, отмечают эксперты. Если, как прогнозируют в МЭР, экономическая ситуация стабилизируется, то улучшатся и показатели потребления продуктов питания. Если же падение доходов населения продолжится, то мы станем свидетелями дальнейшего сокращения потребления молочных продуктов. «Но темпы снижения потребления замедлятся, так как молоко относится к категории, которая на фоне других продуктов пользуется спросом», — отметила Рыбалова.
По данным ВОЗ, объемы потребления молочной продукции в России значительно отстают от рекомендованных норм. Если в 1990 году потребление в России достигало 390 кг на душу населения, то сейчас этот показатель снизился до 235 кг, в то время как медицинская норма ВОЗ составляет 320-330 кг на человека ежегодно.